"Учимся правильно дышать" для детей старшего дошкольного возраста
Автор: Богданова Ильмира Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ ДС №54 "Катюша" Населённый пункт: г.Нижневартовск ХМАО-ЮГРА Наименование материала: Проект Тема: "Учимся правильно дышать" для детей старшего дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
№54 «Катюша»
Проект «Учимся правильно дышать» для детей старшего дошкольного
возраста
Подготовила воспитатель:
Богданова И.Н.
Нижневартовск
2016г.
Проект «Учимся правильно дышать» для детей старшего дошкольного
возраста.
«Я не боюсь еще раз повторять:
забота о здоровье ребенка-это
важнейший труд педагога.
От жизнерадостности,
бодрости детей зависит их
духовная жизнь, мировоззрение,
прочность знаний, вера в свои силы».
В.А.Сухомлинский
Актуальность
Актуальность данного проекта обусловлена значительной продолжительностью рабочего
дня для многих родителей, вследствие чего возникает недостаток развивающего,
познавательного общения родителей и детей. В связи с этим наряду с основным
образованием огромное значение приобретает дополнительное образование
дошкольников.
Кроме того, ценность дополнительного образования состоит в том, что оно способствует
практическому применению умений и навыков детей, полученных в детском саду,
стимулирует их познавательную мотивацию, развивает творческий потенциал, навыки
адаптации к современному обществу, которое предъявляет новые, все более высокие
требования, в том числе и к ребенку.
Дыхание является важнейшей функцией организма. А дыхательная гимнастика -
неотъемлемый компонент лечения любых заболеваний дыхательных путей, укрепления
его здоровья и надежная профилактика ОРВИ. Регулярные занятия укрепляют
дыхательную мускулатуру и иммунитет вашего ребенка, даже когда он здоров. В
последнее время отмечается увеличение количества детей с различными нарушениями в
развитии, с затруднениями в обучении, трудностями в адаптации. Такие дети
расторможены, часто без причины агрессивны, не способны быстро переключаться,
негативно воспринимают себя и окружающих, не способны самостоятельно подавлять
отрицательные эмоции, управлять своей душой и телом. Для преодоления имеющихся у
них нарушений, предупреждения развития патологических состояний, укрепления
физического и психического здоровья необходимо проведение комплексной
коррекционной работы, одним из важнейших компонентов является система дыхательных
упражнений, дыхательная гимнастика. Человек может некоторое время обойтись без
пищи, без воды, но без воздуха не проживет и десяти минут.
Ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому,
чтобы формировать свое здоровье.
Дыхательная гимнастика начинается с общих дыхательных упражнений. Их цель -
увеличить объём дыхания и нормализовать его ритм. Ребёнка учат дышать при закрытом
рте. Тренируя носовой выдох, говоря ребёнку: «Вдыхай глубоко и выдыхай длительно
через нос». Затем тренируют ротовой выдох, закрывая при этом ноздри ребёнка.
Используются упражнения с сопротивлением, когда взрослый кладёт руки на грудную
клетку ребёнка, как бы препятствуя вдоху в течение 1-2 секунд. Ребёнка учат задерживать
вдох, добиваясь быстрого и глубокого вдоха и медленного продолжительного выдоха.
Занятия проводятся в игровой форме.
Проект позволяет обеспечить удовлетворение запросов родителей и интересов детей,
посещающих детский сад МБДОУ ДС№54 «Катюша» в двигательной активности и для
достижения гармонии в психофизическом, эмоциональном здоровье, для достижения
полной гармонии с самим собой и окружающим миром, для возможности реализации
свободы выбора действий, приобщении детей к спорту.
Цель проекта:
Сохранение и укрепление здоровья детей посредством эффективных методов закаливания
в условиях детского сада.
Задачи проекта:
Оздоровительная: Повышение общего жизненного тонуса ребёнка и сопротивляемости,
закалённости и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы.
Обучающие: Формирование и закрепление правильного ритмичного носового дыхания.
Формирование знаний детей о строении органов чувств
Развивающие: Развитие дыхательной мускулатуры, увеличение подвижности грудной
клетки и диафрагмы, улучшение лимфо- и кровообращения в лёгких, улучшение
деятельности сердечнососудистой системы и кровообращения.
Воспитательные: Воспитание умения работать в группе и паре, формирование чувства
взаимоподдержки.
