Напоминание

Детская тревожность и её связь с отношением родителей к ребенку


Автор: Будникова Александра Андреевна
Должность: студентка
Учебное заведение: Оренбургский Государственный Университет
Населённый пункт: Оренбург
Наименование материала: Курсовой проект
Тема: Детская тревожность и её связь с отношением родителей к ребенку
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Министерство образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет гуманитарных и социальных наук

Кафедра общей психологии и психологии личности

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

По дисциплине «Общая психология»

Тема: Детская тревожность и её связь с отношением родителей

к ребенку



Руководитель проекта

_______________Т.Н.Левкова

«____»________________20___г.

Исполнитель

Студент группы 14ПСД(с)ПСД

_________________ А.А.Будникова

«____»_____________20___г.

Оренбург, 2015
3

Введение
Именно в детском возрасте психическое развитие играет большую роль в жизни каждого человека. Самым значимым фактором в жизни ребенка является взаимоотношение с родителями или с теми, кто занимается воспитанием ребенка и их влияние на формирование как положительных, так и отрицательных качеств и свойств личности. В современное время дети и их родители часто сталкиваются с проблемами, которые напрямую связаны с тревожностью. Большое количество исследователей занимаются проблемой тревожности, как в отечественной, так и зарубежной психологии. Анализируя исследования различных авторов можно рассмотреть фактор проявления детской тревожности, как врожденную характеристику (А.И. Захаров, Н.Д. Левитов) и как социальную (Н.В. Имедадзе, А.М. Прихожан, К. Хорни). В общем, причины детской тревожности можно раскрыть как с природного фактора, так и с социального. Актуальность проблемы исследования. В ходе данного исследования было проведено изучение причин и особенностей формирования детской тревожности у детей дошкольного возраста, а так же особенностей взаимосвязи детей и родителей и влияние отношения к ребенку со стороны родителей или лиц их замещающих на тревожность ребенка. В изучении тревожности дошкольников важна связь с проблемой эмоционального и личностного развития у ребенка. В данной работе рассматривается один из аспектов тревоги у детей - вопрос о факторах, провоцирующих проявление высокой тревожности у детей дошкольного возраста.
Цель исследования
: изучение причин и факторов влияния детско- родительских отношений на формирование тревожности ребенка.
Объект исследования
: Дети дошкольного возраста.
Предмет

исследования
: Причины, особенности и следствия тревожности у детей дошкольного возраста.
Гипотеза

исследования:
На формирование тревожности ребенка большое влияние оказывают детско-родительские отношения.
Задачи исследования:
1 проанализировать научную литературу по проблеме детской тревожности и её взаимосвязи с отношением родителей к ребенку; 2 описать понятие тревожности и ее особенности и изучить причины, влияющие на формирование тревожности у детей; 3 изучить особенности детско-родительских отношений; 4 предложить психодиагностические методики по изучению детской тревожности; 6 провести диагностику детской тревожности Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. Глава I содержит теоретические аспекты 4
изучения тревожности в психологии. В главе II представлено диагностическое исследование уровня тревожности у мальчиков и девочек. 5

