Автор: Романова Елена Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: Детский сад №171ОАО "РЖД" Населённый пункт: город Белово Кемеровской области Наименование материала: методическая разработка Тема: Проект "Моя семья - мое богатство" Раздел: дошкольное образование
«Детский сад № 171 открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»
Проект
«Моя семья – мое богатство!»
старший дошкольный возраст
Человеку важно
знать свои корни -
отдельному
человеку, семье,
народу - тогда и
воздух, которым мы
дышим, будет
целебен и вкусен,
дороже будет
взрастившая нас
земля и легче будет
почувствовать
назначение и
смысл
человеческой
жизни.
В.М. Песков
Актуальность проекта
Воспитание
любви
и
уважения
к
родным
и
близким,
знание
своей
фамилии, имени и отчества своих родителей, своего рода и родословной,
русских и семейных традиций и обычаев – основное содержание этой
работы. Чувство любви к Родине зарождается в семье. А семья для
ребёнка – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения
к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие
интересы. Семье принадлежит основная функция – воспитание детей,
она была и остаётся жизненно необходимой средой для сохранения и
передачи
социальных
и
культурных
ценностей,
определяющим
фактором формирования личности ребёнка.
Появилась идея: создать проект «Моя семья - мое богатство».Чтобы
систематизировать работу с детьми по теме была проведена первичная
диагностика.
Ф.И.О.
ребен
ка,
парам
етры
Ребенок
Ф.И.О.
Бабушка,
Дедушка
Истор
ия
семьи
Семей
ные
тради
ции
Фами
лия
Имя
Отчес
тво
Отца
Матер
и
Родит
ели
отца
Родит
ели
матер
и
26
детей
○ – 26
□ –
◊ –
○ – 26
□ –
◊ –
○ – 13
□ – 8
◊ – 5
○ – 12
□ – 4
◊ – 10
○ – 14
□ – 5
◊ –7
○ – 10
□ – 13
◊ – 5
○ – 13
□ – 8
◊ – 5
○ –
□ –
◊ – 26
○ – 10
□ – 9
◊ – 7
Условные обозначения:
○ – хорошо;
□ – затрудняется ;
◊ – не знает.
Образовательные
области:
познание,
коммуникация,
социализация,
чтение
художественной
литературы,
художественное творчество, музыка.
Вид проекта: групповой, индивидуальный (семейный).
Тип проекта: информационно-исследовательский, творческий.
Длительность проекта: краткосрочный.
Сроки реализации: 20 февраля – 20 марта 2014
Участники проекта: педагоги, дети, родители.
Цель
Формирование представлений детей о семье, как о людях,
живущих вместе, любящих и заботящихся друг о друге,
создание условия для повышения активности участия
родителей в жизни группы.
О проекте
Задачи
Образовательные:
дать
детям
представление
о
понятиях
«род»,
«родословная»,
«генеалогическое
древо»,
«семья»,
«герб»;
учить разбираться в родственных связях;
упражнять в составлении описательного рассказа о
семье, описании значений символов, изображённых
на гербах;
Развивающие:
продолжать
развивать
связную,
отчетливую
монологическую и диалогическую речь;
развивать навыки творческого рассказывания;
развивать
творческие
способности
взрослых
и
детей
в
процессе
совместной
деятельности,
любознательность, наблюдательность;
развивать
логическое
мышление,
познавательный
интерес, внимание, память.
обогащать
и
активизировать
словарный
запас
детей.
Воспитывающие:
воспитывать интерес к истории своего рода, желание
поделиться этими знаниями;
воспитывать
положительные
взаимоотношения
в
семье,
уважение,
взаимовыручку,
любовь
ко
всем
членам семьи, чувство гордости за свою семью;
приобщать родителей к совместному творчеству с
детьми.
Ожидаемый результат
развитие
познавательного
интереса
детей
и
родителей к истории своей семьи,
понимание детьми
значимости семьи в жизни каждого человека;
расширение знаний и представлений детей о семье,
о
родословной
и
родственных
связях,
о
семейном
древе и гербе, о семейных отношениях и ценностях;
уважительные взаимоотношения и любовь в семье, к
родственникам, готовность к взаимовыручки.
Повышение педагогической культуры родителей, их
готовность
участвовать
в
совместных
мероприятиях
ДОУ.
Этапы реализации проекта.
1. Подготовительный этап.
Сбор и анализ литературы по данной теме.
Постановка цели и задач проекта.
Разработка плана реализации проекта.
П о д б о р к а
и л л ю с т р а т и в н о г о
м а т е р и а л а ,
художественной и познавательной литературы.
Подборка
настольно-печатных,
дидактических,
подвижных, пальчиковых игр, пособий.
Задания родителям по подготовке мини-проектов о
гербах, семейных родословных.
Мониторинг уровня знаний детей по теме.
Этапы реализации проекта.
2. Основной этап.
Реализация
проекта
на
данном
этапе
предполагает
непосредственно
организованную
образовательную
и
совместную деятельность.
Художественно-речевая:
нод,
беседы,
чтение
художественной
литературы,
разъяснение и заучивание пословиц, поговорок, стихов о
семье;
беседы по картинам «Как хорошо играть всем вместе»,
«Моя дружная семья»;
просмотр
видеофильмов
о
семье
(В.Катаев
«Цветик-
семицветик», р.н.с. «Снегурочка», «Морозко» и другие).
составление рассказов по темам «Моя дружная семья»,
«Папа – мой лучший друг» и др;
рассматривание семейных фотографий, фотоальбомов.
Игровая деятельность:
дидактические
игры
и
упражнения
«Как
мы
помогаем
родным»,
«Семья»,
лото
«Моя
семья»,
«Кто
ты
для…»,
«Кем
ты
приходишься
своим
родителям?», «Кто ты для бабушки?», «Огорчится ли
мама, если…» др.;
Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Дочки-матери»,
«День рождения»;
Строительные игры «Моя квартира», «В гостях у
бабы с дедом»;
Художественно-продуктивная деятельность:
выставка рисунков «Моя любимая мама», «Мой
лучший папа», «Моя дружная семья»;
изготовление подарков к праздникам;
изготовление герба детского сада.
Культурно–досуговая деятельность:
праздники
«День
защитника
отечества»,
«Международный
женский
день»,
физкультурные
соревнования совместно с родителями, чаепития.
Сотрудничество с семьёй:
с о з д а н и е
а л ь б о м о в
« М о я
с е м ь я » ,
«Генеалогическое древо моей семьи», «Герб нашей
семьи»;
беседы, консультации для родителей: «Как создать
родословную
семьи»,
«Как
создать
герб
и
флаг
своей семьи»;
родительское собрание: «Мой дом – моя семья».
Сотрудничество со специалистами:
с музыкальным руководителем: разучивание песни
«Моя семья».
3. Заключительный этап.
Непосредственно
образовательная
деятельность
«Моя семья – мое богатство».
Оформление выставки.
За
сравнительно
короткое
время
реализации
проекта
уровень сформированности положительного образа семьи у
детей значительно повысился. Это можно увидеть в итоговой
таблице.
Результативность