Роль школьного геологического музея в учебно-воспитательной деятельности МБОУ ЦО №17
Автор: Егорова Наталия Антоновна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МБОУ ЦО №17 Населённый пункт: г Тула Наименование материала: статья Тема: Роль школьного геологического музея в учебно-воспитательной деятельности МБОУ ЦО №17 Раздел: дополнительное образование
воспитательной деятельности МБОУ ЦО №17
Егорова Н.А. преподаватель дополнительного
образования МБОУ ЦО №17, руководитель
школьного геологического музея
Геологический музей был основан в 2004 году, а в сентябре 2005
года был зарегистрирован, как геологический музей образовательного
учреждения. Его основными задачами является:
Повышение статуса геологии как мировоззренческой науки.
Ранняя профориентация молодежи.
Выявление наиболее способных и талантливых юных геологов, оказание им помощи в
выборе будущей профессии.
Широкое
распространение
и
популяризация
геологических
знаний
среди
подрастающего
поколения.
Воспитание
умения
наблюдать
явления
природы,
обобщать
обнаруженные
факты,
формирование
навыков
самостоятельного
мышления
и
проведения
исследовательской
работы.
Рисунок 1 – Геологический школьный музей
С
2006
года
МБОУ
СОШ
№
56
благодаря
инициативе
ее
директора
В.С.
Кузнецова
реализуется
программа
воспитательной
системы
«Геологическая школа»,
реализация которой стала возможной только благодаря созданию геологического музея.
В
фондах
музея
около
18
систематических
и
тематических
коллекций,
состоящих
из
нескольких сотен единиц хранения. В основе коллекций – каменный материал, собранный самими
школьниками.
Значительное
пополнение
музея
составляют
образцы,
переданные
из
ОАО
«Тульское НИГП». Часть фонда
__
это дар любителей камня в виде ювелирных украшений, поделок
и отдельных образцов.
Основную часть экспозиции составляют систематические коллекции: коллекция минералов;
коллекция горных пород (рисунок 2).
1
Рисунок 2 – Фрагмент экспозиции музея
Тематические коллекции – это –коллекции окаменелостей и типичных горных пород из
карьеров Тульской области:
полезные ископаемые Тульской области;
жизнь в палеозойских и мезозойских океанах;
палеонтологическая коллекция Мефферда Б.Ф.;
искусственные минералы;
рудные минералы;
минералы группы кремнезема;
разновидности гипса;
морфологические особенности минералов;
физические свойства минералов;
современная морская фауна
коллекция горных пород из железнодорожной насыпи
моренные отложения днепровского оледенения и другие.
Коллекционируя минералы и горные породы, дети познают мир прекрасного, открывают
для себя тайны Земли, заглядывают на миллионы лет в прошлое нашей планеты и познают
различные геологические процессы.
В 2010 году при музее был открыт мемориальный уголок (рисунок 3), посвященный Герою
Советского
Союза,
маркшейдеру
И.П.
Потехину. 20 февраля 2012г. на торжествах по
случаю
присвоения
школе
высокого
имени
была
открыта
новая
экспозиция
музея,
посвященную
замечательному
сыну
земли
Тульской.
Музей
пополнился
новыми
подлинными документами и экспонатами.
Рисунок
3
–
Мемориальный
у гол о к ,
посвященный
Герою
Советского
Союза,
И.П. Потехину
Осенью 2012 мы побывали на родине
И.П. Потехина вместе с его дочерью Т.И. Кузнецовой и сотрудником Приокского управления
Ростехнадзора П.И. Стеценко, где последние годы работал И.П. Потехин, нашли его дом, собрали
некоторые реликвии, которые пополнили экспозицию.
В канун 70-й годовщины окончания Великой Отечественной войны геологическому музею
МОУСОШ №56 имени Героя Советского Союза Ивана Павловича Потехина был преподнесен дар
– коллекция минералов и горных пород Тульской области от руководителя Федеральной службы по
экологическому, технологическому и атомному надзору А.В. Алешина.
В коллекции представлены типичные породы Тульской области: глины, пески, суглинки,
известняки, фосфориты, каменная соль, целестин, гипс. Большой интерес представляют образцы
фауны из пород Тульского разреза различного возраста: раковины юрских аммонитов, скопления
мелких раковин брахиопод из углистых сланцев каменноугольного периода, крупные раковины
гигантопродуктусов
алексинских известняков карбона, колониальные кораллы (сирингопоры)
нижнекаменноугольные и другие.
2
Рисунок 4 – Участники НОУ «Компас» о время геологической олимпиады
Геологический
музей
–
это
центр,
на
базе
которого
ведется
кружковая
работа
со
школьниками. При музее работает научное обществе учащихся ( НОУ «Компас» ), в составе
которого два кружка: для учащиеся младших классов «Геология в картинках», и для старших
школьников «Юный геолог».
Ядро активных кружковцев, регулярно посещающих занятия – это учащиеся 5-9 классов.
Здесь желающие изучают основы геологии, минералогии и петрографии, пишут рефераты и
доклады по интересующей тематике, участвуют в
маршрутах по геологическим объектам области. Некоторые школьники принимают
участие в геологических турнирах, олимпиадах (рисунок 4), в работе заочной геологической
школы,
организатором
которых
является
отдел
краеведения «Центра
краеведения,
туризма
и
экскурсий».
Участники кружка «Геология в картинках» для младших школьников с большим интересом
постигают
азы
геологической
грамотности.
Младшие
школьники
с
удовольствием
посещают
занятия,
где
в
доступной
форме
им
рассказывают
и
показывают
на
экране
компьютера
о
геологических процессах, происходящих на поверхности Земли и в ее недрах. Очень любят дети
рассматривать образцы горных пород, минералы. Очень увлекают школьников путешествия в
глубину веков – знакомство с окаменелостями
350-миллионного возраста.
