Психолого – педагогические подходы к организации отдельных этапов урока
Автор: Зятикова Наталья Васильевна Должность: преподаватель математики Учебное заведение: КГБПОУ "Шарыповский строительный техникум" Населённый пункт: г. Шарыпово Наименование материала: статья Тема: Психолого – педагогические подходы к организации отдельных этапов урока Раздел: среднее профессиональное
к организации отдельных этапов урока
Более 25 лет я работаю преподавателем математики. Из них большую
часть преподаю в техникуме. Для меня также как и для всех моих коллег,
организация проведения урока является основой профессиональной
деятельности. Сегодня существует масса педагогических методов и приёмов
проведения уроков, но не все учителя уделяют особое внимание трём
основным этапам урока: «начало урока», «отдых на уроке», «конец урока». И
поэтому «как начать урок», «как его провести», «как довести информацию до
студентов, чтобы она использовалась в дальнейшем» - актуальны всегда. И, я
постараюсь в своей статье отразить мои педагогические методы и приёмы
ведения урока, направленные на поднятия эмоционального тонуса
обучающихся. За годы работы мною перепробовано много методов
преподавания математики, но основные компоненты урока, считаю, должны
быть всегда:
1.Организационный момент: порядок и дисциплина в течение всего урока;
2.Целевой: цель урока должна быть сформулирована и поставлена перед
студентами;
3. Мотивационный: довести до сведения обучающихся, какую роль играет
урок в данной теме, а также во всём курсе математики;
4.Коммуникативный: уровень общения с обучающимися;
5.Эмоциональный: психологическая реализация урока, доброжелательность
со стороны преподавателя;
6.Содержательный: подбор материала для всех этапов урока;
7. Технологический: выбор форм, методов проведения урока;
8.Контрольно – оценочный: труд студента должен быть оценён на каждом
уроке – это стимул активности студента;
9. Аналитический: итог урока должен быть проведён – это анализ
деятельности студента и анализ моей деятельности по организации урока.
Первый организационный вопрос, сразу же после звонка стоит так:
взаимное приветствие преподаватель - студент, проверка отсутствующих,
чистота классной доски, недопустимость опоздания самой на урок.
Выполнение всех этих требований - залог хорошего старта для начала урока.
Затем небольшая «настройка» на урок. Приведу несколько примеров
занимательных элементов для «ввода в урок».
Пример №1
При обучении математики студентов мы должны развивать познавательный
интерес, творческие способности, формировать логический образ мышления.
Я считаю, что логическое мышление – очень мощное стимулирующее начало
для дальнейшего развития и саморазвития личности, поможет выйти из
трудных жизненных ситуаций. Приведу одну из задач, предлагаемую для
решения студентам. Это задание взято из учебника, разработанного ещё
Львом Толстым для 2 – го класса сельской школы. По утверждению
специалистов, в наше время эту задачу в состоянии правильно решить 30%
старшеклассников, 20% студентов ВУЗов и 10% финансистов и банковских
работников.
Условие задачи:
«Продавец торгует шапкой, которая стоит10 рублей. Подходит покупатель,
рассматривает шапку, меряет и соглашается её купить. Но у него есть купюра
в 25 рублей. Продавец посылает мальчика с этой купюрой к соседке, чтобы
она разменяла. Мальчик возвращается, приносит две десятки и пятёрку.
Продавец отдаёт покупателю шапку и отсчитывает сдачу 15 рублей. Спустя
некоторое время приходит соседка и заявляет, что 25 – рублёвая купюра
фальшивая. Продавцу ничего не остаётся, как лезть в кассу и вернуть ей эти
деньги.»
Вопрос: на какую сумму в общей сложности прогорел продавец?
Ответ: продавец в общей сложности потерял 25 рублей.
Решение :
Ход рассуждения примерно такой: 10 рублей осталось после всей этой
истории с продажей шапки,25 рублей отдал соседке.
Или: можно вообще вычеркнуть из этой истории соседку, ведь она
осталась при своих – отдала 25 рублей, получила 25 рублей. Представим, что
продавец выдал сдачу из собственной кассы. Итого он потерял 10 рублей
(стоимость шапки)+15 рублей (сдача)=25 рублей.
И, наконец, ещё проще: продавец шапки потерял всего лишь25 –
рублёвую купюру, которая оказалась фальшивой. Если представить, что эта
купюра волшебным образом превратилась в настоящую, то все участники
истории остались бы при своих.