1 Теоретический анализ литературы по проблеме детской

тревожности и её связь с отношением родителей к ребенку

1.1 Особенности формирования детской тревожности
Проблема тревожности была раскрыта многими учеными в области психологии психоанализа и психиатрии. И остается актуальной в настоящее время. Многие психоаналитики определяли тревожность как врожденный и личностный фактор каждого человека отдельно. Основатель психоанализа 3. Фрейд утверждал, поведение, и настроение человека имеет несколько инстинктов и влечений и напрямую зависимы от них. 3. Фрейд отмечал, наши биологические влечения сталкиваются с запретами социальных факторов, что и порождает нервозность и тревожность. И эта дилогия жизни начинается с самого рождения и протекает на протяжении всей жизни человека. Для решения данной проблемы Фрейд выдвигает понятие, сублимирование энергии, то есть направить свою энергию на самосовершенствование. В личностной психологии, по мнению А.Адлера невроз возникает от страха, боязни жизни и трудностей на жизненном пути, и нереализованность. То есть у Адлера в основе тревожности лежат ситуации, в которых человек больше всего может быть подвержен тревоге. В теории К.Хорни источником тревоги являются ошибки, допущенные в человеческих отношениях. К. Хорни отмечает, что возникновение и закрепление тревожности связаны с неудовлетворением потребностей ребенка и перерастают в гипертрофический характер. К. Хорни разделяет свою точку зрения с С.Салливен. Он известен как создатель "межличностной теории". Человек не может остаться без общества других людей и межличностных ситуаций. Наша жизнь с самого рождения уже начинается в первую очередь, с взаимоотношения с матерью, а во вторую с другими. И наша дальнейшая жизнь протекает в межличностных отношениях. Если в раннем возрасте будет окружать неблагоприятная среда, то тревога будет присутствовать на протяжении всей жизни. Таким образом, главной потребностью человека будет выступать избавление от чувств беспокойства. С.Л.Рубинштейн писал, что психические процессы отделены от психических свойств и состояний личности. Личность находится в тесном контакте с психическими процессами и старается отделить психические процессы и свойства друг от друга. Э.Фромм считает, что возникновение тревоги зависит от исторического развития общества. С точки зрения Э.Фромма в средневековье человек не был одинок, постоянно находился в общественном движении и не испытывал тревожное чувство как при капитализме. Для избавления тревоги, человек стремительно избавляется от свободы, бежит от самого себя. 6
Можно сделать вывод, что тревога возникает от страха, а страх это врожденная реакция организма на определенные ситуации. Так же на основе рассмотренных теорий выделяется несколько побудителей тревоги:  физический вред организму;  нереализованность;  страх перед жизненными ситуациями;  потеря любви (матери, сверстников). Семейное воспитание, а именно роль матери и общение ребенка с матерью играет важную роль в эмоциональном состоянии. Именно в детстве складывается личность человека. Роджерс К. личность и эмоциональное состояние личности отмечает как результат развития человеческого опыта и усвоение общественных порядков. Роджерс считает, что основная тревога выходит из соотношения сознательной и бессознательной личности. Если сознательность и бессознательность находятся в гармонии, то и настроение у человека будет хорошим, он будет полностью удовлетворен собой. А если гармония будет нарушена, то может возникнуть чувство беспокойства и тревоги. Главное, уметь быстро перестраивать свой организм под изменения жизненных условий. Н.В.Имедадзе отмечает причины тревожности у дошкольников, вызванной влиянием семейных отношений:  излишняя опека;  появление второго ребенка;  неприспо собленно сть ребенка (не умеет од е в ат ь с я , самостоятельно кушать и самостоятельно укладываться спать). В ходе анализа работ у зарубежных авторов можно выявить два подхода к пониманию тревожности:  как врожденное свойство;  как реакция человека на враждебный внешний мир. В отечественной психологии можно наблюдать разные понятия тревожности. Но большинство исследователей определяют тревожность как ситуативное явление и как личное проявление каждого организма по-своему. Тревожность рассматривают как эмоциональную и устойчивую черту личности. Р.С. Немов дает такое определение «Тревожность - постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состоянии беспокойства испытывать страх и тревогу в специфически социальных ситуациях». По определению А.В.Петровского можно выделить, что тревожность чаще проявляется у детей при тяжелых соматических заболеваниях, а у здоровых детей после переживания какой-либо травмы. В современных исследованиях различают тревожность: ситуативную, связанную с конкретной ситуацией, и личностную, присущую личности с рождения и по сегодняшний день. Так же разрабатываются методы анализа тревожности, как взаимоотношение с окружающим миром. 7
Г.Г.Аракелов и Н.Е.Лысенко определяют тревожность как многозначный психологический термин, который описывают как определенное состояние индивидов в ограниченный момент времени, так и устойчивое свойство любого человека. Отечественные психологи выявили, что неадекватная самооценка у ребенка складывается при неправильном воспитании, завышенном поощрение успехов своего ребенка, а не как врожденное чувство превосходства. Изначально тревога была обоснована трудностями ребенка в конкретных ситуациях, в ходе чего складывалось неадекватное отношение к себе, переходящее позже в устойчивую позицию по отношению к окружающему миру, и возникновение недоверчивости и подозрительности, в итоге это все переходило в тревогу. Так, Л.С.Славина своим исследованием показала, что переживания детей в эмоциональном плане напрямую связаны с неадекватностью. Все эти исследования можно рассмотреть как теоретическое понимание тревожности, как реальное воздействие на возникновение тревоги и как результат общения с окружающим миром. В общем, тревожность является социальным проявлением, а не биологическим. А.О.Прохоров подчеркивает то, что если изучать взаимоотношение психических состояний с психическими процессами, можно заметить что состояния определяют диапазон проявления психических процессов. А.М. Прихожан отмечает, что «тревога и тревожность обнаруживают связь с историческим периодом жизни общества, что отражается в содержании страхов, характере «возрастных пиков» тревоги, частоте, распространенности и интенсивности переживания тревоги, значительном росте количества тревожных детей и подростков в нашей стране в последнее десятилетие». А.