Диагностика сформированости коммуникативных компетенций у младших школьников
Автор: Кутасевич Наталья Михайловна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ г. Иркутска СОШ № 53 Населённый пункт: Иркутская область город Иркутск Наименование материала: Статья Тема: Диагностика сформированости коммуникативных компетенций у младших школьников Раздел: начальное образование
Ре а л и за ц и я
т р е б о ва н и й
Ф ед е р а л ь н о го
г о с уд а р с т в е н н о г о
образовательного стандарта является целью профессиональной деятельности
каждого учителя.
Развитие коммуникативных навыков - это «объективная необходимость,
продиктованная потребностями современного общества. Все, чему обучаются
школьники, они приобретают для того, чтобы использовать в предстоящей
деятельности».
Дети 6–7 лет не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства,
ощущения,
что
является
препятствием
для
установления
полноценного
контакта со взрослыми и сверстниками. В то же время, именно дошкольный и
младший
школьный
возраст
чрезвычайно
благоприятен
для
овладения
коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям,
интереса к осмыслению речевого опыта, общению.
Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она
формируется. Задача учителя-на каждом уроке, во внеурочной деятельности
способствовать
формированию
коммуникативных
ууд ,
подбирая
игры,
упражнения, используя разные методы работы
Но началом любой работы должна быть диагностика. Уже на этапе
формирования коллектива учитель может провести первичную диагностику,
включив в обязательную анкету дополнительные вопросы:
Приложение 1.
Анкета для родителей первоклассников
Прошу Вас заполнить анкету, что позволит больше узнать о Вашем ребенке и
найти к нему индивидуальный подход.
1. ФИО ребенка _____________________________________________
2. Дата рождения ____________________________________________
3. Домашний адрес, телефон ___________________________________
4.
Данные
о
родителях
(ФИО,
возраст,
образование,
место
работы,
должность, раб. телефон):
МАТЬ ______________________________________________________
ОТЕЦ ______________________________________________________
5. Состав семьи (обведите кружком):
а) полная;
б) неполная;
в) малообеспеченная;
г) многодетная;
д) ребенок под опекой;
е) есть у ребенка братья или сестры (указать)
6. Были ли трудности в дошкольном периоде развития ребенка
(тяжелые роды,
частые заболевания, отставание в физическом развитии)?
_____________________________________________________________________________________
7. Посещал ли ребенок детский сад? ДА НЕТ
С какого возраста? __________________________________________________
Охотно туда ходил? ________________________________________________
8. Хронические заболевания, отклонения в органах зрения, слуха, дефекты
речи, другие особенности (травмы, операции). __________________________
9. Какие формы поощрения применяются дома? _________________________
10. Какие наказания применяют дома? _________________________________
11. Имеются ли у ребенка дома обязанности? Какие? _____________________
12. Как общается с ровесниками?
а) инициативный;
б) ожидает, когда с ним (ней) заговорят;
в) избегает общения.
13. Как реагирует на замечания взрослых?
а) разговаривает;
б) плачет;
в) соглашается, исправляется.
14. Какие игры предпочитает?
а) подвижные;
б) коллективные;
в) индивидуальные, настольные.
15.Как быстро утомляется ребенок в процессе работы?
а) может работать долго (до 30 мин), даже если работа не очень нравится;
б) может долго заниматься только тем, что нравится;
в) нет, даже если дело нравится.
16. Какие кружки и секции посещает ребенок во внеурочное время?
_______________________________________________________________
17. С удовольствием ли идет в школу? ______________________________
Наиболее привлекает ребенка:
школьная атрибутика,
звание «школьник»,
возможность познать новое.
18. По Вашему мнению (нужное подчеркнуть):
а) ребенок соответствует возрастным особенностям;
б) опережает ровесников;
в) имеет проблемы развития.
19. Есть вопросы и пожелания учителям? ______________________________
__________________________________________________________________
22. Что еще, по вашему мнению, нужно сообщить о Вашем ребенке?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Благодарю
Вас
за
откровенные
ответы,
которые
Вы
дали
на
вопросы
анкеты.
Полученная
информация
конфиденциальна
и
нужна
для
более
глубокого изучения психологических особенностей Вашего ребенка.
Далее нужно провести работу с детьми. Его цель – проверить уровень
сформированности коммуникативных действий на начало работы.
Методика 1. «Левая и правая стороны», автор Ж. Пиаже.
Оцениваются:
коммуникативные
УУД,
а
именно,
действия,
направленные на учет позиции собеседника (партнера).
Форма
проведения:
индивидуальное
обследование
младшего
школьника.
Метод оценки : беседа.
Задание:
вариант1 ученику, сидящему перед ведущему обследование педагогу
(психологу), задают вопросы, на которые он должен ответить как словесно,
так и в форме действия.
