Автор: Бондяева Елизавета Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №397" г.о. Самара Населённый пункт: г.о. Самара п.Береза Наименование материала: Конспект НОД Тема: "Путешествие в осенний лес" Раздел: дошкольное образование
1
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида№ 397 городского округа Самара»
Россия, 443901, Самара, пос. Берёза, квартал 1, дом 12
тел.: 9966822 (ф.); 9966935; 9966844; e-mail: mdou397@detsad397
1.
ФИО: Бондяева Елизавета Викторовна
2.
Место работы, должность : МБДОУ «Детский сад № 397» г.о. Самара, воспитатель
3.
Контакты: е-mail liza-
bond2009@yandex.
ru , контактный телефон 89270140559
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НОД)
Название НОД: «Путешествие в осенний лес»
Возраст воспитанников: Старшая группа
Тема: «Развитие лексико-грамматического строя речи»
ЦЕЛЬ: обогащать словарь детей по теме «дикие животные» и закреплять их правильное употребление.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить знания детей о диких животных и их детёнышах;
Закрепить знания детей о местах обитания «Диких животных», особенности питания и проживания,
повадках;
Закрепить умение правильно, выполнять игровые задания.
Формировать у детей умение использовать для создания образа ежика гречневую крупу;
Формировать
умение
подбирать
соотносить
на
слух
и
правильно
согласовывать
в
речи
существительные муж. и жен. рода с числительными один-пять.
Развивающие:
1
2
Расширять словарный запас по теме «Дикие животные»;
Обогатить словарь детей за счёт слов.
Формировать умение отвечать на вопросы воспитателя.
Развивать у детей память, слуховое и зрительное внимание.
Развивать аккуратность работы с; мелкую моторику рук; творческие способности.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к диким животным
Воспитывать доброжелательность, чувство сопереживание к тем, кто нуждается в вашей помощи.
Воспитывать у детей желание создавать красивые композиции из круп.
Планируемые результаты:
закрепили знания о диких животных и их детёнышах, уточнили где они живут, чем питаются, как
передвигаются;
расширили словарный запас по теме «Дикие животные»;
закрепили навык правильного употребления слов в словосочетании и предложении по теме.
Формы работы: групповая, фронтальная.
Словарь :
Существительные : Медведь, медведица, медвежонок, ёж, ежиха, ежонок, заяц, зайчиха, зайчонок, лис, лиса,
лисенок, волк, волчица, волчонок, белка, бельчонок, барсук, барсучиха, барсучонок, хищник, берлога, нора,
2
3
дупло, логово, куст, корм, запас, мех, шкура, кора, мышь.
Прилагательные : Тёплый, густой, толстый, пушистый, злой, голодный, пугливый, осторожный, серый,
белый, дикий, косолапый, неуклюжий, зубастый.
Глаголы:
Зимовать, засыпать, менять, сидеть, искать, прятаться, добывать, щёлкать, рычать, выть, тявкать,
цокать, фыркать, бросаться, нападать, охотиться, убегать.
Предварительная работа :
Чтение сказок и рассказов о животных
Оформление выставки «Дикие животные леса»
Рассматривание картины «Дикие животные и их детеныши» (художник С.К. Артюшенко, консультант
Н.В. Нищева).
Разучивание физ. минуток, дидактические игры.
Оборудование:
Мягкая игрушка еж, лесная нора ежа которая выходит в осенний лес;
7 –конвертов с фотографиями диких животных.
Ноутбук, колонки, проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация с использованием
программы Роver Point и Смарт Нотебук , видео физминутки «Прогулка по лесу».
Силуэтное изображение Ежика – 7 штук, лесная поляна с ежихой, крупы, гречневая, салфетки,
клеенки.
Описание деятельности педагога, воспитанника, средств коммуникаций (таблица):
N п/п
Деятельность педагога
Деятельность воспитанников
Оборудование,
материалы,
программные продукты
Примечание
3
4
1-й этап НОД
1
Воспит атель
об р а щ а ет
внимание детей на гостей и
предлагает
воспитанникам
поздороваться с ними.
-
Р е б я т а
д а в а й т е
п о п р и в е т с т ву е м
н а ш и х
гостей.
Воспитанники
здороваются
с
гостями.
Дети садятся на стульчики
Слайд №1
2
«Проблемная ситуация»
В о с п и т а т е л ь
о б р а щ а е т
внимание
воспитанников на
Ежика,
который
пришел
из
леса и горько плачет.
Воспитанники
здороваются
с
ежом.
Игрушка ежик сидит рядом
с норкой.
Ежик на Интерактивной
Доске далее - ИД
-Ребята,
давайте
послушаем
ежика
« Д о р о г и е
д е т и !
Помогите!
Нашу
лесную
поляну заколдовал Леший
Мы,
лесные
жители,
не
знаем, как с ним бороться и
только вы своими знаниями,
л ю б о в ь ю
и
б е р е ж н ы м
отношением
к
природ е
можете помочь нам.
