Автор: Толмачева Татьяна Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ№19"Журавушка" Населённый пункт: Кемеровская область город Мыски Наименование материала: Проект Тема: Экологическая тропа Раздел: дошкольное образование
Цель: Воспитание осознанного отношения ребенка через общение с природой.
Задачи:
1. Формировать систему экологических знаний и представлений.
2. Развивать эстетические чувства (умение видеть и почувствовать красоту природы,
восхититься ею, желания сохранить ее) .
3. Прививать умения участвовать в посильной для детей деятельности по уходу за
растениями и животными, по охране и защите природы.
Этапы создания и оформления тропы:
1)
Детальное
обследование
территории
детского
дома
и
выделение
наиболее
интересных объектов.
2) Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов:
общая, которая будет находиться в экологической комнате, и схемы в группах с
учетом возраста детей может быть макет экологической тропинки.
3) Выбор вместе с детьми хозяина тропинки – сказочного персонажа.
4) Составление паспорта всех точек тропинки.
5) Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку.
6) Составление рекомендаций по работе с детьми на каждой точке.
– Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и
оздоровления детей на свежем воздухе.
– Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств
каждого ребенка.
– Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с
окружающим миром.
– Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.
– Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы
и бережного отношения к природе.
– Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в
рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.
–
Проводить
на
тропе
наблюдения
в
разные
времена
года,
игры,
экскурсии,
исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.
Оборудование.
По
экологической
тропе
дети
проходят
по
видовым
точкам
в
виде
красивых
указателей.
В состав экологической тропинки входят видовые точки, такие как:
1.
«Грибок встреч»
Цель: показать детям многоцветность окружающего мира. Вызвать эмоциональное
отношение
к
наблюдаемым
природным
явлениям,
объектам.
Воспитывать
эстетическое чувство. Дети располагаются вокруг, читают стихи, поют песни, водят
хороводы. Это любимое место для проведения развлечений.
2. «Царство удивительных пеньков».
Цель:
предоставить
возможность
для
психологической
разгрузки
и
прогулок,
знакомить с окружающим миром, показать детям возможность создания условий
второй жизни старых вещей.
3. «Птичий городок»
Цель: познакомить детей с разновидностью птиц, научить отличать зимующих и
перелетных
птиц
их
значение
в
природе,
воспитывать
трудолюбие,
доброе
отношение к птицам.
(«Птичий
столб»,
поилка
для
птиц,
кормовые
растения,
домики
для
птиц
–
скворечники.)
4. «Летняя». (Песочница )
Цель:
развивать
любознательность,
исследовательские
способности,
желание
познать окружающий мир.
5.«Огород».
(Эта точка представляет собой овощной огород на открытом, хорошо освещенном
пространстве, где произрастают культуры, неприхотливые к условиям обитания
привлекательные для проведения наблюдений.)
Цель: вызвать большой интерес к труду, исследованиям на огороде, формировать
представления о разнообразии растений, их особенностях.
6. «Колонка жизни». (Вода) .
Цель: представление возможности для психологической разгрузки.
7. Берёза.
определены цели и задачи тематических экскурсий с учетом времени года. Детки
исследуют листья и ягоды, выясняют какие животные ими питаются и почему ягоды
рябины
красные?
Рассматривают
ягоды
обычным
способом
и
через
лупу.
На
примере рябин изучается явление листопада, как меняют цвет листья осенью. Деты
сравнивают живые и опавшие листы.
Точка «Береза». Обращают внимание на то, что береза – лиственное растение.
Особое внимание уделяется стволу дерева, его необычной окраске коры, тактильным
ощущениям во время прикосновений. Сенсорное восприятие семян – «березовые
сережки».
8.«Кустарники».
Цель: развивать интерес к родной природе, способность любоваться ею, и бережно к
ней относиться.
9. Спортивная площадка - «Тропа здоровья»
Цель: развитие здоровья детей, продолжать формировать устойчивую привычку к
режиму двигательной активности.
10. «ЖУЖЖАЩИЙ, ПОЛЗАЮЩИЙ МИР».(Луг) .
На площадке в теплое время года обитают разнообразные насекомые: пчелы, осы,
бабочки, шмели - это все объекты для наблюдения детей. Два больших камня стали
прибежищем
для
жуков.
Отвернув
камень,
можно
увидеть
большую
черную
жужелицу, или другого жука.
В
экологическую
тропу
включен
муравейник.
Муравьи
-
животные
барометры,
активно помогают предсказывать погоду. Так, муравьи за несколько часов узнают о
приближении ненастья, готовятся к нему: прячутся от дождя, плотно закрывая почти
все "двери" своего дома.
В почве живут дождевые черви, на площадке можно обнаружить их норки под
приподнятыми кусочками земли.
Вывод:
Экологическим образованием и воспитанием человека необходимо заниматься с
раннего детства.
Реализация данного проекта возможна в образовательном учреждении любого типа.
Основными
участниками
воспитательно-образовательного
процесса
являются
ребенок, педагоги.
Отношения субъектов строятся на основе сотрудничества и уважения.
В результате реализации проекта:
• повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности
детей;
• улучшилось состояние психического здоровья детей: взаимодействие ребенка с
природой снизило уровень тревожности и позитивно повлияло на эмоциональное
самочувствие детей;
• повысился уровень профессиональной подготовленности педагогов в вопросах
проведения экскурсий по объектам экологической тропы;
Список литературы:
1. Грехова Л. И В союзе с природой. «ЦГЛ» «Сервис школа» Москва, 2002
2. Захлебный А. Н. На экологической тропе Москва, 1981
3. Воронкевич О. А Добро пожаловать в экологию! СПб «Детство-Пресс», 2008
4. Виноградова Н. В Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с
природой
5. Детям о природе» М. В. Лувич