"Развитие интереса учащихся 7-9 классов к предмету физика на основе активизации их познавательной деятельности в учебно-воспитательной процессе"
Автор: Кропивка Ольга Гавриловна Должность: учитель физики Учебное заведение: ГБОУ СОШ №46 Населённый пункт: город Севастополь, село Орловка Наименование материала: Статья Тема: "Развитие интереса учащихся 7-9 классов к предмету физика на основе активизации их познавательной деятельности в учебно-воспитательной процессе" Раздел: среднее образование
Выступление на курсах по физике 2012 учебный год по теме» развитие
интереса учащихся 7-9 классов к предмету физика на основе
активизации их познавательной деятельности в учебно-воспитательной
процессе.
Актуальность опыта:
Теоретическая интерпретация
Система работы
Биография
Сегодня перед школой поставлены задачи формирования нового
человека, повышение его творческой активности.
Традиционная школа направлена на совершенствование
информационно-рецептурной системы обучения, не дает возможности
в полной мере развивать интеллектуальный потенцеал личностных в
ней продолжает последствовать мысли деятельности а традиционный
знание информационно- рецептурный подход, адресованный к памяти
учебника, и не собирающийся личностные образования в
природособранную целостную систему.
Главное сейчас вооружая знаниями воспитать интеллектуально
развитую личность, стремящуюся к познанию. В связи с этим
совершенны требования к уроку ставит перед учителем задачу
планомерного развития личности путем включения в активную учебно-
воспитательную деятельность.
Изучение нового материала начинается, как правило , с пастановки
учебной проблемы.
Учебной проблемой будем называть возникший или поставленный
перед субъектом вопрос, ответ на который заранее неизвестен и
подлежит творческому поиску для осуществления которого у человека
имеются некоторые исходные средства.
Чтобы оценить несколько велико значения постановки учебной
проблемы и возбуждение , обратимся к выводам психологов и
дидактиков.
Известный психолог С.Л.Рубинштейн писал:»мышление, как и всякая
деятельность человека , всегда исходит из каких-то побуждений : где их
деятельность которую они могли бы высказать «Для того чтобы он
вообще вершился, нужны какие-то мотивы побуждающие мотивы,
побуждающте человека думать»
М.И. Махмунов рассматривая вопрос о закономерностях процесса
усвоения новых знаний и истоках творческого мышления в
совершенной психологии,считает доказанным , что одной из
важнейших закономерностей процесса усвоения новых знаний
является постановка проблемы. Без этого начального этапа не
начинается процесс творческого мышления . чтобы учебная проблема
служила примером активизация мышления ,цель, которая может быть
достигнута путем ее решения , должна быть для ученика субъективно
важной и значимой, отличают Д. Н. Вогоявленский и Н. А. Менчинская.
Активизировать мышление учащихся при постановке учебной
проблемы путем предварительного рассказа о значении
рассматриваемого явления можно при изучении физики очень часто
благодаря особенностям физической науки, ее глубокой связи с
техническим процессом . при этом нужно учитывать одно хорошо
известное обстоятельство сегодняшние дети получают информацию из
многих каналов.
Роль и место эксперимента в преподовании физики исключительно
велики, эксперимент является источником знаний, мы учим методом
физических исследований, критерием истинности знаний о мире.
Методика включения эксперимента в канву урока может быть самой
различной. Эксперемент можно успешно использовать и для
постановки учетной проблемы благодаря его особенности привлечь,
порой буквально приковывать к себе внимание школьников.
Заинтересовать новой проблемой и сформировать проблему
исследования можно и с помощью задач.
Обращение к истории науки с привлечением выдержки из работ
выдающихся физиков, философов , общественных деятелей , а также из
художественной литературы может быть успешно воспользовано при
обучении физики. Один из способов использованием хрестоматийного
материала – возбуждение интереса и учеников к учебной проблеме.
К обсуждаемому приему выдвижения учебной проблемы можно с
одинаковым успехом обращаться как из первой так и на второй
ступени обучения физики, с учеником вкусов и интересов ребят.
О выборе приема постановки учебной проблемы. мы рассмотрели
четыре различных приемов для привлечения внимания учащихся к
учебной проблеме.
Эффективность этих приемов связанна с двумя факторами. Прежде
всего, это раскрытие жизненной значимости проблемы. Показ
жизненной значимости изучаемого не только возбуждает интерес, но и
является сильным стимулом к учению т ак как связанны с самим
смыслом обучения в школе.
Средствами эмоционального воздействия являлись новизна ,
неожиданность, несоответствие, прежним представлением. Ну следует
бояться при этом элементов занимательности , так как
знаменательность у всех учащихся.