М. Прихожан раскрывает тревожность как механизм «замкнутого психологического круга», в нем тревожность закрепляется, постепенно накапливается и со временем увеличивается, что ведет к накоплению отрицательного опыта, который со временем ведет с еще большей тревожности и её сохранению. Нельзя не согласиться с выводом А.М.Прихожан, что тревожность в детском возрасте, является непосредственно устойчивым личностным образованием, которое сохраняется на протяжении длительного времени. Тревожность, как любое психологическое образование, определяется сложным строением, которое включает в себя когнитивный, эмоциональный и операционный аспекты, притом, что эмоциональный аспект является доминирующим в кругу семейных нарушений. В ряде работ, можно заметить связь между психическим состоянием и психическими процессами. При рассмотрении взаимосвязи тревожности и деятельности, можно отметить, что повышенная тревожность разлагает и нарушает любую деятельность. А.М. Прихожан утверждает, что повышенная тревога у дошкольников оказывает отрицательное и разлагающее влияние на результат 8
выполняемой работы. Таких детей можно различить друг от друга по поведению на занятиях и свободной деятельности. В свободной деятельности эти дети общительные и живые, а на занятиях они скромные и неуверенные. Ответы на вопросы воспитателя у таких детей произносятся тихим, чуть слышным голосом. Говорить в это время ребенок может, как быстро, так и медленно. Начинаются не контролируемые жесты руками. А.И. Захаров полагает, что тревога зарождается в раннем возрасте и отражает именно тревожность в результате исключения общения со взрослыми и сверстниками. Продолжив мысль о том, как зарождается тревожность, он говорит о том, что при беспокойстве, которое ребенок испытывает в раннем возрасте, является зарождением тревоги у ребенка. При постоянном неблагоприятном влиянии окружающего мира, тревога становится тревожностью, то есть значительной частью характера ребенка. Обычно этот процесс происходит и перерастает во что-то большее в дошкольном возрасте, так как у ребенка появляется много новых страхов, требований и ответственностей. Г.Ш. Габдреева отмечает, что личностная тревожность проявляется при недостаточном формировании механизма психологического самоуправления. При этом, тревожность проявляется как качество личности влияет на характер ребенка. Хоть и рассмотрено очень много работ обращенных к данной проблеме, но все же детская тревожность изучена не полностью. Есть работы, которые рассматривают специфику возникновения и развития тревожности у дошкольников. В немалой части существуют работы, которые направлены на изучение возникновения и развития тревожности с психодинамической точки зрения. Авторы, разделяющие эту точку зрения, опираются на то, что в дошкольном возрасте индивидуальные особенности деятельности ребенка имеют четкий характер проявления. А.И. Захаров отмечает, что особенности нервной системы (сила, подвижность, уравновешенность) достаточно четко проявляются во внешнем поведении. Дети с устойчивой и крепкой нервной системой могут долго играть или заниматься каким-нибудь усидчивым занятием, так же они хорошо ориентируются в возникших новых, непривычных для них ситуациях. Они легко переключаются на новую занятость, при этом имея высокий темп работы. А те дети, у которых слабая нервная система, они все делают медленно, большое количество времени уходит на переключаемость с одного вида деятельности на другой. Этих детей легко отвлечь от выполняемой работы. В нескольких работах по изучению нервной системы, важную роль играет ее сила в протекании психических состояний и указывает на то, что тревога – показатель слабой нервной системы. Так же если рассмотреть генетический подход в становлении темперамента, то характерное проявление человека будет напрямую зависеть 9
от средового, социального влияния. Этот подход направляет на социальное влияние, в результате которого возникает детская тревожность. Во многих работах главной причиной появления тревоги у детей, является неправильное воспитание, не положительное влияние общения детей с родителями, в первую очередь с матерью. Если мама будет отвергать ребенка, это будет вызывать у него чувство тревоги из-за нехватки материнской любви. Это будет побуждать ребенка к удовлетворению и возмещению этой любви любыми способами. И наоборот, чрезмерная забота, опека, постоянный контроль, ограничение в каких-то действиях также может направить на возникновение тревожности. Детская тревожность может так же передаться ребенку от матери, если мать чувствует дискомфорт и чем-то встревожена, это напрямую будет отражено на ребенке. Так, например, мать чувствует себя со своим ребенком единым целым, и старается его огородить от всех трудностей и неприятностей, привязывая его к себе, обезопасив от несуществующих, но придуманных опасностей. В итоге ребенок чувствует беспокойство, оставшись без матери, начинает волноваться и бояться. И вместо того что бы вырасти самостоятельным и активным ребенком, он превращается пассивного и зависимого. А.И. Захаров считает, что если отец не будет принимать участие в воспитании ребенка, то ребенок соответственно будет больше привязан к матери, а если мать будет находиться в тревожном состоянии, у него чувство тревоги будет возникать автоматически. Так же это может быть проявлено, когда отец строго и негативно настроен по отношению к своему ребенку. Так же у детей дошкольного возраста интенсивно развиваются психические процессы: мышление, склонность к анализу происходящих ситуаций. Индивидуальные качества человека выражаются в психических процессах. X.Граф, рассматривая детскую тревожность, также занимался исследованием ее влияния на деятельность, конкретно на игру в футбол. Он заметил, что игроки, играющие в футбол хуже, чем другие, более встревожены. Им был установлен факт, что тревожность у ребенка связана с чрезмерной опекой родителей. B.C.Мерлин связывает тревожность со стрессом, и определяет стресс, как психологическое, а ни как нервное напряжение, возникающее в "крайне трудной ситуации". Несмотря на все различия в разъяснении понимания «стресса», все авторы пришли к единому мнению, что стресс – это чрезмерное напряжение нервной системы, которое возникает в ходе трудных ситуаций. Однако, стресс нельзя сопоставлять с тревожностью, потому что стресс возникает в ходе реальных трудностей, а тревожность и без этого может проявляться. Так же по силе, стресс – чрезмерное напряжение психики, а тревожность проходит в более мягком проявлении и при исчезновении травмирующей ситуации может прекратить свое проявление. 10
