Автор: Золотова Анна Дмитриевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад №44 "Золушка" Населённый пункт: г. Старый Оскол Наименование материала: статья Тема: Семейные традиции Старооскольского казачества. Раздел: дошкольное образование
Заявка
Участника XI муниципальных Рождественских чтений
«Семья в истории России»
(г. Старый Оскол, 13 февраля 2013 г.)
Регистрационная форма
1.
Фамилия, Имя, Отчество
автора
Золотова Анна Дмитриевна
2.
Место работы
МБДОУ №44 д/с «Золушка» Центр
развития ребенка
3.
Должность, ученая степень,
почетное звание
Воспитатель
4.
Секция. Проблемное
направление, по которому Вы
планируете выступить
Семья – колыбель духовности и
нравственности человека.
5.
Название статьи
Семейные традиции
старооскольского казачества
6.
Форма участия в конференции
Заочное участие
7.
Проведение мастер класса
-
8.
Контактный телефон
8-904-080-81-66
(parshina_anna@bk)
9.
Дата заполнения заявки
20.01.2013
Заведующий МБДОУ № 44 « Золушка» Баранникова Т.Н.
Золотова Анна Дмитриевна
воспитатель МБДОУ детский сад № 44 «Золушка»
Семейные традиции Старооскольского казачества.
В наше время многие стали возвращаться к истокам, интересоваться своей
историей, культурным наследием нашей страны. Прошлый год был объявлен
президентом России годом истории, что доказывает повышенный интерес и со
стороны
правительства.
В
связи
с
этим
немаловажным
стало
приобщение
подрастающего поколения к историческому наследию России и своего города.
В последние годы стало уделяться большое внимание казачеству. Единого
мнения о происхождении и значении слова «казак» нет. Слово «казак» впервые
упоминается на страницах древнерусских летописей в XIV веке. «Казачество»,
казаки
-
социально-этническая
общность
людей,
сложившаяся
на
южных
окраинах русских земель и нёсшая сторожевую службу, составляя особый вид
вооружённой
силы
(обычно
конницы).
Старооскольские
Казаки
были
категорией
служилых
людей,
выполняющих
станичную,
сторожевую,
посольскую,
караульную
службу,
а
так
же
передачу
срочных
сообщений
и
сопровождение важных грузов. Эта этническая группа наиболее пестрая по
своему составу и положению. В современном городе проживали две группы
казаков - городовые и беломестные.
Впервые термин «оскольский казак» встречается еще до основания города.
В 1569 г. казак Иван Матвеев предупредил царские войска о том, что в центр
России
движется
30-ти
тысячная
татарская
Орда.
Эта
категория
оскольчан
принимала активное участие в сторожевой службе Усть Ублинского острожка и
составляла большую часть городовых казаков, ездоков. Городовые казаки, так
же как и стрельцы, призывались на службу, получали земельное и денежное
жалованье.
В
основном
в
Старом
Осколе
служили
«с
земли
без
денег».
Небольшое
денежное
жалованье
получали
за
«лишнее
стояние»
сверх
установленного срока при охране границы или в длительном походе.
Оскольские
казаки
не
были
административно-хозяйственной
и
военной
организацией, как казаки других районов. Приглашенные на службу в южные
города они получили название беломестных (свободных от податей), то есть
служащих по договору.
Как
и
любая
другая
этническая
группа
у
казаков
есть
свои
семейные
традиции и обычаи. Казак не может считать себя казаком, если не знает и не
соблюдает их. Беспощадные к врагам, казаки были всегда добры, щедры и
гостеприимны.
Десять
Христовых
заповедей
составляли
основу
в
формировании морально-нравственных устоев казачьих обществ. Приучая детей
к их соблюдению, родители их поучали: «не убивай, не кради, не блуди, трудись
по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и
родителях,
защищай
от
врагов
Отечество.
Но
прежде
всего,
крепи
веру
православную».
Наряду
с
заповедями
Господними
очень
строго
в
казачьей
среде, соблюдались традиции, обычаи, поверья, которые являлись жизненно-
бытовой
необходимостью
каждой
казачьей
семьи.
Несоблюдение
или
нарушение их осуждали жители хутора или станицы, поселка. Одни обычаи и
традиции появляются, другие исчезают. Остаются лишь те, которые наиболее
отражают бытовые и культурные особенности казаков и сохраняются в памяти
народа. Если коротко их сформулировать, то получатся своеобразные домашние
законы казаков:
1. Уважение по отношению к старшим.
2. Почитание гостя.
3. Уважение к матери, сестре, жене.
Почитание родителей, крестного и крестной было не просто обычаем, а
внутренней потребностью в заботе о них сына и дочери.