Рассмотрим метод активизации мышления учащихся при решении
учебных проблем. Проблемное изложение материала, частично-
поисковый, эвриснический метод, и исследовательский метод. Эти
методы различаются сметенью самостоятельной поисковой
деятельности учащихся. При проблемном изложении учащихся
приобщаются к способам поиска и эта как бы соучасниками научного
открытия.
Посторонние эврестической беседы преобладает выпросы- огивешную
форму взаимодействия учителя с учеником.
Вопросы необходимо формулировать четко, ясно, с учеником
возрасных особенностей учащихся и уровня их знаний.
Система вопросов должна быть связанна логической целью.
Понимая огромную роль гипотезии в научных исследованиях , мы часто
недооцениваем роль и место обучение физике. Между тем не
обходимось выдвигать гимотезу, обосновывать и доказывать
высказанные положения делаем ученика активным участником
процесса познания указывает : «построение активных методов
обучения должно быть связанно с гипотезой , условиями ее
обоснования и доказательства.
Умелое сочетания этого приема с экспериментальным исследованием
позволяет реальность в обучении путь научного познания от гипотезы к
эксперименту , от эксперимента к теоретическому осмыслению
выводов , затем к новой проблеме причем некоторые этапы этого пути
учащихся проходят активно, самостоятельно осуществляя частичный
поиск в исследовании проблем.
Методика проведения урока при этом может быть различной .можно
после постановки учебной проблемы предложить ученикам выдвигать
гипотезы возможного решения проблемы и сразу же проверить их
эксперементально.
В том случаи когда ученикам не под силу выдвижения гипотез для
решения поставленной проблемы методику целесообразно несколько
изменить сначала показать опыт(или серию опытов) и после этого
предложить ученикам выдвигать гипотезы для объяснения
наблюдаемого эффекта.
Известно, что объяснить увиденный результат проще , чем предсказать
неизвестность. Возможны также некоторые комбинации этих приемов.
Прежде чем переходить к рассмотрению конкретных примеров,
отметим еще одно неатмаловажное обстоятельство : гипотезой может
считатся не любое а только обоснованное предположение.
Изучается явление силы трения (7 класс) пробудить интерес детей к
проблеме исследования можно одним из способов рассмотренных
выше: показать простейший опыт (игрушка-автомобиль, пущенный по
столу, останавливается) рассказать о значении трения в жизни и
технике или нарисовать впечатляющую картину мира, без трения или
выбрать трения или выбрать какой либо способ (мультик презентация)
Внимание детей привлечь к изучаемому явлению. ставится учебная
проблема : понять природу явления, хорошо знакомого детям из
жизненной практике , выяснить от чего зависит сила трения и по каким
способам ее можно увеличить и уменьшить.
Ответить на эти вопросы требуют эксперементального исследования ,
но прежде всего нужно вывести и определить силу трения и научиться
ее измерять эту часть урока железно провести методами эврестической
беседы, опирающиеся на имеющиеся у учащихся знаний.(полезно в
качестве домашнего задания к этому уроку предложить повторить
явления инерции и вопрос о сложении сил.)
Самостоятельно выполнение учащимся части творческих выкладок ,
получение и обсуждение вопросов.
Этот вариант частично поисковой прежде всего следует принимать там
где приходится иметь дело с математическими преобразованиями
приведем примеры
Изучается кинетика (9 класс). Получены уравнения равноускоренного
движения с задачей нахождения связи между перемещением и
скоростью при таком движении (формула) учимся в силах справляться
самостоятельно. Показывать удобство этой формулы можно, решая
соответствующую задачу.
После этого как выяснены особенности свободного падения тел,
полезно предложить учащимся самостоятельно написать уравнения
движения тела при свободном падении , найти закон изменения
скорости тела, связь между скоростью тела и перемещенным
Исследовательский метод –это способ организации поисковой,
творческой деятельности учащихся по решению новых для них
проблем.
Классический вариант этого метода выглядит так: учитель ставит
задачу, а весь путь познавания учащихся происходит самостоятельно .
Он должен осознать проблему, выдвинуть гипотезу , составить план ее
проверки, продумать и поставить эксперимент, сделать выводы,
оценить их достоверность М. И. Махмудов отмечает отличие
исследовательского изучения от эвриспического мы видим в том, что в
первом случае «открытие» или «изобретение» наступает после анализа
и обобщения фактического материала предварительно самостоятельно
собранного в ходе практической работы.
Деятельность учителя заключается в постановке проблемы,
контролированием работ учащихся проверки выводов, их обсуждения.
Сочетание исследовательского метода с частично-поисковой.
Этот вариант предлагает включение элементов самостоятельного
исследования в канву урока ,проводимого одним из примеров.
Приведем примеры:
Путем самостоятельного эксперементального исследования учащиеся 7
классов могут установить ,что силы тока одинаковы во всех участках
последовательной цели .
