Напоминание

"Организация предметно — пространственной развивающей образовательной среды в соответствии с ФГОС"


Автор: Рябцева Александра Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "детский сад общеразвивающего вида №153"
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: Статья
Тема: "Организация предметно — пространственной развивающей образовательной среды в соответствии с ФГОС"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Доклад на тему: «Организация предметно — пространственной

развивающей образовательной среды в соответствии с ФГОС»

Вопрос организации предметно - пространственной развивающей

образовательной среды
ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного
образовательного стандарта
(
ФГОС
) к структуре основной
общеобразовательной
программы дошкольного
образования
.
Развивающая предметно - пространственная среда – часть

образовательной среды
,
представленная специально организованным

пространством
(помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для
развития
детей дошкольного возраста в
соответствии
с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их
развития
.
Образовательная среда
– совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного
образования и развития

детей
.
Развивающая предметно- пространственная среда
обеспечивает максимальную реализацию
образовательного потенциала пространства

группы
, участка и материалов, оборудования и инвентаря для
развития
детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их
развития
.
Развивающая предметно - пространственная среда дошкольной

организации должна быть
: - содержательно – насыщенной,
развивающей
; - трансформируемой; - полифункциональной; - вариативной; - доступной; - безопасной; - здоровьесберегающей; - эстетически – привлекательной.
Развивающая предметно – пространственная среда
должна выступать как динамическое
пространство
, подвижное и легко изменяемое. В целом принцип динамичности - статичности касается степени подвижности игровых
пространств
, вариантности
предметных
условий и характера детской деятельности. Вместе с тем,
определенная
устойчивость и постоянство
среды
– это необходимые условия ее стабильности,
привычности, особенно если это касается мест общего пользования (библиотека, шкафчик с игрушками и т. д.). При планировании
организации предметно – пространственной

развивающей образовательной среды
в старшей ОНР группе детского сада, мной учитывались следующие принципы: 1. Для обеспечения эмоционального благополучия детей обстановка в детском саду и в группе должна быть располагающей, почти домашней, в таком случае дети быстро остваиваются в ней, свободно выражают свои эмоции. Комфортная
среда - это среда
, в которой ребенку уютно и уверенно, где он может себя занять интересным, любимым делом. 2. Для
развития самостоятельности среда
должна быть вариативной, состоять из различных площадок (мастерских, исследовательских площадок, художественных студий, библиотек, игровых лабораторий и пр., которые дети могут выбирать по собственному желанию.
Предметно – пространственная

среда должна меняться в соответствии
с интересами и проектами детей не реже, чем один раз в несколько недель. 3. Игровая
среда
должна стимулировать детскую активность и постоянно обновляться в
соответствии
с текущими интересами и инициативой детей. Игровое оборудование должно быть
разнообразным
и легко трансформируемым. Дети должны иметь возможность участвовать в создании и обновлении игровой
среды
. Возможности внести свой вклад в ее усовершенствование должны иметь и родители. 4. Познавательная
среда
должна быть насыщенной,
предоставлять
ребенку возможность для активного исследования и решения задач, содержать современные материалы (конструкторы, материалы для формирования сенсорики, наборы для экспериментирования). 5. Проектная деятельность стимулирует детей к исследованию и творчеству, следует
предлагать
им большое количество увлекательных материалов и оборудования. Природа и ближайшее окружение - важные элементы
среды

исследования
, содержащие множество явлений и объектов, которые можно использовать в совместной исследовательской деятельности воспитателей и детей. 6. Для самовыражения
средствами искусств образовательная среда
должна обеспечивать наличие необходимых материалов, возможность заниматься разными видами деятельности: живописью, рисунком, игрой на музыкальных инструментах, пением, конструированием. Актерским мастерством, танцем, различными видами ремесел, поделками по дереву и глины. 7.
Среда
должна стимулировать физическую активность детей, присущее им желание двигаться, познавать. Побуждать к подвижным играм. Игровая площадка должна
предоставлять условия для развития крупной

моторики
.
Пространство группы организовывается
в виде хорошо разграниченных зон («Центры», «Уголки», «Площадки», оснащенных большим количеством
развивающих материалов
(книги, игрушки, материалы для
творчества,
развивающие оборудование и т
. д.). Все
предметы
должны быть доступны детям. Оснащение уголков должно меняться в
соответствии
с тематическим планированием
образовательного процесса
. В качестве центров
развития выступают
: - уголок для сюжетно ролевых игр («Правила дорожного движения», «Театр», «Машинки», «Куклы», «Магазин», «Почта», «Ателье», «Полиция», «Больница»); - уголок ряжения (для театрализованных игр); - книжный уголок; - зона для настольно печатных игр; - выставка (детского рисунка, детского творчества и т. д.); - уголок природы (наблюдений за природой); - спортивный уголок; - уголок для игр с водой и песком; - уголки для
разнообразных
видов самостоятельной деятельности детей – конструктивной,
изобразительной
, музыкальной и др. ; - игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики, тоннели и пр.) для легкого изменения игрового
пространства
; - игровой уголок (с игрушками, строительным материалом). Примерный план
организации предметно – пространственной

