Напоминание

Гимнастика для язычка


Автор: Ивина Екатерина Юрьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад№136"
Населённый пункт: г.Новокузнецк
Наименование материала: альбом
Тема: Гимнастика для язычка
Раздел: дошкольное образование





Назад




Гимнастика для язычка
В методической разработке «Весёлая артикуляционная гимнастика» изложен комплекс упражнений артикуляционной гимнастики, который применяется в работе логопеда, воспитателей ДОУ и родителей с детьми. Отличительной особенностью данной разработки является то, что можно наглядно детям показать сами упражнения и повторять действия по изображению с любимыми героями союзмультфильмов. А ещё больший интерес вызывает у детей то, что в альбоме они видят свои фотографии и фотографии своих друзей. Все упражнения очень интересные, детям нравится их выполнять. Ведь многие действия – это игра для ребёнка: надуть-сдуть щёчки, улыбнуться, потрогать кончиком языка зубы. Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба). Для выработки полноценных движений губ, языка, нижней челюсти полезна артикуляционная гимнастика. Упражнения должны быть понятны ребенку, доступны. Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного звукопроизношения, а также укрепление мышц лица, языка, губ, мягкого неба. Проводить артикуляционную гимнастику с ребенком необходимо ежедневно по несколько минут. Только в этом случае занятия принесут ожидаемый результат. Упражнения развивают умения выполнять точные
движения артикуляционного аппарата, то есть помогают ребенку научиться управлять органами артикуляции, что необходимо для правильного произнесения звуков. Взрослый следит за качеством выполняемых движений: точностью и правильностью, плавностью, достаточным объемом движения, темпом выполнения, устойчивостью, хорошей переключаемостью с одного движения на другое, симметричностью, наличием лишних движений. Описание упражнений «Фокус». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, по которой идет воздушная струя. «Лопатка». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. Не
высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта. «Грибок». Присосать язык всей поверхностью к небу и широко открыть рот. Язык должен быть весь прижат к небу, а не только его кончик. Язык не отрывается от неба, когда открывается рот. «Чашечка». Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опушена, прогибается книзу. В таком положении язык удержать под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна. «Машина-каток». Улыбнуться, открыть рот, широкий язык положить на нижнюю губу, затем опустить кончик языка к основанию нижних резцов, выгнуть язык вверх, двигать средней частью языка вперед-назад (катушка катается). Следить, чтобы кончик языка был прижат к основанию нижних зубов, когда двигается средняя часть языка вперед-назад, чтобы не отрывался от зубов. «Заборчик». Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 5-10. «Пирожок». Положить широкий язык «лопатка» на нижнюю губу. Затем осторожно округлить губы так, чтобы язык принял форму желобка (трубочки). В образовавшийся желобок плавно и длительно подуть. «Часики». Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Следить,
чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной. Проделать упражнение 10-15 раз. «Хомяк». Надуть две щеки, затем надувать по одной. «Иголка». Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10 (если не получается узкий язык, предлагают дотянуться до пальца, просунуть язык между вытянутыми губами). «Ямщик». Дуть на сомкнутые расслабленные губы (вибрация губ). Следить, чтобы губы не напрягались, щеки не раздувались. «Гармошка». Присосать язык всей поверхностью к небу, открывать - закрывать рот. Язык не отрывать от неба, когда рот открывается. Язык прижат к небу всей поверхностью, а не только кончиком. «Хоботок». На счет «один» вытянуть сомкнутые губы вперед. Удерживать «хоботок» под счет от 1 до 10. Затем вернуть губы в исходное положение, удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4 – 5 раз. «Расческа». Улыбнуться, закусить язык зубами. «Протаскивать» язык между зубами вперёд-назад, как бы «причесывая» его. «Вкусное варенье». Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, она должна быть неподвижной. Язык должен быть широким, боковые
края его касаются углов рта. Если язык узкий, похлопать по нему губами:
пя-пя-

пя
, чтобы стал широким. Если у ребенка не получается, то можно использовать блюдце. На блюдце тонким слоем наносится варенье, которое ребенок любит. Ребенок слизывает варенье с блюдца, непроизвольно делая язык в форме чашечки.
Заборчик Печкин за забором встал, За Гаврюшей наблюдал.
Гармошка В руки ты её возьмёшь, То растянешь, то сожмёшь! Звонкая, нарядная, Русская, двухрядная. Заиграет, только тронь, Как зовут её? (гармонь)
Расческа Я люблю свою лошадку, Причешу ей шёрстку гладко. Гребешком приглажу хвостик И верхом поеду в гости.
Хомячок "Мне ни сумка, ни рюкзак Не нужны", - сказал хомяк, - У меня, у хомяка, Щеки вместо рюкзака!
Грибок Вот грибок-теремок! Не велик, не высок. Поклонюсь тебе я, Спрячь меня от дождя!
Чашечка Сок, напитки, молоко Пить без чашки нелегко!
Машина-каток Под нашим окном Спит машина-каток. Она для дорог - Как для брюк утюжок. Пройдёт утюжок По шершавой площадке- И сразу площадка Становится гладкой!
Вкусное варенье Нашей Владе очень смело, На губу варенье село, Нужно ей язык поднять, Чтобы капельку слизать.
Хоботок Как завидую я слонику! Хобот-это ж просто клад: Можно, как через соломинку, Пить и сок, и лимонад.
Фокус Фунтик фокус показал, Фотограф фокусы снимал.
Ямщик Бразды пушистые взрывая, Летит кибитка удалая; Ямщик сидит на облучке В тулупе, в красном кушаке...
Пирожок Лесом к бабушке иду, Громко песенку пою, Ей несу для угощенья Пирожки, компот, печенье.
Бублик Бублик мы изобразили - Плавно губы округлили, Их теперь нельзя смыкать: Бублик надо удержать.
Часики Крот нам часики несёт, Зарядку делать он зовёт.
Лопатка Инструмент в руках у нас, В огороде - высший класс! Можем грядки им копать. Подскажите, как назвать? (лопата)
Иголка - Был бы, ёж, Ты хорош, Только в руки не возьмешь. - Не хорош? Ну и что ж. Без иголок я не ёж.

Учитель-логопед: Ивина Е. Ю.


В раздел образования