Помогите нам, спасите всех
л е с н ы х
ж и т е л е й
и
расставить
их
на
свои
места!»
С
уважением
обитатели
лесной поляны.
-
Ну
что,
ребята,
поможем
ежику
вернуться
в
лес
и
Дети слушают просьбу ежа.
Поможем
Звуковой файл
просьба
ежика.
Картина осенней дороги и
леса
4
5
расколдовать всех обитателей
лесной поляны?
Слайд №2
3
Ваши
знания
и
умения
и,
конечно же, любовь к природе
нам помогут. Но как же нам
попасть
на
заколдованную
поляну? Куда нам идти?
Раз, два, три, четыре, пять-
Начинаем мы считать
И окажемся в лесу
Где раскрасила листву
В
ц в е т
б а г р я н ы й ,
золотистый -
О с е н ь
р а з н о ц в е т н о й
кистью.
Поглядим по сторонам
Ежик
путь
укажет
нам?
Вот мы и на месте!
О т в е ч а ю т
н а
в о п р о с ы
воспитателя
Дети
выполняют
движения
в
соответствии с текстом:
Загибают
поочередно
пальцы
на каждой руке одновременно
Наклоны туловища вперед
Покружились
Ежик
отправляется
в
лес
на
лесную
поляну
через
норку.
Слайд №3
2-й этап НОД
4
Дидактическое упражнение
«Нелепицы»
Посмотрите, что случилось
в лесу. Леший постарался..
А такое бывает?
Во спит атель
бл а год а р и т
воспитанников
за
правильно
выполненное задание.
Воспитанники
рассматривают
картину,
объясняют,
ч т о
н е в е р н о
и з о б р а ж е н о
н а
картине.
Далее
расставляют
на свои места всех животных.
Объясняя и комментируя свой
ответ.
Картина «Нелепицы»
Слайд № 4
Каждому участнику по
одному животному для
расстановки
их
по
местам. Воспитанники
выбирают и называют
ж и в о т н о е .
Д а л е е
о б ъ я с н я ю т ,
ч т о
неверно
и
как
нужно
все исправить.
5
6
5
Как называются животные,
которые живут в лесу?
У каждого в лесу есть свой
дом, давайте поможем
животным найти дорогу к
своему жилищу.
Интерактивная игра «Кто,
где живет?»
ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ
Слушают задание воспитателя,
отвечают
на
вопросы.
И
с
помощью карандаша переносят
д и к и х
ж и в о т н ы х
к
соответствующему жилищу.
Дети ставят соответствующего
животного около его жилища.
Белка живет в дупле.
Медведь живет в берлоге.
Лиса живет в норе.
Волк живет в логове.
Ежик и мышка в норке.
Заяц живет под кустом.
На программе ИКТ лес с
дикими животными их
жилищами (нора, берлога,
логово, дупло, куст).
Воспитанники
рассказывают о диких
животных
где
о н и
живут,
и
соотносят
животное с жилищем.
Слайд №5
3-й этап НОД
6
Мы определили кто где живет,
а теперь давайте сходим к ним
в гости.
Дидактическая
игра
«Как
з о в у т
п а п у ,
м а м у
и
детеныша (детенышей)?»
Цель: обучение употреблению
н а з в а н и й
д е т е н ы ш е й
животных.
Детям
предлагается
назвать
животного
и
найти
всю
его
семью.
Дети
называют
по
картинкам
папу, маму и детеныша (можно
и
детенышей
во
мн.
числе)
животных.
П а п а
-
м е д в е д ь ,
м а м а
медведица,
детеныш
-
…
медвежонок.
Папа - волк, мама - волчица,
детеныш - волчонок
Папа - заяц, мама - зайчиха,
детеныш - зайчонок.
Папа
-
лис,
мама
-
лисица,
детеныш - лисенок.
Папа – лось, мама – лосиха,
Слайды №№ 6 - 12
6
7
Молодцы ребята, всех назвали
животных правильно.
детеныш
–
лосенок.
Папа
-
еж, мама - ежиха, детеныш –
ежонок.
7
Ф и з .
м и н у т к а
Интерактивная
«Прогулка по лесу» (01:37)
Движение под видео
Видео –файл(01:37)
Слайд №14
8
Ребята,
я сфотографировала
зверей, а
Леший
разрезал
фотографии. Ребята, кого мне
получилось сфотографировать
с о б е р и т е
ф о т о г р а ф и ю .
М о л о д ц ы ,
а
т е п е р ь
расскажите
какой,
какое
животное?
Лексико-грамматическое
упражнение
«Скажи
какой
(какая)?»с
использованием
мнемо-таблицы.
Цель:
учить
выделять
и
называть признаки животного.
Игра настольная
С о б и р а ю т
к а р т и н к и
и
рассказывают
какой он, или
(какое)
оно
это
животное
по
мнемотаблице.