развивающей образовательной среды в старшей группе
(ОНР) (Схема в приложении далее). №.
Предметно – пространственная развивающая образовательная среда
. 1. Выставка для детей и родителей «Проектная деятельность в детском саду». 2. Выставка творческих работ детей (поделки, рисунки, аппликации.) 3. Книжка – передвижка (Рекомендации для родителей по месяцам). 4. Спортивный уголок (Комплектация уголков: скакалки, обручи, шнуры, кольцеброс, мячи резиновые разных размеров, попрыгунчики, мячи или мешочки с песком для метания, корзины для игр с бросанием, мишень для метания или дартс с мячиками на липучках, кегли. Выносной материал (по возрасту детей): мячи резиновые, мяч футбольный, бадминтон, скакалки, обручи, лыжи, хоккейные клюшки, санки и т. д. Наличие бубна для проведения утренней гимнастики). 5. Стенд информации для родителей (Сетка занятий, режим дня, годовые задачи детского сада, консультации и рекомендации, объявления с мероприятиями в детском саду и в группе и т. д.) 6. Портфолио воспитанников (Папки с работами воспитанников).
7. Уголок природы (В уголке природы находится
разнообразный природный

материал
: шишки, ракушки, камни, мох, семена растений. Имеется оборудование для ухода за комнатными растениями: леечки, пульвырезатор, тазики, тряпочки, совочки, фартучки. Центральное место в уголке природы, конечно же, занимает календарь природы). 8. Уголок психологической разгрузки детей. 9. Стол для игры в шашки и шахматы. 10. Книжный уголок (Книги обновляются в
соответствии
с темой недели и ближайшими праздниками, материал должен
соответствовать
возрасту ребенку и быть доступным. В книжном уголке должны находиться книжки, литературные игры, викторины, сюжетные картинки и т. п.). 11. Уголок для сюжетно - ролевой игры: «Кухня». 12. Логопедический уголок. Зона для настольно печатных игр. (
Предлагаются следующие игры
(пример): «Звонкий-глухой», «Назови одним словом», «Ребусы», «Читаем и составляем слова», «
Развиваем

речь
», «Из чего мы сделаны», «Подбери слова к рассказу», «Кто как устроен», «Противоположности», «Прочитай по первым буквам»). 13. Выставка детского творчества. 14. Уголок творческой деятельности (Материал необходимый для творческой деятельности: тонированная бумага, кисти, палитра, непроливайка, акварельные краски, пастель, восковые карандаши, пластилин, доска для лепки и т. д.). 15. Уголок для конструктивной деятельности. Материал по конструированию классифицирован по форме и размеру и хранится в специально отведённых для него коробках. Крупный напольный строительный материал размещён в игровой зоне, в выкатных ящиках, так как свободное
пространство
на полу даёт возможность сооружать постройки, в которые дети любят забираться и играть. Для обыгрывания готовых построек имеются наборы разных мелких игрушек. 16. Уголок дежурств по кухне (Уголок оформлен стендом с кармашками, в которых выставляются фото детей. Так же здесь висит необходимые для этого атрибуты: фартуки и шапочки). 17. Уголок ряжения. Уголок для сюжетно – ролевой игры «Салон красоты». 18. Музыкальный уголок (Оборудование музыкального уголка включает в себя: игрушки, иллюстрации, бутафорские музыкальные инструменты, детские музыкальные инструменты и игрушки для музицирования: пианино, металлофон, шарманки, дудки, бубны, погремушки, барабаны, маракасы и т. д. Музыкально-дидактические игры и пособия (Нотное лото, нотный стан, музыкальная лесенка, игры,
соответствующие
возрастным и индивидуальным особенностям детей). Аудио-, видео- диски и кассеты. 19. Уголок для сюжетно – ролевых игр: «Магазин», «Почта», «Полиция».
20. Уголки для сюжетно – ролевых игр: «Ателье». Уголок для игрушек: машинки, куклы, мелкие игрушки (зоопарк, мебель для маленьких кукол. Математический уголок: математические дидактические игры, счеты, часы и т. п. 21. Уголок для сюжетно – ролевой игры «Театр» (Уголок театрально-игровой деятельности оснащен – ширмой для кукольного театра, театральными игрушками, персонажами пальчикового театра). Уголок для сюжетно – ролевой игры «Правила дорожного движения». 22. Музыкальный центр для
прослушивания
детских песен и проведения различных музыкальных мероприятий в группе. Телевизор для
просмотра

развивающих мультфильмов
.


В раздел образования