Психолого-педагогические аспекты формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о сезонных изменениях в природе
Автор: Трехонина Анна Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: АНО ДО "Планета детства "Лада" д/с "Василёк" Населённый пункт: Самарская область г. Тольятти Наименование материала: Статья Тема: Психолого-педагогические аспекты формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о сезонных изменениях в природе Раздел: дошкольное образование
Психолого-педагогические аспекты формирования у детей
старшего дошкольного возраста представлений о сезонных изменениях в
природе
В настоящее время значительное место в психолого-педагогических
исследованиях
занимает
проблема
формирования
у
детей
5-6
лет
экологических
знаний.
Это,
в
первую
очередь,
связано
с
тем,
что
человечество,
в
целом,
стоит
на
грани
экологического
кризиса. Именно
поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап дошкольного
обучения, когда дети получают первые знания о культуре взаимоотношений с
природной средой, а ее особенностях, изменениях, в том числе и сезонных.
Экологическое отношение к миру природы формируется и развивается
на протяжении всей жизни человека, но особое значение здесь приобретает
именно дошкольный возраст. Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и
«слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде,
а воспитывается. А, исходя из этого учиться жить в согласии с природой, с
окружающей средой следует начинать с детства.
Проблема
взаимоотношений
человека
и
природы,
формирования
знаний о ее объектах и изменениях происходящих в окружающем нас мире,
рассматривалась многими учеными и исследователями в области педагогики
и психологии детства.
К. Д. Ушинский заметил, что логика природы – есть самое доступное и
самое полезное для детей. Он горячо призывал расширить общение ребенка с
природой, и сетовал: «Странно, что воспитательное влияние природы … так
мало оценено в педагогике».
В.А. Сухомлинский считал природу главным источником всестороннего
развития ребенка. Он призывал к наблюдению за природными явлениями,
считая, что именно через наблюдение и созерцание, возможно воспитать
детей «мудрыми исследователями, пытливыми, любознательными людьми и
поэтами».
Ознакомление дошкольников с живой природой находит отражение в
трудах наших современников, таких как
Болдыревой Т, Николаевой С.Н.,
Фокиной В. и многих других. Также сейчас существует много парциальных
программ,
которые
направлены
на
экологическое
образование
детей
дошкольного
возраста:
Н.Н.
Кондратьева
«Мы»,
С.Н.
Николаева
«Юный
эколог», Н.А. Рыжова «Наш дом – природа» и др.
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная
проблема
современности.
И
не
для
кого
не
секрет,
что
экологическое
образование выступает одним из самых необходимых условий преодоления
негативных последствий антропогенного влияния на окружающую среду и
фактором формирования экологической культуры личности. Экологическое
образование признано международным экологическим движением педагогов
в а ж н е й ш и м
н а п р а в л е н и е м
п е д а го г и ч е с к и х
и с с л е д о в а н и й
и
совершенствования образовательных систем.
В проекте федерального закона «Об экологической культуре»,
подчеркивается, что именно в дошкольном возрасте закладываются
этические принципы отношения к природе. Целью экологического
образования дошкольников является воспитание экологической культуры, т.е.
выработка навыков гуманно-действенного и эмоционально-чувственного
взаимодействия с природными объектами, понимание детьми элементарных
взаимосвязей, существующих в природе, и особенностей взаимодействия
человека с ней.
Но не только на современном этапе развития нашего общества, стоит
такая глобальная проблема, как приобщение детей к природе, к бережному
отношению с ней. Данная тематика четко прослеживается и в трудах таких
великих педагогов как Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, К. Д. Ушинский, В.А.
Сухомлинский.
Остановимся подробнее на данном вопросе. Ж.Ж. Руссо выделил три
источника воспитания и образования: природа, люди и окружающие вещи.
Все три части должны быть взаимосвязаны, следовательно, каждый из нас
есть результат природы, людей и вещей.
К. Д. Ушинский заметил, что логика природы – есть самое доступное
и самое полезное для детей. Он горячо призывал расширить общение ребенка
с природой, и сетовал: «Странно, что воспитательное влияние природы … так
мало оценено в педагогике».
У В. А. Сухомлинского природа является важным средством
образования и воспитания человека. Он подчеркивал: «Природа для ученика
является, прежде всего, школой культуры. Красота природы воспитывает
утонченность чувств, помогает ощущать красоту человека, является
источником добра, ее красота влияет на духовный мир человека».
То есть, природа - главный источник всестороннего развития ребенка. В
книге «Сердце отдаю детям» Сухомлинский дает учителям совет: «Идите в
поле, в парк, пейте из источника мысли, и эта живая вода сделает ваших
питомцев мудрыми исследователями, пытливыми, любознательными людьми
и поэтами». В современной дошкольной педагогике так же продолжаются
исследования по систематизации природоведческих знаний, отражающих
ведущие закономерности живой и неживой природы (И. А. Хайдурова , С. Н.