Можно отметить, что тревога присутствует в состоянии стресса и связана с ожиданием и предчувствием опасности. Тревожность может возникнуть до наступления стресса, в это время она определяется, как ожидание неприятностей. В связи с этим тревога может быть, как от себя, так и от других людей или каких-либо обстоятельств. Для ребенка значительные трудности могут возникнуть в смене социальной обстановки. Тревога в первую очередь связанна с отсутствием близких людей и изменением обстановки, отход от привычных жизненных условий. Выделяется две группы тревоги как признака:  физиологический признак, проходящий на основе ощущений;  реакция, протекающая в психической сфере. Физиологические признаки тревожности чаще всего сопровождаются увеличением дыхания и сердцебиения, снижение чувствительности. Знакомые каждому ощущения помутнения в голове, холодные и влажные ладони, также являются признаками проявления тревожности. Психологические реакции в тревожном состоянии, разнообразные и неожиданные. Во время тревожного состояния медленно принимаются решения, нарушается координация движения, так же человек не контролируя свое поведения, может сам неосознанно причинить себе боль. Для гармоничного и плодотворного протекания жизни некоторый объем тревоги все-таки необходим. Должна быть такая тревожность, чтобы она не угнетала психику человека, а давала некий толчок в ведении какого-либо дела. Такая тревожность не выбивает человека из колеи, а наоборот заряжает на решение всех возникающих проблем. Такая тревога имеет понятие, конструктивная. Она непосредственно выполняет адаптивную функцию человека. Главное качество конструктивной тревоги, умение контролировать и направлять тревожную ситуацию в правильное русло. Так же необходимо анализировать и планировать свои действия. Чтобы полностью избавится от состояния тревоги, нужно знать и устранять все трудности своего познания, что, в общем, не реально, да и не нужно. В значительной части случаев, имеется дело с разрушительным проявлением тревоги. Это достаточно сложный процесс, и ориентироваться нужно на обширный вид деятельности, а не только на конкретный, учебный например. Если во время тревоги ребенок понимает, что нужно лучше учиться, это ни есть гарантия конструктивности его переживаний. Возможно, что ребенок, который напрямую зависит от взрослых, способен отказаться от самостоятельности только для того, чтобы сохранить близость с родными для него людьми. Когда ребенок боится одиночества, это перерастает в тревожность, которая в свою очередь начинает подталкивать ребенка напрячься и оправдать ожидания взрослых. 11
Б.Кочубей и Е.Новикова полагают, что тревожность возникает с половозрастными особенностями. Они считают, что мальчики в младшем и дошкольном возрасте намного тревожнее, чем девочки. Они больше стесняются и бояться изменений, так как они более чувствительны к неблагоприятным изменениям психологических факторов, что гораздо облегчает формирование типов невроза. Во время каждого жизненного периода свои причины беспокойства. В двухлетнем возрасте причиной тревоги может являться разлука с матерью, а у шестилетнего ребенка отсутствие гармонии в семейных взаимоотношениях, в подростковом возрасте причиной тревожности может стать боязнь не влиться в общество своих сверстников. Вывод Большинство работ направлены на то, что главная причина возникновения тревожности у детей дошкольного возраста, неправильное и негативное воспитание ребенка, особенно главную роль в этом играет, мать. Отталкивание, непринятие своего ребенка таким, какой он есть, вызывает, а после и развивает у ребенка тревогу. Также высокой вероятностью возникновения тревоги может стать и чрезмерная забота со стороны родителей. Можно сделать вывод, что главными проявлениями отрицательного поведения являются: переживания, беспокойства, неуверенность в себе и своих силах, которые перерастают в возникновение, накапливание и закрепление тревожности. Именно дошкольные учреждения указывают ребенку все возможности и трудности социально-общественной жизни. И наряду с семьей играет важную роль в воспитании ребенка. Свойства и качества личности ребенка складываются именно во время провождения ребенка в саду, и от этого будет зависеть дальнейшее развитие ребенка.
1.2 Особенности детско-родительских отношений
Семьей, а так же проблемами семьи и семейных взаимоотношений занимались многие философы, историки, социологи, психологи и педагоги на протяжении всей жизни. На данный момент конкретного определения «семьи» так никто и не дал, хотя многие великие мыслители занимались этим понятием много веков и лет назад (Гегель, Платон, Аристотель и другие). Рассмотрев психологический словарь для родителей можно выделить следующее определение: «Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В браке и семье отношения обусловлены различием полов и половой потребностью, проявляются в форме нравственно-психологических отношений». Л.Д.Столяренко, С.И.Самыгина считают, что семья нужна для самосохранения, для самоутверждения и продолжения рода. 12
И.М.Балинский, А.И.Захаров, И.А.Сихорский и другие, занимаясь именно проблемами семьи, сделали вывод, что семья имеет как положительное, так и отрицательное влияние на ребенка. Положительное влияние состоит в том, что такую заботу и любовь как семья, больше никто дать не сможет. Но и так же в отношении отрицательного влияния, так как и в этом случае все зависит от семьи, именно семья может нанести больший вред в воспитании ребенка, чем любое другое общество. С точки зрения Л.Д.Столяренко, С.И.Самыгина, “семейное воспитание” в каждой семье развивается посредством воспитания и образования, образовавшимся в конкретных семьях силами родителей. Анализ научной литературы по проблеме семьи позволил нам выделить и дать следующее определение: семья – это главная и ведущая социальная группа, которая занимается воспитательной ролью и являет ся индивидуальной средой в жизни каждого ребенка. Семья в современное время имеет большое количество отличий от семьи прошлого времени. Например, раньше считали, чем больше детей, тем лучше, сейчас же думают иначе. В современное время родители предпочитают одного ребенка, что бы была возможность сделать так, что бы ребенок ни в чем не нуждался. В связи с этим взаимоотношения между детьми и родителями, подвергались определенной трансформации и неоднократно менялись в течение истории человечества, становились более эмоциональными и психологически устойчивыми. Впоследствии этих изменений была разработаны классификации стилей воспитания. Каждая семья