Средства,
инструменты:
два
хорошо
знакомых
детям
предмета,
например, монета и карандаш.
Инструкция:
1. «Покажи мне свою правую руку. Левую. Покажи мне правую ногу.
Левую».
2. «Покажи мне мою левую руку. Правую. Покажи мне мою левую ногу.
Правую». Вопросы ставятся учителем (психологом), сидящим или стоящим
лицом к лицу с ребенком.
Вариант
2:
два
ребенка
ставятся
спиной
друг
к
другу.
«Не
оборачиваясь, покажи левую руку одноклассника. Правую. Дотронься до его
(ее) левой ноги. Правой.
3. На столе перед ребенком монета и карандаш: монета с левой стороны
от карандаша по отношению к ребенку. «Карандаш слева или справа? А
монета, слева или справа?»
Вариант 3 Ребенок сидит напротив взрослого, у которого в правой руке
монета, а в левой руке карандаш. «Ты видишь эту монету? Где она у меня, в
левой или в правой руке? А карандаш у меня в левой или в правой руке?».
Критерии
оценки
- понимание возможности различных позиций и точек зрения,
ориентация на позицию (мнение) других людей;
- соотнесение характеристик или признаков явлений, событий,
предметов с особенностями точки зрения наблюдателя,
координация разных точек зрения (мнений, позиций).
Показатели
оценки:
- низкий
Ребенок отвечает неправильно во всех срезах
- средний
Ребенок правильно определяет стороны относительно своей
позиции, но не учитывает позиции, отличной от собственной.
Правильные ответы только в 1-ом и 2-ом срезах;
- высокий
На все вопросы во всех 4-х срезах отвечает правильно, т.е.
учитывает отличия позиции другого человека.
Методика 2 «Рукавички», автор Г.А. Цукерман.
Оцениваются: коммуникативные действия по согласованию усилий в
процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).
Форма проведения: работа первоклассников на уроке в классе парами.
Метод оценки: наблюдение за взаимодействием и анализ результата.
Задание: во время урока первоклассникам, сидящим парами, дают по
одному
изображению
рукавички
и
просят
украсить
их
так,
чтобы
они
составили пару, т.е. были бы одинаковыми.
Инструкция: «Ребята, перед Вами лежат нарисованные карандаши и
рукавички. Рукавички надо украсить так, чтобы получилась пара, - для этого
они должны быть одинаковыми. Вы сами можете придумать узор, но сначала
надо договориться между собой, какой узор рисовать, а потом приступать к
рисованию».
Средства, инструменты: каждая пара учеников получает изображение
двух рукавиц и по одинаковому набору карандашей.
Критерии
оценки
- по степени сходства узоров на рукавичках оценивается
эффективность совместной деятельности;
- способность учеников приходить к общему решению,
убеждать, аргументировать, договариваться;
- осуществление взаимоконтроля при выполнении заданий:
замечают ли дети друг у друга отступления от
первоначального замысла, как на них реагируют и т.д.;
- взаимопомощь по ходу рисования;
- эмоциональное отношение к деятельности сообща: работают
с удовольствием, интересом (позитивное), взаимодействуют
друг с другом в силу необходимости (нейтральное) или
игнорируют друг друга, ссорятся и др. (отрицательное).
Показатели
оценки:
- низкий
В узорах преобладают различия или вообще нет сходства;
ребята не пытаются договориться или не могут придти к
согласию, настаивают на своей позиции (мнении);
- средний
Сходство частичное: отдельные признаки (цвет или форма
отдельных деталей) совпадают, но имеются и заметные
отличия;
- высокий
Рукавички украшены одинаковым или весьма похожим
узором; ученики обсуждают возможный вариант узора
активно; относительно способа раскрашивания рукавичек
приходят к согласию; сравнивают способы действия и
координирую их, следят за реализацией принятого замысла.
Методика 3 «Узор под диктовку » (Г.А. Цукерман)
Цель методики: выделить и отобразить в речи существенные
ориентиры действия, а также передать (сообщить) их партнеру.
Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные
действия.
Описание задания: двоих детей усаживают друг напротив друга за
стол, перегороженный экраном (ширмой), одному дается образец узора на
карточке, другому — фишки, из которых этот узор надо выложить. Первый
ребенок
диктует,
как
выкладывать
узор,
второй
—
действует
по
его
инструкции. Ему разрешается задавать любые вопросы, но нельзя смотреть
на узор. После выполнения задания дети меняются ролями, выкладывая
новый
узор
того
же
уровня
сложности.
Для
тренировки
вначале
детям
разрешается
ознакомиться
с
материалами
и
сложить
один-два
узора
по
образцу.