Николаева, Е. Ф. Терентьева, И. С. Фрейдкин) . В исследованиях,
посвященных живой природе, в качестве ведущей была выбрана
закономерность, которой подчиняется жизнь любого организма, а именно
зависимость существования растений и животных от внешней среды. Эти
работы положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей с
природой. Как за рубежом так и в России происходит интенсивное
становление нового образовательного пространства - системы непрерывного
экологического образования. В нашей стране формировалась общая
Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном
которой является сфера дошкольного воспитания. Ведь, как уже было
сказано выше, именно на этапе дошкольного детства ребенок получает
эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о
закономерностях и изменениях окружающего мира, т.е. у него формируются
первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные
элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном
достаточно важном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами
обладают экологической культурой, понимают общие для всех людей
проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку
прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. В
соответствии с этим в 90-е годы в России было создано значительное
количество программ, направленных на экологическое воспитание
дошкольников. Рядом психологов созданы авторские программы, в которых
представлены психологические аспекты экологического образования
дошкольников. Программа А. Вересова "Мы земляне" имеет своей целью
развитие в детях элементов экологического сознания, она демонстрирует
всеобщую взаимосвязь природы, человека и его деятельности. Программа Е.
Рылеевой "Открой себя" создана на основе авторской концепции,
предполагающей индивидуализацию личностного развития ребенка.
Программа предусматривает развитие у детей естественнонаучных
представлений и экологической культуры, начальные формы экологического
сознания формируются через цикл занятий "Мир нерукотворный". Н. А.
Авдеевой и Г. Б. Степановой создана программа экологического
образования и воспитания старших дошкольников "Жизнь вокруг нас", в
центре которой личностное развитие ребенка. Дети получают информацию
экологического содержания, на эмоционально-положительной основе у них
развивается бережное и ответственное отношение к живой природе.
Программа "Паутинка" Ж. Л. Васякиной-Новиковой развивает в детях
планетарное мышление: разумное отношение к миру и к себе как к жителю
Земли. У детей формируется представление о мире по четырем параметрам:
"где я живу" (окружающая среда), "как я живу" (поведение и
ответственность), "с кем я живу" (соседи по планете, взаимосвязь с ними),
"когда я живу" (взаимодействие во времени). Экологические представления о
ценности природы и ее единстве с человеком, о жизненно необходимых
проявлениях человека, растений и животных помогают развить в детях
сопереживание, сочувствие, которые потом трансформируются в содействие.
Творческий поиск педагогов и психологов в целом ряде программ направлен
на развитие в детях эстетического отношения к природе и окружающему
миру. Программа В. И. и С. Г. Ашиковых " Семицветик " нацелена на
культурно-экологическое образование детей, развитие в них начал
духовности, богатой, творческой саморазвивающейся личности. Авторы
считают от того, как ребенок научится мыслить и чувствовать окружающий
мир природы, как воспримет ценности мировой культуры, зависит то, как он
будет действовать, какие поступки совершать. Программа предполагает
совместную творческую деятельность детей и взрослых в детском саду,
детских студиях или в семье. В процессе обучения дошкольники
приобретают широкий кругозор, нравственное начало отношении к
окружающему миру. Основой программы является восприятие красоты в
природе, в созданных человеком творениях и самом человеке его внутреннем
мире и созидательных проступках. В программе имеются две базовые темы
"Природа" и "Человек". Тема природы включает не только четыре ее царства
на Земле (минералы, растения, животные и человек), но и выходит за
пределы планеты - в ближнее и дальнее космическое пространство. Вторая
тема рассматривает человека-созидателя народных и национальных героев,
подвижников мировой культуры, вошедших в летописи и оставивших добрый
след на Земле. Здесь необходимо упомянуть программу Н. А. Рыжовой
«Наш дом - природа», которая нацелена на воспитание личности ребенка 5-6
лет, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней. В
соответствии с программой дети получают обширные представления о
взаимосвязях и изменениях в природе, которые помогают им обрести
экологическое мировоззрение и культуру. Программа предусматривает
выработку у детей первых навыков практического участия в
природоохранной деятельности.
Программа С. Н. Николаевой «Юный эколог» имеет ряд важных
особенностей.
Данная
программа
нацелена
не
только
на
формирование
бережного отношения детей к природе, обогащению знаний об окружающем
нас мире, но и на развитие экологической культуры у работников детского
сада,
создающих
условия
и
осуществляющих
это
воспитательное
направление.
Таким образом, обзор даже такого маленького количества программ
экологического
образования
дошкольников
демонстрирует
большую
активность специалистов в данной области. При этом завидное большинство
программ и авторских методик делают свой акцент на том, что для ребенка
чрезмерно важно видеть закономерность природных явлений. Наблюдая за
сезонными изменениями в природе ребенок учится устанавливать причинно-
следственные
связи,
развивает
внимание,
воображение.
Данная
идея
отражена в трудах отечественных
ученых и психологов, таких
как
В.
Запорожец, Н. Н. Поддъяков, Л. А. Венгер. Они обосновали положение о том,
что
дети
дошкольного
возраста
могут
усвоить
систему
взаимосвязанных
знаний,
отражающую
закономерности
той
или
другой
области
действительности,
если
эта
система
будет
доступна
наглядно-образному
мышлению, преобладающему в этом возрасте. То есть через наблюдение и
осознание
сезонных
изменений
в
природе,
мы
можем
способствовать
развитию мышления ребенка в целом.