Принцип проекта:
– принцип индивидуального и дифференцированного подхода (учет личностных,
возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития);
– принцип социальной безопасности (дошкольники должны понимать, что развитие
правильного дыхания это показатель, как коррекции речи, так и снижения
заболеваемости);
– принцип взаимосвязи с семьей(соблюдение единых требований ДОУ и семьи в
воспитании здорового ребенка и вовлечение в здоровьесберегающие и оздоровительные
мероприятия и их оценка);
– принцип разностороннего развития личности (активизация мыслительной деятельности
детей, создание условий, в которых ребенок сам ищет рациональный способ решения);
– принцип гуманизации (физкультурно-оздоровительная деятельность строится на основе
комфортности, с учетом желаний и настроений детей);
– принцип цикличности и систематичности;
– принцип обеспечения равных возможностей при реализации проекта оздоровления
детей.
Миссия:
-объединить всех участников образовательного процесса.
Участники проекта:
- дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников.
Направленность проекта:
- познавательно-оздоровительная.
Предполагаемый результат:
- повышение педагогической компетентности педагогов и родителей в оздоровительной
работе с детьми;
- положительная психологическая адаптация к новой оздоровительной методике
участников проекта;
- снижение простудных заболеваний у воспитанников;
- формирование у участников проекта «правильных» дыхательных привычек;
- изменение отношения детей к сохранению своего здоровья;
- использование здоровьесберегающих технологий в семье;
- обобщение и распространение опыта работы по данной теме.
Сроки и этапы реализации проекта:
Проект долгосрочный (сентябрь-май)
Организационно-педагогический этап:
- мониторинг уровня заболеваемости
- анкетирование родителей « Здоровый образ жизни»
- обсуждение целей и задач с участниками проекта ( дети, родители).
- составление плана работы.
– вовлечение всех участников в план совместной реализации проекта по укреплению
здоровья детей.
– изучение методической литературы.
– подбор познавательных статей.
– приобретение и изготовление необходимого оборудования совместно с родителями.
– подготовка атрибутов для самостоятельной деятельности детей.
– разработка презентаций «Дышим правильно, красиво», «Учимся правильно дышать»
– создание картотеки дыхательных упражнений.
Основной этап:
– просмотр презентации «Учимся правильно дышать».
– Разучивание с детьми пословиц и поговорок о здоровье.
– Рассуждения с детьми «Что нужно делать, чтобы быть здоровым?», «Чем отличается
здоровый человек от больного?», «Как правильно дышать на улице в холодное время
года?».
– разучивание с детьми комплексов дыхательной гимнастики.
– включение дыхательных упражнений в различные режимные моменты.
– фотосессия воспитанников «Хотим быть здоровыми».
– Проведение консультаций для родителей «Зачем ребенку правильно дышать»,
«Правильное дыхание – основная составляющая развития речи дошкольника»,
«Правильное дыхание»
– Мастер-класс для родителей по изготовлению пособий для формирования
«правильного» дыхания.
– Проведение семинара-практикума для педагогов и родителей по теме «Использование
дыхательной гимнастики по системе Стрельниковой».
– Организация совместной творческой деятельности детей с родителями. Практическое
занятие «Учусь дышать вместе с мамой» с использованием предметов окружающего
мира.
Заключительный этап:
– мониторинг уровня заболеваемости воспитанников (сравнительный анализ).
– выставка пособий.
– фотоколлаж «Хотим быть здоровыми».
– Конкурс семейных комплексов дыхательной гимнастики «Будем здоровы!».
– Разработка методических рекомендаций для педагогов и родителей по проведению
дыхательной гимнастики.
– Презентация проекта для педагогов и родителей «Учимся правильно дышать».
Реализация основного этапа проекта:
Сентябрь
Мониторинг уровня заболеваемости воспитанников.
Анкетирование родителей «Здоровый образ жизни»
Просмотр презентации «Учимся правильно дышать»
Консультация для родителей «Правильное дыхание – основная составляющая развития
речи дошкольника».
Октябрь
Разучивание с детьми комплексов дыхательной гимнастики.
Упражнение №1 «Поворот»
Упражнение №2 «Петух»
Упражнение №3 «Насос»
Упражнение №4 «Маятник»
Упражнение №5 «Задувание свечи»
Упражнение №6 «Ежик»
Ноябрь
Беседа с детьми «Как правильно дышать на улице в холодное время года?».
Разучивание с детьми пословиц и поговорок о здоровье.
Консультация для родителей «Зачем ребенку правильно дышать»
Разучивание с детьми комплексов дыхательной гимнастики.
Упражнение №7 «Дыхание»
Упражнение №8 «Гуси летят»
Упражнение №9 «Часики»
Упражнение №10 «Петушок»
Декабрь
Консультация для родителей «Правильное дыхание»
Разучивание с детьми комплекса дыхательной гимнастики.