неосознанно формирует определенную систему воспитания, в семьях складывается индивидуальная тактика воспитания, у каждой семьи возникают свои цели и задачи в воспитании ребенка, с четом того что допустимо, а что нет по отношению к своему ребенку. На данный момент времени можно выделить пять самых распространенных тактик воспитания: диктат, опека, "невмешательство", сотрудничество и паритет. Диктат - чрезмерное давление родителей на ребенка. Поведение диктата проявляется в том, что у родителей проявляется фанатичный авторитет над своими детьми. В такой ситуации, родители игнорируют интересы своего ребенка, принуждают его к каким-либо действиям, при сопротивлении по отношению к ребенку может применяться физическая сила, - все это приводит к неправильному формированию личности ребенка. Опека - фанатичное удовлетворение потребностей ребенка. При постоянной опеке родителей ребенок вырастает несамостоятельный, все трудности, с которыми могут встретиться дети, родители принимают на себя. Таким детям будет нелегко в обществе, так как они не приспособлены к жизни. 13
Невмешательство - родители дают своему ребенку полную свободу, дети существуют отдельно от родителей. Родители при таком воспитании ведут себя равнодушно, пассивно по отношению к своему ребенку. Совсем отсутствует желание заботиться, воспитывать и дарить любовь ребенку. Сотрудничество - между ребенком и родителями п о л н о е взаимопонимание, ставятся общие цели и задачи. В такой семье присутствует гармония, любовь и понимание. Родители и дети всегда помогают друг другу, они становятся одним целым. Таким детям будет легко найти общий язык со сверстниками, и новая обстановка будет только по душе. П а р и т е т - т ак же как и в сот рудниче стве с у щ е с т ву е т взаимопонимание, но только здесь каждый член семьи имеет свою выгоду в общении с другими членами семьи. Детско-родительские отношения – это взаимосвязь родителя и ребенка, включающая в себя субъективное, сознательное и избирательное представления о своем ребенке, которые определяют характер ребенка и помогают родителю найти подходящий способ общения со своим ребенком. Детско-родительские отношения имеют двойственный характер по отношению к ребенку. С одной стороны родители испытывают к своему безграничную любовь, а с другой существуют оценочные отношения, которые формируют у ребенка общественные способы поведения. Из-за этого в родительском отношении присутствуют отличия своеобразия внутриличностного конфликта, которые со временем перерастают в напряжение родителей, а после и в тревожность ребенка. Семейное воспитание – сложная конструкция. Она складывается на конкретных особенностях и составляется по определённому содержанию, которое необходимо для развития личности ребёнка. Она состоит из определённых особенностей:  сострадание и гуманистичность к ребенку;  привлечение детей в семейную жизнь;  открытое и доверчивое общение с детьми;  благополучная внутрисемейная ситуация;  умеренные требования по отношению к своему ребенку;  всегда помогать и поддерживать своего ребенка. Ряд психологических исследований выявили, что на осознание ребенком окружающего мира влияют несколько факторов, которые направлены на связь самого ребенка с чертой его характера. На детско- родительские отношения воздействуют следующие особенности: 1 Детская опытность родителей. Повзрослев, взрослые автоматически складывают свои семейные отношения, какие были у их родителей или наоборот, если их не устраивали отношения родителей, то они стараются выстроить противоположное. 14
2 Несбыточные желания родителей. Стремление родителей занять в жизни своего ребенка как можно больше времени. Так как ребенок становится единственным смыслом жизни и появляется страх потерять с ним контакт во время его взросления. Так же сюда входит желание родителей, что бы у ребенка было много достижений именно в той области, в которой сам родитель не смог себя реализовать. Неблагоприятно эта ситуация может сказаться в том случае, когда направление родителями своего ребенка в какую-то конкретную сферу, может не совпасть с желанием и возможностями самого ребенка. 3 Индивидуальная характерность родителей. Черты характера родителей зачастую сказываются на мировосприятие ребенка. К примеру, если у родителей присутствует тревога, то они будут стараться опекать и оберегать своего ребенка, тем самым подавлять активность и самостоятельность дошкольника. А если родитель не может подстраивать свое поведение под своего ребенка, это может привести к конфликту между родителями и детьми. 4 Взаимоотношения ребенка с одним из родителей. Например, если ребенок похож на папу не только внешностью, но и привычками, то при разводе мама будет воспринимать поведение своего ребенка с неприязнью. В такой ситуации, родителю с которым остался ребенком, важно учитывать, что ребенок не виноват, и перевоспитывать его не стоит, так как это приведет к детско-родительскому конфликту. 5 Обстановка, при которой родился и воспитывался ребенок. Когда родители считают, что их ребенок беззащитный и хрупкий, то важно помнить какая обстановка окружала малыша когда он вынашивался и когда родился. Потому что зачастую мамочки, которые при беременности бояться потерять малыша или проходили лечение по бесплодию, что бы зачать ребенка, а так же тяжелые роды и перенесенное серьезное заболевание ребенком и т.п., все это может привести к отвержению своего ребенка в эмоциональном плане. Впоследствии чего у ребенка выражается и хрупкость, и беззащитность, и неприспособленность, а от этого и тревожность. Выводы На основе изученного материала можно сделать вывод, что детско- родительские отношения меняются не только зависимо от времени, но и от пространственного влияния. Нужно отметить, что строгая дисциплина и контроль необходим только в младшем возрасте, с взрослением и дисциплина и контроль должны немного быть слабее. Стилистика и тип воспитания должны зависеть от построения правил родителей, как должно проходить воспитание ребенка в семье, какие качества, какой характер должны складываться у ребенка. Так родитель конкретизирует стиль своего поведения и общения с ребенком. В исследованиях А.Я.Варга и В.В.Столина выделены такие критерии детско-родительских отношений:  «Принятие – отвержение». 15
 «Кооперация».  «Симбиоз».  «Авторитарная гиперсоциализация».  «Маленький неудачник». Так же важно запомнить, что существуют разнообразные стили взаимоотношения между родителями и детьми: диктат, опека, "невмешательство", сотрудничество и паритет. От выбора стиля зависит дальнейший жизненный путь ребенка, его характер и темперамент. 16