Непререкаем и
почитаем был авторитет отца с
матерью. Без благословения родителей не
начинали работу, не принимали решения по важным делам. За большой грех
считалось не почитание отца с матерью.
Уважение
к
старшему
поколению
-
один
из
главных
обычаев
казаков.
Отдавая
дань
прожитым
годам,
перенесенным
невзгодам,
казачьей
доли,
наступающей беспомощности и неспособности постоять за себя – казаки всегда
помнили слова священного Писания: «Перед лицом седого вставай, почитай
лицо старца и бойся Бога своего – Я Господь Бог ваш».
Казачье гостеприимство известно не только историкам, но и простому
человеку. Уважение к гостю обуславливалось тем, что он считался посланцем
Божьим.
Незнакомый
человек
из
дальних
мест,
нуждающийся
в
ночлеге
и
отдыхе считался желанным и дорогим гостем.
Расширяя знания дошкольников об истории города, мы знакомим детей с
историей и семейными традициями старооскольского казачества. В старшей
группе были запланированы и проведены занятия «Слобода Казацкая – история
старооскольского
казачества»,
«Семейные
традиции
казаков».
С
воспитанниками
проводились
беседы
«Почитай
и
уважай
старших»,
«Встречаем гостей» на примере семейных традиций и обычаев казаков.
Знакомство
с
традициями
проходит
не
только
в
непосредственно-
образовательной
деятельности,
но
и
в
других
режимных
моментах
и
вне
детского сада. Дети вместе с родителями не раз были на концертах ансамбля
песни
и
танца
«Завалинка»,
где
познакомились
с
фольклором
и
костюмом
казаков.
Повышая
знания
родителей
о
семейных
традициях
старооскольского
казачества,
были
оформлены
информационные
стенды,
папки-передвижки
с
консультациями «Сохраним семейные традиции», «История Старого Оскола».
Проводятся
совместные
экскурсии
по
городу
и
в
краеведческий
музей.
Проведены викторины, досуги и круглые столы для родителей по этой теме.
Свои впечатления дети и родители отражают в рисунках «Наш город в
прошлом», «Никто не забыт, ничто не забыто», в сюжетно-ролевых играх:
«Путешествие
по
городу»,
«Семья»,
«Защитим
крепость».
Совместно
с
родителями пополняется портфолио детей.
Старшинство являлось жизненным укладом казачьей семьи и естественной
необходимостью
повседневного
быта.
Это
помогало
формировать
характер,
укрепляло семейные и родственные узы, которого требовали условия казачьей
жизни. С ранних лет в казачьей семье прививалось уважение к старшим. Дети
знали, кто в семье кого старше. Особенно почиталась старшая сестра, которую
до старости младшие братья и сестры называли «няней», «нянькой», потому что
она
заменяла
им
мать,
которая
была
занята
домашней
работой.
Следуя
семейным
традициям
казаков,
составляем
генеалогическое
древо
семей
воспитанников.
В детском саду проводятся тематические недели. Одна из них посвящена
традициям старооскольских казаков. В рамках этой недели дети знакомятся с
традициями своих семей, организуются выставки фотографий и работ детей, где
они выступают в роли экскурсоводов.
Работая
совместно
с
детьми
и
родителями,
формируем
у
детей
познавательную
активность,
умение
получать
знания
и
их
применять.
Ознакомление с историческим наследием казаков с помощью разнообразных
видов
деятельности
создает
неповторимую
среду,
которая
формирует
индивидуальность
ребенка,
развивает
воображение.
Ребенок
не
только
знакомится с историей своего города, но формирует свое отношение к нему.
Поэтому
мы
решили
создать
мини-музей,
посвященный
старооскольскому
казачеству, чтобы не только дети нашей группы, но и всего детского сада с
чувством гордости рассказывали о своем городе, его достопримечательностях,
проявлялся интерес к прошлому и настоящему города.
Список литературы
1.
Козлов
А.И.
Актуальность
проблем
истории
казачества
//
Проблемы
истории казачества XVI-XX вв. /Отв. ред. д-р ист. наук А.И. Козлов – Ростов-на-
Дону: Изд-во Ростовского университета,1995
2.
Хрестоматия / Под ред. проф. В.И. Супруна. Волгоград: Издательство
ВГИПК РО, 2007
3.
Шалыгин В.В., автор-составитель, член Союза журналистов России. Мой
край родной казачий. Усть-Медведицкий округ области Войска Донского. – 2-е
изд. - Волгоград: Станица-2, 2004
4.
Энциклопедия казачества /сост. Г.В. Губарев, ред-изд. А.И. Скрылов-М.:
Вече,2007