Формирование общих и профессиональных компетенций у обучающихся при подготовке специалистов-технологов (специальность 19.02.10 Технология продукции общественного питания)
Автор: Денисенко Валентина Семеновна Должность: преподаватель Учебное заведение: ЧПОУ "Кооперативный техникум" Населённый пункт: г. Ставрополь Наименование материала: статья Тема: Формирование общих и профессиональных компетенций у обучающихся при подготовке специалистов-технологов (специальность 19.02.10 Технология продукции общественного питания) Раздел: среднее профессиональное
Тема «Приемы и методы формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся
по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания»
Денисенко Валентина Семеновна
ЧПОУ «Кооперативный техникум» г. Ставрополь
В современных быстроменяющихся экономических условия в предприятиях общественного
питания, обслуживающих большое количество потребителей, часто встречаются ситуации, когда
молодой специалист должен самостоятельно принять технологическое решение и за короткий
период
времени
его
реализовать.
На
практике
наблюдается
ситуация,
несущие
в
себе
повышенную психоэмоциональную нагрузку, вызванные принятием оперативных решений при
отсутствии необходимых ингредиентов или их несоответствии требованиями к качеству. Подобные
проблемы,
наслаиваясь
одна
на
другую,
могут
вызвать
у
молодого
специалиста
потерю
профессиональной бдительности, элементарную усталость, что может привести к нарушениям
технологического процесса производства блюд и кулинарных изделий и снижению их качества.
Зачастую обладая достаточно хорошей профессиональной подготовкой и умением качественно
выполнять
технологические
приемы
по
приготовлению
кулинарной
продукции,
молодой
специалист
оказывается
психологически
не
готов
к
действию
в
быстроменяющихся
и
экстраординарных производственных ситуациях, и тогда все его профессиональные умения и
навыки теряют свое значение.
Естественно, что в силу своего молодого возраста обучающиеся в своей жизни ещё мало
встречались с ситуациями, требующими от них таких качеств, как ответственность, быстрота,
смелость,
сообразительность,
решительность
и
т.д.
Обладание
данными
психологическими
качествами во многом обусловливает возможность специалиста использовать свои внутренние
ресурсы для выхода из корреляционной зависимости между уровнем развития необходимых
психологических качеств и формированием профессиональных компетенций. Поэтому развития у
студентов
необходимых
психологических
качеств
должно
проходить
параллельно
с
формированием
профессиональных
компетенций.
Поскольку
профессиональные
компетенции
технолога, прежде всего, характеризуется комплексом умений и приобретённых практических
навыков,
в
образовательном
процессе
подготовки
специалиста-технолога
предусматривается
создание целостной системы их формирования и развития.
Одним
из
наиболее
значимых
и
решающих
элементов
в
формировании
общих
и
профессиональных компетенций технолога являются практические и лабораторно-практические
занятия.
В
качестве
примера
формирования
общих
и
профессиональных
компетенций
у
обучающихся
по
специальности
19.02.10
Технология
продукции
общественного
питания
остановлюсь на лабораторно-практическое занятие на тему «Приготовление сложных холодных
блюд и закусок из овощей, грибов, фруктов, плодов» по МДК 02.01 Технология приготовления
сложной холодной кулинарной продукции в рамках ПМ 02 Организация процесса приготовления и
приготовление сложной холодной кулинарной продукции.
При
подготовке
к
проведению
урока
преподавателю
необходимо
провести
подготовительную
работу
по
анализу
трудовых
функций
повара
согласно
требований
Профессиональному
стандарту
повара,
утвержденному
Министерством
труда
и
социальной
защиты РФ, в котором определены трудовые функции и действия, необходимые умения и знания
по
профессии
«Повар»
и
сопоставлению
этих
функций
и
действий
с
профессиональными
компетенциями технолога, которые определены ФГОС по специальности.
Особенностями работы при планировании занятий по специальности 19.02.10 Технология
продукции
общественного
питания
является
работа
преподавателей
с
имеющимися
Профессиональными стандартами по профессии «Повар», «Кондитер» и, обращаясь к ним,
периодически сопоставлять требования профессионального стандарта и ФГОС. Не исключением
является и данный урок.
