Напоминание

Семейные традиции Старооскольского казачества.


Автор: Золотова Анна Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №44 "Золушка"
Населённый пункт: г. Старый Оскол
Наименование материала: статья
Тема: Семейные традиции Старооскольского казачества.
Раздел: дошкольное образование





Назад





Заявка
Участника XI муниципальных Рождественских чтений «Семья в истории России» (г. Старый Оскол, 13 февраля 2013 г.)
Регистрационная форма

1.

Фамилия, Имя, Отчество

автора
Золотова Анна Дмитриевна
2.

Место работы
МБДОУ №44 д/с «Золушка» Центр развития ребенка
3.

Должность, ученая степень,

почетное звание
Воспитатель
4.

Секция. Проблемное

направление, по которому Вы

планируете выступить
Семья – колыбель духовности и нравственности человека.
5.

Название статьи
Семейные традиции старооскольского казачества
6.

Форма участия в конференции
Заочное участие
7.

Проведение мастер класса

-

8.

Контактный телефон
8-904-080-81-66 (parshina_anna@bk)
9.

Дата заполнения заявки
20.01.2013 Заведующий МБДОУ № 44 « Золушка» Баранникова Т.Н.
Золотова Анна Дмитриевна воспитатель МБДОУ детский сад № 44 «Золушка»
Семейные традиции Старооскольского казачества.
В наше время многие стали возвращаться к истокам, интересоваться своей историей, культурным наследием нашей страны. Прошлый год был объявлен президентом России годом истории, что доказывает повышенный интерес и со стороны правительства. В связи с этим немаловажным стало приобщение подрастающего поколения к историческому наследию России и своего города. В последние годы стало уделяться большое внимание казачеству. Единого мнения о происхождении и значении слова «казак» нет. Слово «казак» впервые упоминается на страницах древнерусских летописей в XIV веке. «Казачество», казаки - социально-этническая общность людей, сложившаяся на южных окраинах русских земель и нёсшая сторожевую службу, составляя особый вид вооружённой силы (обычно конницы). Старооскольские Казаки были категорией служилых людей, выполняющих станичную, сторожевую, посольскую, караульную службу, а так же передачу срочных сообщений и сопровождение важных грузов. Эта этническая группа наиболее пестрая по своему составу и положению. В современном городе проживали две группы казаков - городовые и беломестные. Впервые термин «оскольский казак» встречается еще до основания города. В 1569 г. казак Иван Матвеев предупредил царские войска о том, что в центр России движется 30-ти тысячная татарская Орда. Эта категория оскольчан принимала активное участие в сторожевой службе Усть Ублинского острожка и составляла большую часть городовых казаков, ездоков. Городовые казаки, так же как и стрельцы, призывались на службу, получали земельное и денежное жалованье. В основном в Старом Осколе служили «с земли без денег».
Небольшое денежное жалованье получали за «лишнее стояние» сверх установленного срока при охране границы или в длительном походе. Оскольские казаки не были административно-хозяйственной и военной организацией, как казаки других районов. Приглашенные на службу в южные города они получили название беломестных (свободных от податей), то есть служащих по договору. Как и любая другая этническая группа у казаков есть свои семейные традиции и обычаи. Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает их. Беспощадные к врагам, казаки были всегда добры, щедры и гостеприимны. Десять Христовых заповедей составляли основу в формировании морально-нравственных устоев казачьих обществ. Приучая детей к их соблюдению, родители их поучали: «не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, защищай от врагов Отечество. Но прежде всего, крепи веру православную». Наряду с заповедями Господними очень строго в казачьей среде, соблюдались традиции, обычаи, поверья, которые являлись жизненно- бытовой необходимостью каждой казачьей семьи. Несоблюдение или нарушение их осуждали жители хутора или станицы, поселка. Одни обычаи и традиции появляются, другие исчезают. Остаются лишь те, которые наиболее отражают бытовые и культурные особенности казаков и сохраняются в памяти народа. Если коротко их сформулировать, то получатся своеобразные домашние законы казаков: 1. Уважение по отношению к старшим. 2. Почитание гостя. 3. Уважение к матери, сестре, жене. Почитание родителей, крестного и крестной было не просто обычаем, а внутренней потребностью в заботе о них сына и дочери. Непререкаем и почитаем был авторитет отца с матерью. Без благословения родителей не
