Особенности обучения английскому языку в старших классах
Автор: Кирилина Лариса Ивановна Должность: учитель английского языка Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия "Учебно-воспитательный комплекс № 1" Населённый пункт: г.Воронеж Наименование материала: статья Тема: Особенности обучения английскому языку в старших классах Раздел: полное образование
Особенности обучения английскому языку в старших классах
Кирилина Лариса Ивановна
МБОУ гимназия УВК №1 г. Воронеж
Доступное
качественное
образование
–
это
уже
не
национальная,
а
всемирная
проблема. Все страны задаются вопросом о том, как обеспечить качественное образование в
современных условиях?
Несмотря на имеющиеся разработки таких известных отечественных психологов и
педагогов, как Е.А. Климов, П.С. Лернер, А.К. Маркова, Н.С. Пряжников, Н.Ф.Родичев,
С.Н.Чистякова,C.А.Писарева – новые подходы к организации исследований по критериям
оценки качественного образования «запаздывают». Все ученые согласны с тем ,что новое
качество образования – это его соответствие современным жизненным потребностям страны.
В педагогическом плане - это ориентация образования не только на усвоение обучающимся
определенной
суммы
знаний,
но
и
на
развитие
его
личности,
его
познавательных
и
созидательных способностей. В этой связи, модернизация школьного образования особенно
актуальна. Школа должна эффективней , чем сегодня, содействовать успешной социализации
молодежи в обществе, освоению молодыми поколениями базовых социальных способностей
и умений, воспитанию гражданского согласия. Основная цель общего среднего образования
-
подготовка
разносторонней
личности
гражданина,
ориентированной
в
традициях
отечественной и мировой культуры, в современной системе
ценностей и потребностях
современной
жизни,
способной
к
активной
социальной
адаптации
в
обществе
и
самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности и продолжению
профессионального
образования,
к
самообразованию
и
самосовершенствованию.
Доступность, качество и эффективность - ключевые слова образовательной политики России
на современном этапе ее социально – экономического развития.
Одним из условий, необходимых для достижения нового, современного качества
общего образования является введение профильного обучения в старшей школе, отработка
гибкой
системы
профилей
и
кооперации
старшей
ступени
школы
с
учреждениями
начального,
среднего
и
высшего
профессионального
образования.
Сегодня
приходится
констатировать наличие немалого количества нерешенных вопросов в профильном обучении
в общеобразовательной школе. Если мы хотим видеть образование гуманистическим, считает
отечественный педагог О.С. Газман, то «должны сделать его способным защищать интересы
отдельного человека, а не только общества в целом» Ведь лишь в идеальном обществе
государство заинтересовано во всемерном развитии человека и защите его интересов. В
данном случае можно указать на серьезное противоречие – «разрыв»
между желаемым
результатом и теми, что уже имеются. Принятие роли учащихся старших классов должно
вести
к
становлению
новых
умений
(
обеспечивающих
переход
к
сознательному
управлению
выбором
будущей
карьеры).
Нужны
технологии
оказания
педагогической
поддержки учащемуся, технологии создания т.н. «ситуаций успеха» в процессе обучения.
Так
как
же
правильно
организовать
профильное
обучение
в
школе?
По
мнению
С.А.Писаревой важнейшим вопросом здесь является определение структуры и направлений
профилизации. При этом следует учитывать, с одной стороны, стремление наиболее полно
учесть индивидуальные интересы, склонности и способности старшеклассников, с другой
стороны
–
ряд
факторов,
сдерживающих
процессы
такой
во
многом
стихийной
дифференциации образования: введение Единого государственного экзамена, утверждение
стандарта
общего
образования,
необходимость
стабилизации
федерального
перечня
учебников,
обеспечение
профильного
обучения
соответствующими
педагогическими
кадрами. Модель школы с профильным обучением на старшей ступени предусматривает
возможность
разнообразных
комбинаций
учебных
предметов,
что
должно
обеспечивать
гибкую систему профильного образования. В настоящее время, как показывает практика,
наиболее востребованными являются 4-5 профилей:
Гуманитарный
Социально – экономический
Естественно – математический
Технологический
Универсальный.
В нашей школе, которая называется « Учебно – воспитательный Комплекс» успешно
существуют 3 профиля:
гуманитарный, социально – математический и универсальный.
Прежде всего необходимо уяснить, что профильное обучение, вводимое лишь с Х класса , не
может
быть
приравнено
к
профильному
обучению
школ
с
углубленным
изучением
иностранного языка, в которых дети соответствующим образом мотивированы. В нашей
школе,
как
и
во
многих
других,
старшая
ступень
полной
средней
школы
крайне
неоднородна по составу учащихся. Вследствие этого имеется большой разброс в уровне
владения
английским
языком.
Одним
ученикам
он
дается
достаточно
легко
и,
и
они
убеждены в необходимости совершенствоваться
во владении языком, хотя предметом их
профессионального
выбора
может
быть
совсем
другая
область
знания
(например,
журналистика,
информатика,
экономика).
Другие,
наоборот,
проявляют
к
иностранному
языку профессиональный интерес и хотели бы в будущем заниматься преподавательской,
переводческой деятельностью. Некоторым язык дается трудно, они значительно отстают по
уровню обученности. Как в таких условиях
учесть возможности и потребности всех
школьников? Только на основе личностно – ориентированного подхода, который нацелен на
развитие личности школьника, на его самоопределение, самореализацию. В филологическом
профиле
именно
сам
иностранный
язык
в
единстве
с
литературой
и
страноведением
выступает
в
качестве
цели
углубленного
изучения.
Рассмотрим
сначала
структуру
профильного обучения в нашей школе. Профильный курс, на который отводится 6 часов в
неделю в Х и ХI классе, включает в себя общеобразовательный базовый курс, строится на
его основе, но включает также дополнительный профильно–ориентированный материал. Это
привлечение к работе учебника
Соuntdown Starlight Spotlight и пособий по подготовке к
сдаче ЕГЭ
« Oxford
Exam Excellence», Оксфордские тесты по английскому языку для
подготовки к Единому Государственному Экзамену. Углубленное изучение иностранного
языка в рамках профильного курса позволяет выпускнику приблизиться к достижению
порогового
продвинутого
уровня
-
уровня B2
(в
терминах
Совета
Европы).
Итак,
профильное обучение не является профессиональным. Его главная цель самоопределение
учащихся,
формирование
адекватного
представлении
о
своих
возможностях.
То
есть,
профильное образование – это углубление знаний, склонностей, совершенствование ранее
полученных навыков через создание системы специализированной подготовки в старших
классах общеобразовательной школы.
Список литературы:
1.Писарева
С.
А.
–Профильное
обучение
как
фактор
обеспечения
доступности
образования: Под ред. акад. Г.А. Бордовского, 2013г.
2. Галкина Т.И. –Организация профильного обучения в школе. 2014г.
3. Журнал « Вестник образования» - подшивка за 2014г.