В плане урока были определены следующие профессиональные компетенций:
ПК 2.2. Организовывать и проводить приготовление сложных холодных блюд из овощей, рыбы,
мяса и сельскохозяйственной (домашней) птицы. Из данной компетенции был выделен компонент
«Приготовление сложных холодных блюд и закусок из овощей, грибов, плодов, фруктов». И вот
здесь возникает проблема, когда на лабораторно-практическом занятии невозможно формировать
полностью компетенцию, определенную ФГОС, а только ее часть – компонент. На последующих
занятиях формируются следующие компоненты профессиональной компетенции.
ПК 2.3. Организовывать и проводить приготовление сложных холодных соусов.
А
так
же
определено
продолжение
работы
по
формированию
общих
компетенций
общих
компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней
устойчивый интерес.
ОК
2.
Организовывать
собственную
деятельность,
выбирать
типовые
методы
и
способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК
4.
Осуществлять
поиск
и
использование
информации,
необходимой
для
эффективного
выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития.
ОК
5.
Использовать
информационно-коммуникационные
технологии
профессиональной
деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
потребителями.
Хочу обратить внимание, что из всех общих компетенций, определенных ФГОС, выбраны
только те, по которым будет продолжена работа по их формированию.
Формирование профессиональных и общих компетенций невозможно отдельно, они тесно
взаимосвязаны
и
переплетаются
друг
с
другом.
Нельзя
сформировать
одну
компетенцию
и
перейти к формированию другой.
В качестве примера остановлюсь на ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость
своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Ее формирование возможно
только
при
понимании
обучающимися
того,
что
качество
и
безопасность
приготовленной
кулинарной продукции, в частности сложных холодных блюд и закусок из овощей, грибов, плодов,
фруктов
напрямую
оказывают
влияние
на
здоровье
и
качество
жизни
потребителей.
А
приготовление безопасной, качественной кулинарной продукции – это этап в формировании
профессиональных
компетенций: ПК 2.2. Организовывать и проводить приготовление сложных
холодных блюд из овощей, рыбы, мяса и сельскохозяйственной (домашней) птицы (приготовление
сложных холодных блюд и закусок из овощей, грибов, плодов, фруктов); ПК 2.3. Организовывать и
проводить приготовление сложных холодных соусов.
Формирование общих компетенций находит свое отражение на каждом этапе урока и
оценивается на одном этапе баллами, а на другом – комментариями.
Следует заметить, что для каждого конкретного урока определяются не только конкретные
цели для формирования компетенций, а так же и необходимые трудовые действия, умения и
знания будущих специалистов.
Проведение данного лабораторно-практического занятие включает несколько этапов:
-
подготовительный;
-
самостоятельная
творческая
работа
обучающихся
вне
урока
и
непосредственно
на
занятии;
-
презентация и оценка результатов выполнения творческих работ студентов.
Как
при
проведении
урока
в
целом,
так
и
при
проведении
каждого
его
этапа
преподавателем для формирования компетенций используются различные приемы и методы
активного обучения и элементы интерактивного обучения.
На
подготовительном
этапе
перед
студентами
ставится
проблема,
связанная
с
обеспечением потребителей качественной и безопасной кулинарной продукцией, в частности
холодными
блюдами
и
закусками
и
выдается
опережающее
задание
проблемно-поискового
характера в виде производственной ситуации, для выполнения которого обучающиеся провели
исследования
ассортимента
и
особенностей
технологического
процесса
сложной
холодной
кулинарной продукции на предприятиях общественного питания города и края, и на протяжении
всего занятия студенты варианты решения поставленной проблемы. Задание опережающее,
потому
что
студенты
начинают
готовиться
к
его
выполнению
при
прохождении
учебной
и
производственной практики по другому модулю ПМ 03 Организация процесса приготовления и
приготовление сложной горячей кулинарной продукции.
Методы
и
приемы
обучения,
используемые
преподавателем
для
формирования
компетенций у обучающихся различные. Так одни методы и способы обучения проходят через все
этапы урока:
1.
творческие:
-
при систематизации и анализе информации по исследованию ассортимента и технологии
приготовления сложных холодных блюд и закусок из овощей, грибов, плодов, фруктов;
-
при составлении плана выступления и подготовки презентации по материалам исследования;
разработке технико-технологической документации;
-
при
выполнении
обучающимися
заданий
самостоятельной
творческой
работы
по
приготовлению сложных холодных блюд и закусок из овощей, грибов, плодов, фруктов;
-
при разработке предложений по совершенствованию технологии приготовления безопасной и
качественной сложной холодной кулинарной продукции.