начинали работу, не принимали решения по важным делам. За большой грех считалось не почитание отца с матерью. Уважение к старшему поколению - один из главных обычаев казаков. Отдавая дань прожитым годам, перенесенным невзгодам, казачьей доли, наступающей беспомощности и неспособности постоять за себя – казаки всегда помнили слова священного Писания: «Перед лицом седого вставай, почитай лицо старца и бойся Бога своего – Я Господь Бог ваш». Казачье гостеприимство известно не только историкам, но и простому человеку. Уважение к гостю обуславливалось тем, что он считался посланцем Божьим. Незнакомый человек из дальних мест, нуждающийся в ночлеге и отдыхе считался желанным и дорогим гостем. Расширяя знания дошкольников об истории города, мы знакомим детей с историей и семейными традициями старооскольского казачества. В старшей группе были запланированы и проведены занятия «Слобода Казацкая – история старооскольского казачества», «Семейные традиции казаков». С воспитанниками проводились беседы «Почитай и уважай старших», «Встречаем гостей» на примере семейных традиций и обычаев казаков. Знакомство с традициями проходит не только в непосредственно- образовательной деятельности, но и в других режимных моментах и вне детского сада. Дети вместе с родителями не раз были на концертах ансамбля песни и танца «Завалинка», где познакомились с фольклором и костюмом казаков. Повышая знания родителей о семейных традициях старооскольского казачества, были оформлены информационные стенды, папки-передвижки с консультациями «Сохраним семейные традиции», «История Старого Оскола». Проводятся совместные экскурсии по городу и в краеведческий музей. Проведены викторины, досуги и круглые столы для родителей по этой теме.
Свои впечатления дети и родители отражают в рисунках «Наш город в прошлом», «Никто не забыт, ничто не забыто», в сюжетно-ролевых играх: «Путешествие по городу», «Семья», «Защитим крепость». Совместно с родителями пополняется портфолио детей. Старшинство являлось жизненным укладом казачьей семьи и естественной необходимостью повседневного быта. Это помогало формировать характер, укрепляло семейные и родственные узы, которого требовали условия казачьей жизни. С ранних лет в казачьей семье прививалось уважение к старшим. Дети знали, кто в семье кого старше. Особенно почиталась старшая сестра, которую до старости младшие братья и сестры называли «няней», «нянькой», потому что она заменяла им мать, которая была занята домашней работой. Следуя семейным традициям казаков, составляем генеалогическое древо семей воспитанников. В детском саду проводятся тематические недели. Одна из них посвящена традициям старооскольских казаков. В рамках этой недели дети знакомятся с традициями своих семей, организуются выставки фотографий и работ детей, где они выступают в роли экскурсоводов. Работая совместно с детьми и родителями, формируем у детей познавательную активность, умение получать знания и их применять. Ознакомление с историческим наследием казаков с помощью разнообразных видов деятельности создает неповторимую среду, которая формирует индивидуальность ребенка, развивает воображение. Ребенок не только знакомится с историей своего города, но формирует свое отношение к нему. Поэтому мы решили создать мини-музей, посвященный старооскольскому казачеству, чтобы не только дети нашей группы, но и всего детского сада с чувством гордости рассказывали о своем городе, его достопримечательностях, проявлялся интерес к прошлому и настоящему города.

Список литературы
1. Козлов А.И. Актуальность проблем истории казачества // Проблемы истории казачества XVI-XX вв. /Отв. ред. д-р ист. наук А.И. Козлов – Ростов-на- Дону: Изд-во Ростовского университета,1995 2. Хрестоматия / Под ред. проф. В.И. Супруна. Волгоград: Издательство ВГИПК РО, 2007 3. Шалыгин В.В., автор-составитель, член Союза журналистов России. Мой край родной казачий. Усть-Медведицкий округ области Войска Донского. – 2-е изд. - Волгоград: Станица-2, 2004 4. Энциклопедия казачества /сост. Г.В. Губарев, ред-изд. А.И. Скрылов-М.: Вече,2007


В раздел образования