"Организация предметно — пространственной развивающей образовательной среды в соответствии с ФГОС"
Автор: Рябцева Александра Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "детский сад общеразвивающего вида №153" Населённый пункт: г. Самара Наименование материала: Статья Тема: "Организация предметно — пространственной развивающей образовательной среды в соответствии с ФГОС" Раздел: дошкольное образование
Доклад на тему: «Организация предметно — пространственной
развивающей образовательной среды в соответствии с ФГОС»
Вопрос организации предметно - пространственной развивающей
образовательной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально.
Это связано с введением нового Федерального
государственного образовательного стандарта ( ФГОС ) к структуре
основной общеобразовательной программы дошкольного образования .
Развивающая предметно - пространственная среда – часть
образовательной среды , представленная специально организованным
пространством (помещениями, участком и т. п., материалами,
оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста
в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и
укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков
их развития .
Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно
создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития
детей .
Развивающая предметно- пространственная среда обеспечивает
максимальную реализацию образовательного потенциала пространства
группы , участка и материалов, оборудования и инвентаря
для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья,
учёта особенностей и коррекции недостатков их развития .
Развивающая предметно - пространственная среда дошкольной
организации должна быть :
- содержательно – насыщенной, развивающей ;
- трансформируемой;
- полифункциональной;
- вариативной;
- доступной;
- безопасной;
- здоровьесберегающей;
- эстетически – привлекательной.
Развивающая предметно – пространственная среда должна выступать как
динамическое пространство , подвижное и легко изменяемое. В целом
принцип динамичности - статичности касается степени подвижности
игровых пространств , вариантности предметных условий и характера
детской деятельности. Вместе с тем, определенная устойчивость и
постоянство среды – это необходимые условия ее стабильности,
привычности, особенно если это касается мест общего
пользования (библиотека, шкафчик с игрушками и т. д.).
При планировании организации предметно – пространственной
развивающей образовательной среды в старшей ОНР группе детского сада,
мной учитывались следующие принципы:
1. Для обеспечения эмоционального благополучия детей обстановка в
детском саду и в группе должна быть располагающей, почти домашней, в
таком случае дети быстро остваиваются в ней, свободно выражают свои
эмоции. Комфортная среда - это среда , в которой ребенку уютно и уверенно,
где он может себя занять интересным, любимым делом.
2. Для развития самостоятельности среда должна быть вариативной,
состоять из различных площадок (мастерских, исследовательских площадок,
художественных студий, библиотек, игровых лабораторий и пр., которые дети
могут выбирать по собственному желанию. Предметно – пространственная
среда должна меняться в соответствии с интересами и проектами детей не
реже, чем один раз в несколько недель.
3. Игровая среда должна стимулировать детскую активность и постоянно
обновляться в соответствии с текущими интересами и инициативой детей.
Игровое оборудование должно быть разнообразным и легко
трансформируемым. Дети должны иметь возможность участвовать в
создании и обновлении игровой среды . Возможности внести свой вклад в ее
усовершенствование должны иметь и родители.
4. Познавательная среда должна быть насыщенной, предоставлять ребенку
возможность для активного исследования и решения задач, содержать
современные материалы (конструкторы, материалы для формирования
сенсорики, наборы для экспериментирования).
5. Проектная деятельность стимулирует детей к исследованию и творчеству,
следует предлагать им большое количество увлекательных материалов и
оборудования. Природа и ближайшее окружение - важные элементы среды
исследования , содержащие множество явлений и объектов, которые можно
использовать в совместной исследовательской деятельности воспитателей и
детей.
6. Для самовыражения средствами искусств образовательная среда должна
обеспечивать наличие необходимых материалов, возможность заниматься
разными видами деятельности: живописью, рисунком, игрой на музыкальных
инструментах, пением, конструированием. Актерским мастерством, танцем,
различными видами ремесел, поделками по дереву и глины.
7. Среда должна стимулировать физическую активность детей, присущее им
желание двигаться, познавать. Побуждать к подвижным играм. Игровая
площадка должна предоставлять условия для развития крупной
моторики .
Пространство группы организовывается в виде хорошо разграниченных
зон («Центры», «Уголки», «Площадки», оснащенных большим
количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для
творчества, развивающие оборудование и т . д.). Все предметы должны
быть доступны детям.
Оснащение уголков должно меняться в соответствии с тематическим
планированием образовательного процесса .
В качестве центров развития выступают :
- уголок для сюжетно ролевых игр («Правила дорожного
движения», «Театр», «Машинки», «Куклы», «Магазин», «Почта», «Ателье»,
«Полиция», «Больница»);
- уголок ряжения (для театрализованных игр);
- книжный уголок;
- зона для настольно печатных игр;
- выставка (детского рисунка, детского творчества и т. д.);
- уголок природы (наблюдений за природой);
- спортивный уголок;
- уголок для игр с водой и песком;
- уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей –
конструктивной, изобразительной , музыкальной и др. ;
- игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики,
тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства ;
- игровой уголок (с игрушками, строительным материалом).