2.
методы
накопления
опыта
межличностных
отношений,
эмоциональной
и
творческой
деятельности:
при освоении обучающимися норм взаимодействия с работодателями, коллегами;
при работе в составе малых групп;
при
взаимоподдержке
и
взаимоконсультировании
при
выполнении
творческих
заданий-
исследований в период практики, при приготовлении блюд.
3.
методы и приемы проверки и оценки знаний, умений и навыков:
1.
при корректировке и оперативном контроле выполнения творческих заданий;
2.
при проверке степени готовности обучающихся к выполнению самостоятельной творческой
работы;
3.
при
защите
результатов
проведенных
исследований
и
результатов
творческой
самостоятельной работ.
Другие методы и способы обучения применяются только на определенных этапах урока.
Например, при проведении подготовительного этапа преподавателем используются такие методы
и приемы обучения как:
1.
проблемно-поисковые:
при анализе ассортимента, технологического процесса приготовления сложных холодных блюд
и закусок из овощей, грибов, плодов, фруктов в предприятиях общественного питания города
Ставрополя и Ставропольского края;
при выявлении особенностей технологического процесса приготовления сложных холодных
блюд и закусок из овощей, грибов, плодов, фруктов в различных предприятиях общественного
питания; при выполнении обучающимися заданий.
2.
информационно-развивающие:
при
аргументации
при
выявлении
причинно-следственных
связей
выбора
ассортимента,
способов приготовления и их влияние на эффективность работы предприятия и здоровье
современного человека;
при определении места и роли специалиста – технолога в обеспечении безопасности, качества
и конкурентоспособности продукции.
Следует
отметить,
что
в
проведении
занятия
особую
роль
играет
привлечение
для
проведения занятия студентов 4 курса, которые выступают на данном уроке в роли консультантов-
экспертов при выполнении обучающимися творческих заданий по приготовлению блюд и оценке
результатов творческих работ. На протяжении всего занятия консультанты-эксперты наблюдают за
процессом приготовления блюд, корректируют действия обучающихся, а при необходимости и
демонстрируют приемы приготовления блюд. Вместе с преподавателем студенты-эксперты дают
оценку соблюдения технологического процесса приготовления блюд каждому обучающемуся.
И
еще
на
одном
аспекте
проведения
данного
занятия
хотелось
бы
остановиться.
В
проведении занятия, оценке результатов самостоятельной работы обучающихся целесообразно
привлекать
представителей
работодателя.
Привлечение
работодателя
при
проведении
урока
позволяет не только оценить результаты выполнения творческих заданий обучающимися по
приготовлению блюд в рамках требований современных потребителей, но что наиболее важно
для студентов – это увидеть и оценить себя на уровне профессионала, а преподавателю – найти
наиболее
эффективный
способ
формирования
профессиональных
умений
при
подготовке
конкурентоспособных
специалистов.
Хочу
отметить,
что
для
проведения
лабораторно-
практических
занятий
актуальнее
приглашать
представителей
работодателя
из
работников,
непосредственно занимающихся производством кулинарной продукции (повар, су-шеф, повар-
бригадир).
При
оценке
результатов
работы
обучающихся
на
всех
этапах
урока
преподавателю
целесообразно использовать рейтинговую оценку, которая складывается из баллов, выставленных
преподавателем, работодателем, студентами-экспертами. При подведении итогов занятия для
каждого студента определяется уровень подготовки обучающегося, который позволяет определить
степень готовности обучающегося к самостоятельной работе по приготовлению сложной холодной
кулинарной продукции.
По
итогам
урока
все
участники
дают
оценку
сформированности
профессиональных
компетенций у обучающихся. И показателем здесь являются оценки, полученные студентами на
уроке. Как правило, оценки, полученные обучающимися на данном уроке, значительно выше, чем
при проведении традиционного занятия.
Таким образом, использование преподавателем при проведении лабораторно-практических
занятий таких методов обучения как проблемный, исследовательский, проектный, работа в малых
группах
позволяет
достичь
наиболее
высоких
результатов
в
формировании
общих
и
профессиональных компетенций у будущих специалистов-технологов.