Напоминание

Психолого-педагогические аспекты формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о сезонных изменениях в природе


Автор: Трехонина Анна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: АНО ДО "Планета детства "Лада" д/с "Василёк"
Населённый пункт: Самарская область г. Тольятти
Наименование материала: Статья
Тема: Психолого-педагогические аспекты формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о сезонных изменениях в природе
Раздел: дошкольное образование





Назад





Психолого-педагогические аспекты формирования у детей

старшего дошкольного возраста представлений о сезонных изменениях в

природе
В настоящее время значительное место в психолого-педагогических исследованиях занимает проблема формирования у детей 5-6 лет экологических знаний. Это, в первую очередь, связано с тем, что человечество, в целом, стоит на грани экологического кризиса. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап дошкольного обучения, когда дети получают первые знания о культуре взаимоотношений с природной средой, а ее особенностях, изменениях, в том числе и сезонных. Экологическое отношение к миру природы формируется и развивается на протяжении всей жизни человека, но особое значение здесь приобретает именно дошкольный возраст. Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. А, исходя из этого учиться жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать с детства. Проблема взаимоотношений человека и природы, формирования знаний о ее объектах и изменениях происходящих в окружающем нас мире, рассматривалась многими учеными и исследователями в области педагогики и психологии детства. К. Д. Ушинский заметил, что логика природы – есть самое доступное и самое полезное для детей. Он горячо призывал расширить общение ребенка с природой, и сетовал: «Странно, что воспитательное влияние природы … так мало оценено в педагогике». В.А. Сухомлинский считал природу главным источником всестороннего развития ребенка. Он призывал к наблюдению за природными явлениями, считая, что именно через наблюдение и созерцание, возможно воспитать детей «мудрыми исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами».
Ознакомление дошкольников с живой природой находит отражение в трудах наших современников, таких как Болдыревой Т, Николаевой С.Н., Фокиной В. и многих других. Также сейчас существует много парциальных программ, которые направлены на экологическое образование детей дошкольного возраста: Н.Н. Кондратьева «Мы», С.Н. Николаева «Юный эколог», Н.А. Рыжова «Наш дом – природа» и др.

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. И не для кого не секрет, что экологическое образование выступает одним из самых необходимых условий преодоления негативных последствий антропогенного влияния на окружающую среду и фактором формирования экологической культуры личности. Экологическое образование признано международным экологическим движением педагогов в а ж н е й ш и м н а п р а в л е н и е м п е д а го г и ч е с к и х и с с л е д о в а н и й и совершенствования образовательных систем. В проекте федерального закона «Об экологической культуре», подчеркивается, что именно в дошкольном возрасте закладываются этические принципы отношения к природе. Целью экологического образования дошкольников является воспитание экологической культуры, т.е. выработка навыков гуманно-действенного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами, понимание детьми элементарных взаимосвязей, существующих в природе, и особенностей взаимодействия человека с ней. Но не только на современном этапе развития нашего общества, стоит такая глобальная проблема, как приобщение детей к природе, к бережному отношению с ней. Данная тематика четко прослеживается и в трудах таких великих педагогов как Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, К. Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский. Остановимся подробнее на данном вопросе. Ж.Ж. Руссо выделил три источника воспитания и образования: природа, люди и окружающие вещи.
Все три части должны быть взаимосвязаны, следовательно, каждый из нас есть результат природы, людей и вещей. К. Д. Ушинский заметил, что логика природы – есть самое доступное и самое полезное для детей. Он горячо призывал расширить общение ребенка с природой, и сетовал: «Странно, что воспитательное влияние природы … так мало оценено в педагогике». У В. А. Сухомлинского природа является важным средством образования и воспитания человека. Он подчеркивал: «Природа для ученика является, прежде всего, школой культуры. Красота природы воспитывает утонченность чувств, помогает ощущать красоту человека, является источником добра, ее красота влияет на духовный мир человека». То есть, природа - главный источник всестороннего развития ребенка. В книге «Сердце отдаю детям» Сухомлинский дает учителям совет: «Идите в поле, в парк, пейте из источника мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами». В современной дошкольной педагогике так же продолжаются исследования по систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности живой и неживой природы (И. А. Хайдурова , С. Н. Николаева, Е. Ф. Терентьева, И. С. Фрейдкин) . В исследованиях, посвященных живой природе, в качестве ведущей была выбрана закономерность, которой подчиняется жизнь любого организма, а именно зависимость существования растений и животных от внешней среды. Эти работы положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой. Как за рубежом так и в России происходит интенсивное становление нового образовательного пространства - системы непрерывного экологического образования. В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания. Ведь, как уже было сказано выше, именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о
закономерностях и изменениях окружающего мира, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном достаточно важном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой, понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. В соответствии с этим в 90-е годы в России было создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников. Рядом психологов созданы авторские программы, в которых представлены психологические аспекты экологического образования дошкольников. Программа
А. Вересова "Мы земляне"
имеет своей целью развитие в детях элементов экологического сознания, она демонстрирует всеобщую взаимосвязь природы, человека и его деятельности. Программа
Е.