Примерный план организации предметно – пространственной
развивающей образовательной среды в старшей группе (ОНР)
(Схема в приложении далее).
№. Предметно – пространственная развивающая образовательная среда .
1. Выставка для детей и родителей «Проектная деятельность в детском
саду».
2. Выставка творческих работ детей (поделки, рисунки, аппликации.)
3. Книжка – передвижка (Рекомендации для родителей по месяцам).
4. Спортивный уголок (Комплектация уголков: скакалки, обручи, шнуры,
кольцеброс, мячи резиновые разных размеров, попрыгунчики, мячи или
мешочки с песком для метания, корзины для игр с бросанием, мишень для
метания или дартс с мячиками на липучках, кегли. Выносной материал (по
возрасту детей): мячи резиновые, мяч футбольный, бадминтон, скакалки,
обручи, лыжи, хоккейные клюшки, санки и т. д. Наличие бубна для
проведения утренней гимнастики).
5. Стенд информации для родителей (Сетка занятий, режим дня, годовые
задачи детского сада, консультации и рекомендации, объявления с
мероприятиями в детском саду и в группе и т. д.)
6. Портфолио воспитанников (Папки с работами воспитанников).
7. Уголок природы (В уголке природы находится разнообразный природный
материал : шишки, ракушки, камни, мох, семена растений. Имеется
оборудование для ухода за комнатными растениями: леечки, пульвырезатор,
тазики, тряпочки, совочки, фартучки. Центральное место в уголке природы,
конечно же, занимает календарь природы).
8. Уголок психологической разгрузки детей.
9. Стол для игры в шашки и шахматы.
10. Книжный уголок (Книги обновляются в соответствии с темой недели и
ближайшими праздниками, материал должен соответствовать возрасту
ребенку и быть доступным. В книжном уголке должны находиться книжки,
литературные игры, викторины, сюжетные картинки и т. п.).
11. Уголок для сюжетно - ролевой игры: «Кухня».
12. Логопедический уголок. Зона для настольно печатных игр.
( Предлагаются следующие игры (пример): «Звонкий-глухой», «Назови
одним словом», «Ребусы», «Читаем и составляем слова», « Развиваем
речь », «Из чего мы сделаны», «Подбери слова к рассказу», «Кто как
устроен», «Противоположности», «Прочитай по первым буквам»).
13. Выставка детского творчества.
14. Уголок творческой деятельности (Материал необходимый для
творческой деятельности: тонированная бумага, кисти, палитра,
непроливайка, акварельные краски, пастель, восковые карандаши, пластилин,
доска для лепки и т. д.).
15. Уголок для конструктивной деятельности. Материал по конструированию
классифицирован по форме и размеру и хранится в специально отведённых
для него коробках. Крупный напольный строительный материал размещён в
игровой зоне, в выкатных ящиках, так как свободное пространство на полу
даёт возможность сооружать постройки, в которые дети любят забираться и
играть. Для обыгрывания готовых построек имеются наборы разных мелких
игрушек.
16. Уголок дежурств по кухне (Уголок оформлен стендом с кармашками, в
которых выставляются фото детей. Так же здесь висит необходимые для
этого атрибуты: фартуки и шапочки).
17. Уголок ряжения. Уголок для сюжетно – ролевой игры «Салон красоты».
18. Музыкальный уголок (Оборудование музыкального уголка включает
в себя: игрушки, иллюстрации, бутафорские музыкальные инструменты,
детские музыкальные инструменты и игрушки для музицирования: пианино,
металлофон, шарманки, дудки, бубны, погремушки, барабаны, маракасы и т.
д. Музыкально-дидактические игры и пособия (Нотное лото, нотный стан,
музыкальная лесенка, игры, соответствующие возрастным и
индивидуальным особенностям детей). Аудио-, видео- диски и кассеты.
19. Уголок для сюжетно – ролевых игр: «Магазин», «Почта», «Полиция».
20. Уголки для сюжетно – ролевых игр: «Ателье». Уголок для игрушек:
машинки, куклы, мелкие игрушки (зоопарк, мебель для маленьких кукол.
Математический уголок: математические дидактические игры, счеты, часы и
т. п.
21. Уголок для сюжетно – ролевой игры «Театр» (Уголок театрально-игровой
деятельности оснащен – ширмой для кукольного театра, театральными
игрушками, персонажами пальчикового театра). Уголок для сюжетно –
ролевой игры «Правила дорожного движения».
22. Музыкальный центр для прослушивания детских песен и проведения
различных музыкальных мероприятий в группе. Телевизор для просмотра