Пример №2
Дано уравнение:
а
2
−
а
2
=
а
2
−
а
2
Решая уравнение сама, рассуждая вслух, спрашиваю студентов, верно ли я
всё делаю, они соглашаются, но результат получается абсурдным. Вопрос: на
каком этапе решения я допустила ошибку?
Итак, в левой части уравнения применяю формулу сокращённого умножения:
разность квадратов двух выражений равна произведению разности
выражений на их сумму, а в левой части уравнения выношу общий
множитель за скобку, получим уравнение:
(а-а)∙(а+а)=а∙(а-а)
Делим обе части уравнения на одно и то же выражение (а-а), получаем:
а+а=а
2а=а, такого быть не может.
Более внимательные обучающиеся подмечают, что а-а=0, а делить на 0
нельзя. Вижу их радостные глаза – «ну, какие мы догадливые!»
Пример №3
Математическое обоснование этой задачи связано с различными
преобразованиями многочленов.
«Число своего дня рождения умножаем на 2, а потом на 10, к произведению
прибавьте 73, найденную сумму умножьте на 5, к результату прибавьте
порядковый номер месяца своего дня рождения и назовите результат»
Решение: Я, из названного числа студентами, вычитаю 365 и говорю ответ
каждому - (число и месяц рождения)
(а∙2∙10+73) ∙5+в=100а+365+в=(100а+365+в)-365=100а+в
Пример №4
Задания в форме «провокационных задач»
1.Придумайте простое составное число
2. Чему равно: 2 в квадрате
3 в квадрате
5 в квадрате
угол в квадрате
3.Какой знак нужно поставить между 5 и 6, чтобы получилось число больше
5, но меньше 6? и т. д.
Представленные задачи учат студентов сравнивать, анализировать, делать
выводы, вызывают живой интерес, что прогоняет с урока скуку – этого
главного «могильщика» учебного процесса.
На уроках математики применяю логические тесты, считаю, что их
можно применять на различных этапах урока: в середине урока, когда
студенты (особенно первокурсники) начинают уставать, в процессе введения
новых математических понятий и в конце урока.
Под логическими математическими тестами подразумеваются специально
составленные задания, в основу которых легли идеи известного английского
психолога Г. Айзенка. В основном тесты представляют собой задания
творческого характера, направленные на формирование у студентов таких
приёмов умственной деятельности, как:
- анализ;
- синтез;
- обобщение;
- аналогия и др.
Каждый предлагаемый тест содержит некоторый математический
«секрет» Выяснить этот секрет - основная задача решающего. Логические
тесты подразделяются на 3 основные группы: словесные, символико –
графические, комбинированные. К первой группе я отношу анаграммы (т.е.
слова, в которых поменяны местами все или несколько букв в сравнении с
исходным словом), применяю их при усвоении математической
терминологии.
Например:
Решить анаграммы и исключить лишнее слово.
Мапряя, чул, резоток, рипетрем
Решить анаграммы и исключить лишнее слово.
Гукр, ностьжукро, арш, метиадр, рафес
Тест, который используется при повторении свойств тригонометрических
функций:
Напишите пропущенное выражение:
3+√3
3-√3
6
а
5
6
а
2
1
а 1
3
1
tga
ctga
?
При изучении производной, с целью формирования умений и навыков,
предлагаю следующее задание:
Вставьте пропущенные выражения:
5 x
3
−¿
6x
15 x
3
−¿
6
30x
2sinx
2cosx
- 2sinx
x∙sinx
?
?
Аналогичные тесты составляю и по геометрии:
?
?
Комбинированные тесты требуют не только наблюдательности, но и умения
устанавливать необычные связи между объектами, например:
Вставьте пропущенные выражения:
Математика
3≤ x ≤6
Тема
Диаметр
3≤ x ≤6
?
(см. приложение №1 )
Остановлюсь на некоторых моментах окончания урока. В конце урока
выставляю оценки, подвожу итог, но стараюсь оставить 2-3 минуты на
завершение урока заданиями такого типа:
Пример №1
а) Составьте терминологический кроссворд по пройденной теме, при этом
записываю на доске, допустим математический термин - уравнение :
У бывающая (функция, последов.)
п Р едел (функции, последов.)
последов А тельность
В озрастающая
окрест Н ость (точки)
н Е убывающая
Н ечётная
функц И я
н Е возрастающая
б) Дайте определение этим понятиям.