Рылеевой "Открой себя"
создана на основе авторской концепции, предполагающей индивидуализацию личностного развития ребенка. Программа предусматривает развитие у детей естественнонаучных представлений и экологической культуры, начальные формы экологического сознания формируются через цикл занятий "Мир нерукотворный".
Н. А.

Авдеевой и Г. Б. Степановой
создана программа экологического образования и воспитания старших дошкольников
"Жизнь вокруг нас",
в центре которой личностное развитие ребенка. Дети получают информацию экологического содержания, на эмоционально-положительной основе у них развивается бережное и ответственное отношение к живой природе. Программа
"Паутинка" Ж. Л. Васякиной-Новиковой
развивает в детях планетарное мышление: разумное отношение к миру и к себе как к жителю Земли. У детей формируется представление о мире по четырем параметрам: "где я живу" (окружающая среда), "как я живу" (поведение и ответственность), "с кем я живу" (соседи по планете, взаимосвязь с ними), "когда я живу" (взаимодействие во времени). Экологические представления о
ценности природы и ее единстве с человеком, о жизненно необходимых проявлениях человека, растений и животных помогают развить в детях сопереживание, сочувствие, которые потом трансформируются в содействие. Творческий поиск педагогов и психологов в целом ряде программ направлен на развитие в детях эстетического отношения к природе и окружающему миру.
Программа В. И.
и
С. Г. Ашиковых " Семицветик "
нацелена на культурно-экологическое образование детей, развитие в них начал духовности, богатой, творческой саморазвивающейся личности. Авторы считают от того, как ребенок научится мыслить и чувствовать окружающий мир природы, как воспримет ценности мировой культуры, зависит то, как он будет действовать, какие поступки совершать. Программа предполагает совместную творческую деятельность детей и взрослых в детском саду, детских студиях или в семье. В процессе обучения дошкольники приобретают широкий кругозор, нравственное начало отношении к окружающему миру. Основой программы является восприятие красоты в природе, в созданных человеком творениях и самом человеке его внутреннем мире и созидательных проступках. В программе имеются две базовые темы "Природа" и "Человек". Тема природы включает не только четыре ее царства на Земле (минералы, растения, животные и человек), но и выходит за пределы планеты - в ближнее и дальнее космическое пространство. Вторая тема рассматривает человека-созидателя народных и национальных героев, подвижников мировой культуры, вошедших в летописи и оставивших добрый след на Земле. Здесь необходимо упомянуть программу Н. А. Рыжовой «Наш дом - природа», которая нацелена на воспитание личности ребенка 5-6 лет, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней. В соответствии с программой дети получают обширные представления о взаимосвязях и изменениях в природе, которые помогают им обрести экологическое мировоззрение и культуру. Программа предусматривает выработку у детей первых навыков практического участия в природоохранной деятельности.

Программа С. Н. Николаевой «Юный эколог»
имеет ряд важных особенностей. Данная программа нацелена не только на формирование бережного отношения детей к природе, обогащению знаний об окружающем нас мире, но и на развитие экологической культуры у работников детского сада, создающих условия и осуществляющих это воспитательное направление. Таким образом, обзор даже такого маленького количества программ экологического образования дошкольников демонстрирует большую активность специалистов в данной области. При этом завидное большинство программ и авторских методик делают свой акцент на том, что для ребенка чрезмерно важно видеть закономерность природных явлений. Наблюдая за сезонными изменениями в природе ребенок учится устанавливать причинно- следственные связи, развивает внимание, воображение. Данная идея отражена в трудах отечественных ученых и психологов, таких как В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков, Л. А. Венгер. Они обосновали положение о том, что дети дошкольного возраста могут усвоить систему взаимосвязанных знаний, отражающую закономерности той или другой области действительности, если эта система будет доступна наглядно-образному мышлению, преобладающему в этом возрасте. То есть через наблюдение и осознание сезонных изменений в природе, мы можем способствовать развитию мышления ребенка в целом.


В раздел образования