Самостоятельное объяснение этого эксперемента много факта
непосильно для семиклассников поэтому дальше урок нужно
проводить с применением частично-поискового метода, например
предложить учащимся выдвигать гипотезы для объяснения
наблюдаемого явления.
Сочетание домашних исследовательских заданий с работай на уроке.
Широкое применение исследовательского метода на уроках связанно с
определенными трудностями , так как правило, требуется большая
затрата учебного времени и дифференцированный подход учащихся.
Названные трудности практически отсутствуют при организации
внеклассной работы, поэтому именно здесь этот метод используется
учителями более широко.
О выборе метода решения поставленной учебной программы.
При выборе оптимального сочетания методов и при этом обучения
учителю необходимо учитывать специфику содержания учебного
материала и уметь достигать определенную степень подвижности и
выразительности методов. Ведь методы , как указывает Ю.К. Бибанский
обладают компенсанорными возможностями , т.е. одной и той же
дидактической цели можно достичь разными сочетаниями методов
обучения.
Поясним сказанное на примере рассмотрения различных методик
проведения одного и того же урока.
В 9 классе проводится урок по изучению явления самоиндукции.
Учитель поочередно вызывает учеников и предлагает им рассказывать
изученный на предыдущем уроке материал. После этого сообщает тему
урока. На деманстрационном столе приготовлены опыты , его схему
учитель вычерчивает на доске. Опираясь на имеющиеся у учащихся
знания, учитель объясняет что при замыкании ключа к лампе
отключаются последовательно с катушкой L и с сопротивлением R.
Загорятся не одновременно . активизация мышления учащихся при
закреплении знаний. Для развития творческого мышления учащихся
необходимо логически стройная единая методическая
направленность , пронизывающая все этапы , все фазы обучения.
Развитие у учащихся аналитического мышления при исследовании
полученных закономерностей.
Необходимым условием осуществления самостоятельной
мыслительной деятельности является умение анализировать.
Использование приема сравнения:
Этот прием при закреплении знаний реализуется так: учитель
предлагает ученику при отвешено определенному вопросу или при
обобщении темы курса проводить сравнение изученного материала с
известным ему ранее .составление учащихся схем и таблиц.
Применять итоги метод полезно уже в 7 классе .
Например , после учения различных агрегатных состояний вещества.
Построение обобщающих ответов.
Одним из способов обучения школьников умению систематизировать
знания по какой-либо теме или разделу курса это ставит перед ними
вопросы, требующие обобщающего ответа.
Дидактика выделяет разные уровни усвоения знаний. Первый уровень
–восприятие , понимание, и взаимопонимание.
Второй уровень-применение знаний в знаковой ситуации, наконец
третий наиболее высокий уровень усвоение занятий и способов
деятельности – применение знаний в новой ситуации.
Доведение ученика до высшего третьего уровня усвоения знаний и
способов деятельности могут способствовать некоторые специальные
формы организации учебного процесса.
Одна из них- проведение уроков – диспутов.
Опыты из статики с линейкой.
Учащиеся должны предложить решение дать подробное объяснение и
проделать опыт.
И так возможности возможности физики как учебного предмета.
Для формирования познавательных интересов учащихся.
Это оценка внутренних возможностей содержания школьного курса
физики с целью формирования познавательных интересов школьников.
Содержание школьного курса физики один из источников
формирования познавательных интересов.
Особенности физики как учебного предмета, позволяющие
формировать познавательные интересы школьников.
Учебно-познавательная деятельность учащихся – источник
возникновения и развития познавательных интересов.
А) Лабораторные работы
Б) Решение задач
В)Деятельность учащихся при восприятии нового матерьяла
5) Приобщения учащихся к методам научного исследования.
6)Разнообразие методики преподавания урока
7)Разнообразные формы проверки знаний учащихся и домашних
заданий.
8)Организовать соревнование на уроках физики.
9)урок конференция
10)коллективная деятельность учащихся на уроках физики
11)уроки-исследования
12)Организация познавательной деятельности учащихся при
проведении учебных экскурсий.
13)создание занимательной ситуации на уроках физики
14)дидактические игры на уроках физики
15)Использование детских игрушек на уроках физики.
16)Использование художественной литературы на уроках физики
Все это имеет большое значение для познавательного интереса в
формировании нравственных убеждений учащихся.
Все предлагаемые приемы и методы активизации мышления учащихся
проверены в практической работе которая доказала их эффективность.
Для успешного решения задач обучения с объяснительно-
непродуктивными методами.
Учителю необходимо помнить что выбор метода или приема глубоко
связан с содержанием обучения ,предполагает ясное представление
цели занятий, предварительный анализ знаний учащихся и учета
конкретной педагогической ситуации.