Материал: набор из трех белых и трех цветных квадратных фишек
(одинаковых по размеру), четыре карточки с образцами узоров
(Приложение
4).
Инструкция: «Сейчас мы будем складывать картинки по образцу. Но
делать это мы будем не как обычно, а вдвоем, под диктовку друг друга. Для
этого один из Вас получит карточку с образцом узора, а другой — квадраты и
заготовки для его составления. Один диктует, как надо составлять узор,
другой узор выкладывает, приклеивая квадраты. Можно задавать любые
вопросы, но смотреть на узор нельзя. Сначала диктует один, потом другой, -
Вы поменяетесь ролями.
Критерии
оценки
· продуктивность совместной деятельности оценивается
по сходству выложенных узоров с образцами;
· способность строить понятные для партнера
высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
в данном случае достаточно точно, последовательно и полно
указать ориентиры действия по построению узора;
· умение задавать вопросы, чтобы с их помощью
получить необходимые сведения от партнера по деятельности;
· способы взаимного контроля по ходу выполнения
деятельности и взаимопомощи;
· эмоциональное отношение к совместной деятельности:
позитивное (работают с удовольствием и интересом),
нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу
необходимости), негативное.
Показатели оценки:
низкий
узоры не построены или не похожи на образцы; указания не
содержат необходимых ориентиров или формулируются
непонятно; вопросы не по существу или формулируются
непонятно для партнера;
средний
имеется хотя бы частичное сходство узоров с образцами;
указания отражают часть необходимых ориентиров; вопросы и
ответы позволяют получить недостающую информацию;
частичное взаимопонимание;
высокий
узоры соответствуют образцам; в процессе активного диалога
дети достигают взаимопонимания и обмениваются
необходимой и достаточной информацией для построения
узоров; доброжелательно следят за реализацией принятого
замысла и соблюдением правил.
Методика 5 «Аквариум».
Оцениваются: способность выделить и отобразить в речи существенные
признаки действия, а также передать (сообщить) их партнеру, планирующая и
регулирующая функция речи.
Форма оценки: выполнение совместного задания в классе парами.
Метод оценки: наблюдение за процессом совместной деятельности и анализ
результата.
Задание «Аквариум». Двоих учеников усаживают друг напротив друга за
стол, перегороженный ширмой, либо спиной друг к другу.
Ученики
в
паре
договариваются,
кто
из
них
будет
«ведущим»,
а
кто
«ведомым». «Ведущий» диктует «ведомому», как расположен лист бумаги
(горизонтально, вертикально), что нужно рисовать, какими красками, в какой
части
листа.
Второй
—
действует
по
его
инструкции.
Ему
разрешается
задавать любые вопросы. Детям нельзя смотреть на рисунок друг друга.
После выполнения задания дети меняются ролями, тема для рисования та же.
Средства, инструменты: бумага форматом А4 в количестве 4 листов (по 2
листа на каждого ученика). Краски акварельные, кисти, стаканчики с водой.
Инструкция: «Сейчас мы будем рисовать картинки на заданную тему. Но
делать это мы будем не как обычно, а вдвоем, под диктовку друг друга. Для
этого один из вас будет «ведущим», другой – «ведомым». «Ведущий» будет
диктовать: что или кого рисовать, каким цветом и т.д., второй — следовать его
инструкциям. Можно
задавать любые вопросы, но смотреть в рисунок
партнера
нельзя
ни
кому.
Сначала
диктует
один,
потом
другой,
-
вы
поменяетесь ролями. Для начала давайте решим, кто будет диктовать, а кто –
рисовать?»
Критерии
оценки
-
эффективность
деятельности
оценивается
по
степени
сходства нарисованных картин;
- способы взаимоконтроля по ходу выполнения деятельности
и взаимопомощи;
- эмоциональное отношение к деятельности сообща: работают
с удовольствием, интересом (позитивное), взаимодействуют
друг
с
другом
в
силу
необходимости
(нейтральное)
или
отрицательное;
-
строить
понятные
для
партнера
речевые
высказывания,
учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
-
ролевое
распределение
обязанностей
–
в
каком
из
предложенных ролей комфортнее работать и почему;
-
способность
задавать
вопросы,
чтобы
с
их
помощью
получить необходимые сведения от партнера по деятельности
Показатели оценки:
- низкий
Рисунки
не
похожи
друг
на
друга;
указания
не
содержат
необходимых
ориентиров
или
формулируются
непонятно;
вопросы не по существу или формулируются непонятно для
партнера.
- средний
Имеется
хотя
бы
частичное
сходство
рисунков;
указания
отражают часть необходимых ориентиров; вопросы и ответы
формулируются
расплывчато
и
лишь
отчасти
позволяют
получить недостающую информацию; достигается частичное
взаимопонимание;
- высокий
Рисунки соответствуют друг другу; в процессе диалога дети
достигают взаимопонимания и обмениваются необходимой и
достаточной информацией для построения рисунка; в конце
по собственной инициативе сравнивают результаты (четыре
рисунка) друг с другом, учитывая роли.