Лиса: рыжая, хитрая, пушистая
В о л к :
з л о й ,
с е р д и т ы й ,
зубастый, страшный, серый,
Еж: колючий, маленький,
Заяц:
т русливый,
с е р ы й ,
длинноухий
Медведь: косолапый, бурый,
неуклюжий.
Белка:
проворная,
быстрая,
пушистая.
Ло сь:
большой,
р о г ат ы й ,
сильный.
Картина леса на экране
Фотографии диких
животных: медведь, волк,
лиса, ежик, белка, заяц,
лось.
МНЕМОТАБЛИЦА
«Расскажи – ка»
Слайд№ 15
Слайд№ 16
7
8
9
Р е б я т а ,
у с т а л и
л е с н ы е
животные,
проголодались,
давайте мы
угостим
диких
животных.
Интерактивная
игра
«Угости
лесного
жителя»
У
каждого
животного
свои
продукты
питания:
морковка,
капуста,
малина,
мед,
рыба,
орехи, шишки, грибы, желуди,
кора
деревьев,
трава,
куры,
зайцы,.
Д е т и
с т а вя т
ка рт и н к и
к
соответствующему животному
Слайд №№16-22
10
Глазодвигательная
г и м н а с т и к а
« Н а й д и
животное»
Задачи:
Гимнастика
для
глаз
с н и м а е т
з р и т е л ь н о е
н а п р я ж е н и е ,
п о в ы ш а е т
зрительную
работоспособность,
улучшает
активизировать
глазодвигательные функции.
Дети
смотрят
поочередно
на
картины диких животных
Карточки диких животных
в и с я т
р я д о м
с
интерактивной
до ской,
сверху снизу, слева, справа,
в
нижнем
правом
углу,
в
левом верхнем углу.
Картинки диких
животных рядом с
доской.
Слайд №23
11
А теперь давайте посчитаем,
сколько
у
наших
животных
детенышей.
С о г л а с о в а н и е
в
р е ч и
существительных
женского
рода с числительными один
- пять
Дети поочередно выходят
к
доске
и
клонируют
т акое
количество сколько детенышей
у животного например:
У зайчихи 6 зайчат
У бельчихи 2 бельчонка
У волчихи 5 волчат
У лисицы 4 лисенка
У медведицы 2 медвежонка
У лосихи 3 лосенка
А
у
ежихи
разбежалось
7
Слайд №№24-30
8
9
ежат
12
Ребята, посмотрите
у ежихи
н а
п о л я н к е
е ж а т а
разбежались,
давайте
ежихе
мы
поможем
найти
своих
детенышей.
Р у ч н о е
т в о р ч е с т в о
и з
г р е ч н е в о й
к р у п ы
«Маленькие ежата»
Обильно насыпаем на силуэт
Ежика
гречневую
к руп у.
П ри ж и ма е м
с
п ом о щ ь ю
салфетки.
Стряхиваем
остатки
не
приклеившейся
крупы
Обильно посыпаем гречневую
крупу
на
силуэт
Ежика.
Придавливают крупу.
С т р я х и в а ю т
о с т а т к и
н е
прикрепившихся
элементов
крупы..
изображение Ежика,
крупы, гречневая, пшено,
салфетки, клеенки.
Слайды № 31
4-й этап НОД
13
Ребята,
мы
сегодня
сделали
добро е
дело
–
п ом о гл и
о б и т а т е л я м
л е с а
и
расколдовали
злые
чат ы
Лешего.
Возвращаемся в детский сад.
Раз, два, три, четыре, пять-
Начинаем мы считать.
Возвращаемся назад,
Детский сад ребятам рад!
Повернулись оказались в саду
Прощаются с гостями и уходят
в группу.
Слайды № 32
9
10
14
Рефлексия
Дети, вам понравилось наше
путешествие?
Что больше всего вам
понравилось?
Воспитатель предлагает
воспитанникам попрощаться с
гостями и уводит ребят в
группу.
Ответы детей
Список используемой литературы:
1.
Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: Кн. для воспитателей
дет. сада и родителей. – М..: Просвящение, 1992. – 96с.: ил.
2.
Затулина Г..Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи (старшая группа). Учебное
пособие. Издание второе – М., Центр педагогического образования, 2008. – 176 с.
3.
Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий. – М.: Мозаика -
Синтез, 2010. -144 с.
10
11
4.
Книга для чтения в детском саду и дома: 5-7 лет: Пособие для воспитателей детского сада и
родителей /Сост. В.В Гербова и др. – М.: ОНИКС 21 век, 2005. -352 с.
5.
Планирование образовательной области в ДОО. Старшая группа. Методическое пособие под
ред. Тимофеевой Л.Л. – М.: Центр педагогического образования, 2016. – 320с.
6.
Формирование целостной картины мира. Познавательно-информационная часть, игровые
технологии. Старшая группа. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического
образования, 2015. – 144с.
7.
Шорыгина Т.А. Беседы о том, кто, где живет. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 80с. – (Вместе с детьми).
11