Пример №2
Задание студентам: С помощью этих геометрических фигур изобразите свой
портрет, затем сосчитайте количество фигур в отдельности.
После готовых рисунков, объявляю, что большее количество
прямоугольников – означает интеллигентность; кругов – доброта,
треугольников – ум. Вот и решите сами, какие вы.
Пример №3
Набор таинственных историй, которые учат логически мыслить не в
математических ситуациях ( см. приложение №2 ).
В общем, считаю, что в конце урока задачки - шутки, комплимент каждому
студенту, либо игровые упражнения, также способствуют
совершенствованию методики преподаванию математики.
Приложение №1
Тест №1
Решить анаграммы и исключить лишнее слово.
Мапряя, чул, резоток, рипетрем
Решение Упражнение состоит из двух частей:
1.Решить анаграммы (прямая, луч, отрезок, периметр)
2.Исключить лишнее слово, т. е. определить закономерность, лежащую в
основе этих терминов, и исходя из неё исключить несовместное слово. В
данном случае лишним будет являться «периметр», т. к. «периметр»_
метрическая величина, а «прямая», «луч», «отрезок» - геометрические
фигуры.
Тест №2
Решить анаграммы и исключить лишнее слово.
Гукр, ностьжукро, арш, метиадр, рафес
При изучении темы «Шар и сфера»
1.
Здесь лишних слов нет, т. к. все понятия связаны с понятием «шар»:
круг, диаметр, шар, сфера, окружность»;
2.
Если же рассмотреть это упражнение с точки зрения планиметрии, то
лишние слова: шар, сфера.
Тест №3
Напишите пропущенное выражение:
3+√3
3-√3
6
а
5
6
а
2
1
а 1
3
1
tga
ctga
(1)
Ответ: решение первого задания допускает два случая:
1.
3+√3+3-√3=6 и (3+√3) ∙ (3-√3)=
3
2
−
√ 3
2
=9-3=6;
2.
Анализируя второе, можно сделать вывод о выборе подхода. Кроме
того, это упражнение даёт возможность повторить действия с
действительными числами, свойства степени, а также свойства
тригонометрических функций.
При изучении производной, с целью формирования умений и навыков.
Тест №4
Вставьте пропущенные выражения:
5 x
3
−¿
6x
15 x
3
−¿
6
30x
2sinx
2cosx
- 2sinx
x∙sinx
(
sinx+ x∙
cosx)
(
cosx+ cosx- x
∙
sinx=
2
cosx- x
∙
sinx)
Проанализировав 1-ое, 2-ое, 3-е задания(1 и 2 строки) мы видим, что нужно
находить производные каждого последующего выражения, применяя правила
нахождения производных.
Тест №5
Тест №6
Вставьте пропущенные выражения:
Математика
3≤ x ≤6
Тема
Диаметр
3≤ x ≤6
(МЕТР)
Проанализировав первую часть, придём к выводу, что, взяв буквы с третьей
по шестую, мы получаем слово «тема». Аналогично взяв буквы с пятой по
восьмую, получим слово «метр».
Приложение №2
Таинственные истории, учат логически мыслить не в математических
ситуациях.
1.
Ковбой вошёл в бар и знаками попросил воды. Вместо ответа хозяин
выхватил кольт и выстрелил в потолок. Ковбой поблагодарил и вышел.
В чём дело?
( у ковбоя в горле застряла кость, от неожиданного выстрела он
вздрогнул и кость выскочила .)
2.
Человеку пришла посылка, в которой лежала мёртвая мышь. Он
сообщил об этом в полицию, и отправителя посылки привлекли к суду
за мошенничество. В чём дело?
(отправитель должен был послать драгоценности. Он надеялся, что
мышь прогрызёт дыру и убежит и почту удастся обвинить в потере
драгоценностей).
3.
Каждую ночь человек набирает номер телефона и дожидается, пока на
другом конце провода снимут трубку и засыпает. В чём дело?
(человек живёт в гостинице, звонит соседу, храп которого не даёт
заснуть).
4.
Джон любил Дженни. Но однажды он, с силой закрыв наружную дверь,
услышал странные звуки в комнате. Он вбежал туда и увидел Дженни,
бьющуюся в агонии на полу, залитом водой. В чём дело? Что
произошло?
( Дженни – золотая рыбка. Аквариум упал от сотрясения, когда