2

Диагностика

детской

тревожности

и

детско-родительских

отношений

2.1 Диагностика тревожности в детском возрасте(5-6 лет)
Для выявления детской тревожности и её влияния на детско- родительские отношения, я выбрала детский апперцептивный тест (Children’s Apperception Test – САТ) в разработке Леопольда и Сони Беллак. Тест принадлежит к интерпретивным методикам и проектируется на содержании потребностей, конфликтов. При помощи методики выявляются:  основные потребности и мотивы;  отношение ребенка к родителям;  влияние внутриличностных конфликтов на потребности ребенка;  какие страхи, фобии, тревоги и фантазии присутствуют у ребенка;  особенности поведения среди сверстников. В работах Фрейда было неоднократно замечено, что детям проще сравнивать себя с животными, чем с людьми. По данной методике можно более точно определить отношение ребенка к значимым для него фигурам. В тесте существует несколько определенных ситуаций в картинках, которые могут отражать переживания ребенка. По картинкам можно получить ответы на основные вопросы: конкурируют ли дети со своими братьями и сестрами, как они относятся к родителям, присутствует ли у ребенка агрессия, чего боится ребенок. Тест предназначен для обследования детей в возрасте от 3 до 10 лет. Время проведения теста - 30-40 мин. Проведение тестирования: Тест проводится с каждым ребенком индивидуально в стиле игры. Необходимо установить контакт с ребенком, чтобы ребенок не стеснялся и чувствовал себя комфортно. Когда контакт установлен, ребенку предоставляются картинки. Ребенку можно предложить рассказать историю, сказку по понравившейся ему картинке. Если ребенок сам е может рассказать, то можно задать ему ряд вопросов, например: «Что, где и когда происходит данное действие на картинке?». Все ответы ребенка записываются, а позже анализируются. В ходе анализа рассматривается взгляд ребенка на определенные моменты и его мысли. В результате исследователь может определить стремления и потребности ребенка, как на него влияет окружающая среда, если возникают конфликты, то можно выявить пути решения данного конфликта. В прохождении методики участвовало 6 деток 5-6 лет. Мной для показа деткам, были выбраны следующие картинки: «Цыплята за столом», «Медведи, перетягивающие канат», «Кенгуру с кенгурятами», «Взрослая обезьяна беседует с маленькой обезьянкой», «Зайчонок в темной комнате», «Щенок на лапах взрослой собаки». Чтобы показать разнообразие ответов, ниже приведены примеры рассказов.
Пример 1. Лиза 5 лет 8 месяцев
(Семья благополучная). 17
Лиза выбрала 2 рисунка «Зайчонок в темной комнате» и «Щенок на лапах взрослой собаки». По первому рисунку сказала: вижу зайчика, он спит в комнате вместе с куклой, стоящей возле стенки. Ему не страшно, потому что кукла добрая. (А ты оставалась когда-нибудь в комнате одна?). Нет, я всегда с мамой, а если мамы нет дома, со мной остается Даша (старшая сестра). А еще кто-то открыл окно, что бы дул ветер. В комнате светло. И кто-то ушел и забыл закрыть за собой дверь. По второму рисунку: эти собачки мне очень нравятся. (Почему?). Потому что большая собачка любит маленькую, и она ей делает массаж.
Пример 2. Леша 4 года 11 месяцев
(Семья благополучная). Леша выбрал 2 рисунка «Медведи, перетягивающие канат», «Щенок на лапах взрослой собаки». По первому рисунку сказал: медведи в лесу тащат друг на друга веревку и им это нравится. Там где один медведь это папа, а где двое это мама и я, и мы с мамой победим папу. (Почему?). Ну мама же сильнее. По второму рисунку: Большая собака бьет маленькую и она кричит. Они в туалете сидят, чтобы их никто не видел. Большая собака это папа, а меленькая это я.
Пример

3.