Р и су н о к
5
–
З а н я т и я
п о
и з у ч е н и ю
внутреннего строения Земли
Среди
младших
школьников
2-4-х
классов
музей
проводит
дополнительные
в н еу р оч н ы е
з а н я т и я
п о з н а в а т е л ь н о -
про светительской
направленно сти
п о
программам
«Окружающий
мир»
(рисунок
5),
«Математика
в
практических
заданиях»
с
использованием экспонатов геологического музея и возможностей интернета.
Школьный
геологический
музей
обладает
значительным
информационным
и
образовательным потенциалом в географическом образовании школьников особенно для учащихся
5-7 классов, изучающих курс «География. Планета Земля». Поэтому очень важны дополнительные
занятия, где есть возможность посмотреть видеоматериалы по определенным темам, показать
минералы и горные породы во всем многообразии (рисунок 6).
3
Особый интерес вызывает у школьников возможность участия в полевых исследованиях
окружающей местности. В течение всего периода существования геологического музея и НОУ
«Компас» мы неоднократно бывали в различных маршрутах, экскурсиях. Изучали геологическое
строение и окаменелости в карьерах Барсуковский, Свиридовский, Рождественский, Обидимский,
Рисунок 6– Учащиеся на дополнительных занятиях по географии
Демидовский, на реке Волоть и других (рисунок 7). Исследовали Фалдинское карстовое озеро,
«Бездонку» по Веневскому шоссе, Бякские пещеры, глиняный карьер кирпичного завода, долины
рек Упы и Тулицы, их старицы. Свои находки выставляли в витринах музея, а исследования
оформлялись школьниками в отчеты, научно-исследовательские работы.
Рисунок 7 – Школьники в маршрутах на карьеры
Посещаем
мы
и
музеи
столицы:
Дарвиновский,
минералогический
им
Ферсмана,
геологический им. Вернадского, музей «Самоцветы».
Много лет систематически участвуем в городских научных чтениях школьников 5-7 классов
и
старшеклассников
«Шаг
в
науку»,
организуемых
«Городским
центром
развития
и
научно-
технического творчества детей и юношества». Неоднократно учащиеся с учебными научными
исследованиями входили в число финалистов. Последняя работа – «Обследование карстовых
провалов в окрестностях г. Тулы» выполнена Акимовым Иваном (10 кл).
В конце учебного года традиционно наши школьники-кружковцы принимают участие в
областных геологических турнирах, олимпиадах, конкурсах геологических коллекций. Отрадно,
что систематически мы занимаем на них призовые места. (Хромов Андрей (9 кл), Мирская Анна (8
кл).
4
На
протяжении
5
лет
учащиеся
НОУ
«Компас»
активно
занимаются
по
программе
«Областной геологической школы». Последние годы они проводились в заочной форме. Наши
юные геологи достигли больших успехов. Лучшие результаты показали в этом году Яропольский
И., Карцев Н., Мирская А.
Свои впечатления от увиденного и пережитого в походах, ребята имеют возможность
выразить
в
первых
публикациях
на
страницах
информационно-познавательного,
туристско-
краеведческого журнала «Рюкзачок знаний», издаваемого Тульским филиалом Международной
Академии детско-юношеского туризма и краеведения. На его страницах публиковались многие
наши
юные
геологи
и
получали
свои
заслуженные
награды.
В
этом
году
получил
грамоту
Яропольский Иван (8 кл.) за публикацию о своем первом геологическом маршруте.
Рисунок 8 – Юный геолог и творческий человек – А. Яропольская
Творчество учащихся выражается и в иных
формах.
Это
могут
быть
рисунки
с
натуры
природных
объектов,
наблюдаемых в маршрутах, и создание экспозиции «Обитатели морей
и
суши
геологического
прошлого»
в
виде
фигурок
из
пластилина
–
24
фигурки
вымерших
в
разные
геологические
эпохи
животных
вылепила
Настя
Яропольская (5 кл.) (рисунок 8).
В летний период наш музей принимает участие в
работе школьного лагеря «Ромашка». Мы проводим экскурсии, занятия по изучению минералов и
горных
пород,
окаменело стей,
собранных
в
экспозициях музея, совершаем маршруты по изучению
геологических объектов в окрестностях Тулы (рисунок
9), смотрим научно-популярные фильмы.
Рисунок 9 – В маршруте
Занятия
в
школьном
геологическом
музее
__
прекрасная возможность помочь детям определиться в
профессиональном
предпочтении
с
учетом
их
интересов
и
склонностей.
Заинтере совавшись
профессией
геолога,
ребята
могут
продолжить
образование
в
ТГКСТ
на
специальности
«Гидрогеология и инженерная геология», а дальше и в высших учебных заведениях Тулы, Москвы,
Санкт-Петербурга и других городов России.
Особо хотелось бы отметить следующее.
Музей – это частица огромного мира природы вокруг нас. Мир создан Богом. Познание
природы
–
это
познание
Бога.
Чтобы
приблизиться
к
познанию
природы,
понять
ее
происхождение, ее надо изучать. Но мы знаем о мире горных пород, минералов, окаменелостей, с
тех позиций, что в течение столетий нам традиционно сообщают «ученые мужи». А как, например,
увязать многие сведения библейской истории с представлениями о многомиллионной истории
развития Земли? Как это объяснить детям? Природу, окружающую нас, надо изучать непредвзято,
не
замалчивая
некоторые
противоречивые
геологические
факты,
не
вписывающиеся
в
канву
общепризнанных представлений. Этому надо учить наших детей. Им предстоит раскрывать тайны
природы. Им доказывать истинность создания окружающего нас мира Творцом.
5