Упражнение №11 «Семафор»
Упражнение №12 «Регулировщик»
Упражнение №13 «Радуга, обними меня»
Упражнение №14 «Вырасту большой»
Упражнение №15 «Крылья»
Январь
Игровые упражнения для речевого и физиологического дыхания:
- «Лети, бабочка»
- «Ветерок»
- «Летят снежинки»
- «Снег идет»
- «Вертушка»
- «Песня ветра»
Фотосессия для воспитанников «Хотим быть здоровыми»
Мастер класс для родителей по изготовлению пособий для формирования «правильного»
дыхания.
Разучивание с детьми комплекса дыхательной гимнастики.
Упражнение №16 «Воздушный шар» (дышим животом, нижнее дыхание)
Упражнение №17 «Воздушный шар в грудной клетке» (среднее, реберное дыхание)
Упражнение №18 «Воздушный шар поднимается вверх»( верхнее дыхание)
Упражнение №19 «Аист»
Февраль
Беседа с детьми на тему «Что нужно делать, чтобы быть здоровым»
Проведение семинара-практикума для педагогов и родителей по теме «Использование
дыхательной гимнастики по системе Стрельниковой».
Игровые упражнения для развития речевого и физиологического дыхания:
- «Летите ,птички»
- «Катись, карандаш»
- «Подуй в дудочку»
- «Бумажный флажок»
- «Музыкальный пузырек»
Март
Разучивание с детьми комплексов дыхательной гимнастики.
Упражнение №20 «Послушаем свое дыхание»
Упражнение №21 «Дышим тихо, спокойно и плавно»
Упражнение №22 «Подыши одной ноздрей»
Упражнение №23
«Дышим по- разному»
Упражнение № 24«Упрямая свеча».
Упражнение №25 «Погасит 3,4,5,6,…10 свечей».
Упражнение №26 «Танец живота».
Упражнение №27«Выдох- вдох».
Апрель
Организация совместной творческой деятельности детей с родителями. Практическое
занятие «Учусь дышать вместе с мамой» с использованием предметов окружающего
мира.
Оздоровительные упражнения для часто болеющих детей:
- « Лошадка»
- «Ворона»
- «Змеиный язычок»
- «Зевота»
- «Веселые плакальщики»
Разучивание с детьми комплексов дыхательной гимнастики.
- «Хомячок»
- «Роза и одуванчик»
- «Курочка»
- «Говорилка»
Комплекс упражнений «Гимнастика для мозга»
- « Кнопки мозга»
- «Крюки»
- «Колено, локоть»
- «Сгибание пятки»
Май
Артикуляционная гимнастика
- «Заборчик»
- «Трубочка»
- «Окошко»
- «Непослушный язычок»
- «Лопатка»
- «Грибок»
Мониторинг уровня заболеваемости воспитанников (сравнительный анализ)
Разработка методических рекомендаций для педагогов и родителей по проведению
дыхательной гимнастики.
Фотоколлаж «Хотим быть здоровыми»
Ожидаемые результаты:
- повышение педагогической компетентности педагога и родителей в оздоровительной
работе с детьми;
- положительная психологическая адаптация к новой оздоровительной методике
участников проекта;
- снижение простудных заболеваний у воспитанников;
- формирование у участников проекта «правильных» дыхательных привычек;
- изменение отношения детей к сохранению своего здоровья;
- использование здоровьесберегающих технологий в семье;
- обобщение и распространение опыта работы по данной теме.
Список литературы:
1. Щетинин М.Н. "Дыхательная гимнастика Стрельниковой". Изд-во "Физкультура и
спорт". Москва. 2002 г.
2. "Дыхательная гимнастика по методу Бутейко", под ред. Никитиной А.К. и Лосева В.Н.,
Москва "Здоровье", 1993г.
3. «1000+1 совет о дыхании» Л. Смирнова, 2006г.
4. «Большая энциклопедия дыхательных гимнастик» Орлова Л., 2007г.
5. Современная школьная энциклопедия. Человек. Изд-во «РОСМЭН», Москва, 2010г.
6. Кочетковская И.Н. Парадоксальная гимнастика Стрельниковой. - М., 1989.
7. Горбатенко О. Ф. , Кардаильская Т. А. , Попова Г. П. Физкультурно-оздоровительная
работа в ДОУ: планирование, занятия, упражнения, спортивно-досуговые мероприятия. –
Волгоград: Учитель, 2008 г.
8. Подольянская Е. И. Формы оздоровления детей 4-7 лет: кинезиологическая и
дыхательная гимнастики, комплексы утренних зарядок. – Волгоград: Учитель, 2009 г.
9. Яковлева Л. , Юдиной Р. Дошкольное воспитание. - 1997. - № 2. - С. 14-20.