Вика

4

года

8

месяцев
(Нравственно-неблагополучная семья). Вике понравились 2 картинки «Цыплята за столом» и «Кенгуру с кенгурятами». По первой картинке сказала: за столом сидят маленькие цыплята, они умеют кушать семена и зернышки с семечками. Они маленькие и самостоятельные им не нужна мама. Не четко нарисованную курицу возле цыплят не заметила. По второй картинке: мне нравится эта картинка, потому что мама кенгуру гуляет с кенгурятами, они идут в лес за грибами. Задумчиво глядя в потолок в пол голос сказала: «Вот бы мне так погулять с мамой».
Пример 4. Женя (мальчик) 5 лет 4 месяца
(Семья благополучная). Женя выбрал 2 картинки «Медведи, перетягивающие канат» и «Кенгуру с кенгурятами». По первой сказал: два больших медведя на полянке играют со своим сынком. Они сейчас натянут канат, и маленький медвежонок будет на нем висеть как на турнике. По второй: кенгуру со своими детьми идет в магазин за покупками, она хочет купить им яблоки. Мне очень нравится велосипед у кенгуренка, я в жизни не видел таких.
Пример 5. Полина 6 лет 4 месяца
(Нравственно-неблагополучная семья). Полине сразу понравились две картинки «Щенок на лапах взрослой собаки» и «Цыплята за столом». По первой сказала: большая собака вытирает попу маленькой, потому что он только что сходил в туалет. (А что он сам не умеет?). Нет, он же еще маленький и сестренка так заботится о нем. (А у тебя есть братик или сестренка?). Да, и братик, и сестренка. (Старшие или младшие?). Маленькие, я самая большая. По второй: большая курица бабушка наблюдает за маленькими цыплятами, как они кушают, и чтобы они не запачкались, она одела им тряпочки.
Пример 6. Егор 4 года 6 месяцев
(Семья благополучная). 18
Выбрал 2 картинки «Зайчонок в темной комнате» и «Взрослая обезьяна беседует с маленькой обезьянкой». По первой сказал: зайчик лежит в кровати, он игрушечный, в комнате темно и тепло. (Почему ты решил, что именно тепло и темно?). Темно потому что не горит свет, а тепло, потому что открыто окно. Зайчик лежит в кровати, потому что девочка, которая ушла в школу его забыла взять с собой. По второй: обезьяны общаются между собой. Одна обезьяна ругает маленькую обезьяну. (Почему ты думаешь, что она её ругает?). Ну может она совсем недавно разбила вазу. Еще одни обезьяны, которые сидят на диване друг другу рассказывают секреты на ухо.
2.2

