Напоминание

Экологическая тропа


Автор: Толмачева Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ№19"Журавушка"
Населённый пункт: Кемеровская область город Мыски
Наименование материала: Проект
Тема: Экологическая тропа
Раздел: дошкольное образование





Назад





Проект: ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА

Цель:
Воспитание осознанного отношения ребенка через общение с природой.
Задачи:

1.
Формировать систему экологических знаний и представлений.
2.
Развивать эстетические чувства (умение видеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее) .
3.
Прививать умения участвовать в посильной для детей деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Этапы создания и оформления тропы:

1)
Детальное обследование территории детского дома и выделение наиболее интересных объектов.
2)
Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов: общая, которая будет находиться в экологической комнате, и схемы в группах с учетом возраста детей может быть макет экологической тропинки.
3)
Выбор вместе с детьми хозяина тропинки – сказочного персонажа.
4)
Составление паспорта всех точек тропинки.
5)
Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку.
6)
Составление рекомендаций по работе с детьми на каждой точке. – Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе. – Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка. – Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром. – Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы. – Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе. – Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах. – Проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.
Оборудование.
По экологической тропе дети проходят по видовым точкам в виде красивых указателей. В состав экологической тропинки входят видовые точки, такие как:
1.

«Грибок встреч»
Цель: показать детям многоцветность окружающего мира. Вызвать эмоциональное отношение к наблюдаемым природным явлениям, объектам. Воспитывать эстетическое чувство. Дети располагаются вокруг, читают стихи, поют песни, водят хороводы. Это любимое место для проведения развлечений.
2. «Царство удивительных пеньков».
Цель: предоставить возможность для психологической разгрузки и прогулок, знакомить с окружающим миром, показать детям возможность создания условий второй жизни старых вещей.

3. «Птичий городок»
Цель: познакомить детей с разновидностью птиц, научить отличать зимующих и перелетных птиц их значение в природе, воспитывать трудолюбие, доброе отношение к птицам. («Птичий столб», поилка для птиц, кормовые растения, домики для птиц – скворечники.)
4. «Летняя». (Песочница
) Цель: развивать любознательность, исследовательские способности, желание познать окружающий мир.
5.«Огород».
(Эта точка представляет собой овощной огород на открытом, хорошо освещенном пространстве, где произрастают культуры, неприхотливые к условиям обитания привлекательные для проведения наблюдений.) Цель: вызвать большой интерес к труду, исследованиям на огороде, формировать представления о разнообразии растений, их особенностях.
6. «Колонка жизни». (Вода) .
Цель: представление возможности для психологической разгрузки.
7. Берёза.
определены цели и задачи тематических экскурсий с учетом времени года. Детки исследуют листья и ягоды, выясняют какие животные ими питаются и почему ягоды рябины красные? Рассматривают ягоды обычным способом и через лупу. На примере рябин изучается явление листопада, как меняют цвет листья осенью. Деты сравнивают живые и опавшие листы. Точка «Береза». Обращают внимание на то, что береза – лиственное растение. Особое внимание уделяется стволу дерева, его необычной окраске коры, тактильным ощущениям во время прикосновений. Сенсорное восприятие семян – «березовые сережки».
8.«Кустарники».
Цель: развивать интерес к родной природе, способность любоваться ею, и бережно к ней относиться.
9. Спортивная площадка - «Тропа здоровья»
Цель: развитие здоровья детей, продолжать формировать устойчивую привычку к режиму двигательной активности.
10. «ЖУЖЖАЩИЙ, ПОЛЗАЮЩИЙ МИР».(Луг) .
На площадке в теплое время года обитают разнообразные насекомые: пчелы, осы, бабочки, шмели - это все объекты для наблюдения детей. Два больших камня стали прибежищем для жуков. Отвернув камень, можно увидеть большую черную жужелицу, или другого жука. В экологическую тропу включен муравейник. Муравьи - животные барометры, активно помогают предсказывать погоду. Так, муравьи за несколько часов узнают о приближении ненастья, готовятся к нему: прячутся от дождя, плотно закрывая почти все "двери" своего дома. В почве живут дождевые черви, на площадке можно обнаружить их норки под приподнятыми кусочками земли.

Вывод:
Экологическим образованием и воспитанием человека необходимо заниматься с раннего детства. Реализация данного проекта возможна в образовательном учреждении любого типа. Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются ребенок, педагоги. Отношения субъектов строятся на основе сотрудничества и уважения. В результате реализации проекта: • повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей; • улучшилось состояние психического здоровья детей: взаимодействие ребенка с природой снизило уровень тревожности и позитивно повлияло на эмоциональное самочувствие детей; • повысился уровень профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведения экскурсий по объектам экологической тропы;

Список литературы:
1. Грехова Л. И В союзе с природой. «ЦГЛ» «Сервис школа» Москва, 2002 2. Захлебный А. Н. На экологической тропе Москва, 1981 3. Воронкевич О. А Добро пожаловать в экологию! СПб «Детство-Пресс», 2008 4. Виноградова Н. В Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой 5. Детям о природе» М. В. Лувич

Проект:

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ

ТРОПА

Воспитатель: Толмачева Т. А.


В раздел образования