Анализ результатов диагностического исследования взаимосвязи

детской тревожности с детско-родительскими отношениями
Тест проводился во время прогулки детей в детском саду. Несмотря на то, что дети гуляли и развлекались на улице, что они очень любят делать, они все охотно соглашались на тест-игру САТ. Перед ними был выложен ряд картинок, из которых им было предложено выбрать понравившиеся картинки, и рассказать чем им приглянулись данные картинки. Они с большой охотой и заинтересованностью приступали к работе. По данным рассказам деток, можно отметить, что из 6 детей, только один ассоциировал себя с изображенными животными. Так же дети из всех предложенных картинок отдавали предпочтение: « Мед вед я м , перетягивающим канат», «Кенгуру с кенгурятами», «Зайчонку в темной комнате», «Щенку на лапах взрослой собаки». Выводы по рассказам: Все детки были очень внимательные, и говорили все, что приходило им в голову. Рассказы были не большими, но по ним можно сделать некоторые выводы: Лиза, выбрав рисунок с зайкой, сразу обозначила, что в комнате он не один, а сказала, что он находиться с куклой. Хотя там и нет четко нарисованной куклы она все же её представила и показала (см. приложение 1). Видимо у ребенка присутствует страх остаться в комнате или дома одной, и даже если взрослых не будет дома, она придумает вымышленного героя, который будет её охранять, что бы подавить в себе страхи и тревогу. По рисунку, где маленькая собака, находиться на лапах большой собаки, сказала, что она хочет сделать ей массаж, это говорит о том, что в семье теплые и добрые отношения между родителями и детьми. Леша в первую очередь обратил внимание на рисунок, где медведи перетягивают канат, он сразу сказал, что там изображены папа, и он с мамой. Можно предположить, что воспитанием больше занимается мама, потому что он восхищается ей, говорит, что она сильная и из-за этого они победят папу в перетягивании каната. В семье присутствует межродительская конкуренция, в которой предпочтение отдается маме. Это может не совсем положительно повлиять на мировоззрение ребенка. Так же выбрав рисунок с собачками, Леша сказал, что большая собака бьет маленькую, это говорит о 19
том, что воспитание в семье, возможно, сопровождается не пряником, а кнутом. По рассказам Вики, где она выбрала картинки с цыплятами за столом, и кенгурятами на прогулке четко видно, что у ребенка присутствует недостаток материнской любви. Девочка привыкла делать все самостоятельно, так как мама видимо не уделяет ей должного внимания. Женя, выбрав картинку с медведями, где они перетягивают канат, не заметил никакой конкуренции, а наоборот охарактеризовал увиденное, как игру, что большие медведи играют со своим сынком, натягивая канат друг на друга они создают турник для маленького медвежонка. Это положительная характеристика данного рисунка, по которой можно определить, что ребенок растет в любви и заботе, родители часто проводят с ним время, играя в совместные игры. Так же по рисунку с кенгурятами, он говорит о совместной деятельности, которая в итоге приносит пользу ребенку. Полина, как выяснилось в ходе беседы, по рисунку «Щенок на лапах взрослой собаки» ассоциировала себя с большой собакой, видимо она всегда заботиться о своих младших братике и сестренке, на ней уже лежит ответственность, так как она самая старшая. По второму рисунку, где цыплята сидят за столом, она заметила неприметную курицу в углу картинки, и обозначила её не как маму, а как бабушку. Это может говорить о том, что заботиться и воспитывает детей бабушка больше, чем мама. А Полина как старшая сестренка, помогает бабушке в воспитании и заботе своих младших братика и сестренки. Егор, выбрав картинку с зайчиком, отметил, что он игрушечный, и что его оставила дома одна девочка, видимо у ребенка есть игрушка, с которой он не расстается, или проводит с ней много времени. По второй картинке где обезьяны общаются, он указал, что одна обезьяна ругает маленькую за то что она разбила вазу, это видимо у него идет из собственно пережитой ситуации, которая осталась у него в памяти. Видимо ребенок в тот момент испытывал вину и очень переживал, и эта ситуация засела в его подсознании. У всех деток, проходивших САТ, выявились разные проблемы, и наоборот, кто-то озвучивал только положительные мысли. Эта методика, помогла выявить какие проблемы и переживания присутствуют у каждого ребенка отдельно, что их волнует, и чего бы они хотели. Эти результаты могут принести пользу, как их родителям, так и психологу, работающему с ними. Так же можно сделать вывод, что у каждой семьи свой стиль и характер воспитания, кто-то балует ребенка и опекает его, а кто-то предоставляет ему полную свободу движения. Как в первом случае, чрезмерная опека может плохо повлиять на темперамент и характер ребенка, так и во втором. Нужно искать золотую середину по отношению к своему ребенку, заботиться о нем, где-то даже баловать, но и иногда стоят предоставлять ему право собственного выбора и немного свободу в собственных движениях.
Заключение
20
Курсовая работа была посвящена изучению влияния детско- родительских отношений на тревожность ребенка. Перед проведением данного исследования была поставлена цель, изучить причины и факторы влияния детско-родительских отношений на формирование тревожности ребенка. В ходе исследования были решены следующие задачи: 1) проанализирована научная литература по проблеме детской тревожности и её взаимосвязи с отношением родителей к ребенку; 2) описано понятие тревожности и ее особенности и изучены причины, влияющие на формирование тревожности у детей; 3) изучены особенности детско-родительских отношений; 4) предложена психодиагностическая методика по изучению детской тревожности; После изучения теоретического анализа сделаны выводы:  что тревожность начинает свое проявление с раннего возраста;  тревожность с возрастом накапливается и отрицательно влияет на состояние ребенка и его отношение к окружающему;  если не предотвратить тревожность у ребенка, она может негативно отразится на его психическом здоровье;  связывается появление тревожности у детей с неправильным воспитанием, либо из-за страхов и волнения его матери. Теоретическо-эксперементальная работа, определила, что в характеристику детей проявляющих тревожность, относятся: пугливость, неуверенность и замкнутость. Таким детям часто сняться страшные сновидения, пугаются от малейшего замечания, в ходе чего не сдерживая слез. Они всегда находятся в напряжении и в ожидании чего-то плохого. Анализируя теоретическую и экспериментальную часть работы был составлен портрет ребенка, который испытывает какие-либо страхи: у такого ребенка занижена самооценка, он не уверен в себе, пуглив, напряжен, не общительный, недоверчивый и как правило, выросший в семье с неблагоприятным семейным климатом. По полученным данным проведенного детского апперцептивного теста, можно сделать вывод, что тревога у детей младшего и дошкольного возраста связана с некими страхами и переживаниями определенных моментов в семейной обстановке. Поэтому необходимо, вовремя проводить комплекс коррекционных и развивающих работ, по предотвращению развития тревожности у детей, с участием психолога, педагога и родителей. Именно в младшем возрасте легче предотвратить развитие тревожности у детей, что бы в будущем не было отрицательного влияния на развитие личности ребенка.
Список использованной литературы
21
1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М. 1995 2. Аракелов Н.Е., Лысенко Е.Е. Психофизиологический метод оценки 3. Захаров А.И. Авторский пакет методик «Клинико-психологическое консультирование при неврозах у детей и подростков».- М., 1997 4. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.: Книга 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. - М., 2000 5. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив.- М.,2003 6. Прихожан A.M. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе. - М.,2001 7. Психология состояний. Хрестоматия/ Составители Т.Н.Васильева, Г.Ш Габдреева, А.О. Прохоров/ ред. проф. А.О. Прохорова.- М: ПЕР СЭ; СПб.: Речь, 2004.- 608с. 8. Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника. - М, 1998 9. Роджерс К. Наука о личности./История зарубежной психологии. М.,2001 10.Рубинштейн С.Л. Экспериментальные методики психологии. М.,1970 11.Салливан Г. Интерперсональная теория в психиатрии. – СГб., М., 1999 12.Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. М.,2003 13.Фрейд 3. Психология бессознательного. - М., 2002 14.Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М., 2001 15.Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М., 2000 22


В раздел образования