Методика 4 «Кто прав?»
автор Цукерман Г.А.
Оцениваются:
коммуникативные
действия,
направленные
на
учет
позиции собеседника (партнера).
Форма оценки: индивидуальное обследование ребенка.
Метод оценки: беседа.
Задание: ребенку, сидящему перед ведущим обследование взрослым
(учителем, психологом), дается по очереди текст из трех заданий, и задаются
вопросы.
Средства, инструменты: три карточки с текстом заданий.
Инструкция: «Прочитай по очереди текст из трех маленьких рассказов
и ответь на поставленные вопросы».
Задача
1.
«Настя
нарисовала
Змея
Горыныча
и
показала
рисунок
подружкам. Женя сказала: «Вот здорово!». А Ира воскликнула: «Фу, ну и
страшилище!» Как ты думаешь, кто из них прав? Почему так сказала Ира? А
Женя? О чем подумала Настя? Что Настя ответила каждой из девочек? Что бы
ты ответила на месте Иры и Жени? Почему?»
Задача 2. «После школы три друга решили готовить уроки вместе.
«Сначала решим задачи по математике, - сказал Саша». «Нет, начать надо с
упражнения по русскому языку, - предложил Федя» «А вот и нет, вначале
надо выучить стихотворение, - возразил Иван». Как ты думаешь, кто из них
прав? Почему? Как объяснял свой выбор каждый из мальчиков? Как им
лучше поступить?»
Задача
3 .
«Два
брата
пошли
выбирать
подарок
своей
маленькой
сестренке к первому дню ее рождения. «Давай купим ей этот набор», -
предложил Леша. «Нет, лучше подарить куклу», - возразил Антон. Как ты
думаешь, кто из них прав? Почему? Как объяснял свой выбор каждый из
мальчиков? Как им лучше поступить? А что бы предложил подарить ты?
Почему?».
Критерии
оценки
- понимание различных позиций и точек зрения (преодоление
эгоцентризма), ориентация на позицию (мнение) других
людей отличную от собственной позиции (мнение);
- понимание разных оснований для оценки одного и того же
предмета, относительности оценок или подходов к выбору;
- учет разных мнений, способность обосновать собственное;
- учет разных потребностей и интересов.
Показатели оценки:
- низкий
Ученик не учитывает возможность разных оснований для
оценки одного и того же явления, события, предмета
(например, изображенного персонажа и качества самого
рисунка в первом задании) или выбора (второе и третье
задания); соответственно, исключает возможность разных
точек зрения: ребенок принимает сторону одного из героев
(персонажей), считая иную позицию неправильной.
- средний
Ученик дает частично правильный ответ: понимает
возможность разных подходов к оценке предмета или
ситуации и допускает, что разные мнения по-своему
справедливы либо ошибочны, но не может обосновать свои
ответы.
- высокий
Ученик демонстрирует понимание относительности оценок и
подходов к выбору, учитывает различие позиций персонажей и
может высказать и обосновать свое собственное мнение.
«Ваза с яблоками» (модифицированная проба Ж.Пиаже; Флейвелл,
1967)
Оцениваемые
УУД:
действия,
направленные
на
учет
позиции
собеседника (партнера)
Форма (ситуация оценивания): групповая работа с детьми
Метод оценивания: анализ детских рисунков
Описание задания: детям раздаются бланки с текстом задания и
рисунками.
Материал: бланк задания и четыре разноцветных карандаша (можно
фломастера): красный, желтый, зеленый и розовый.
Инструкция (текст задания на бланке):
На занятии в кружке рисования за квадратным столом сидят четверо
школьников - Настя, Люба, Денис и Егор. Они рисуют разноцветные яблоки,
лежащие в вазе в центре стола (рис. 1.: ваза с красным, желтым, зеленым и
розовым
яблоком).
Раскрась
и
подпиши
рисунок
каждого
из
четырех
художников (рис. 2: четыре рамки с одинаковыми изображениями вазы с не
закрашенными яблоками).
Рис. 1.
Настя Люба Денис
Егор
Рис. 2.
Критер
ии оценки
понимание
возможности
различных
позиций
и
точек
зрения
(преодоление
эгоцентризма),
ориентация
на
позиции других людей, отличные от собственной,
соотнесение характеристик или признаков предметов с
особенностями точки зрения наблюдателя, координация
разных пространственных позиций.
Показатели оценки:
низкий
ребенок
не
учитывает
различие
точек
зрения
наблюдателей: рисунки одинаковые или яблоки закрашены в
случайном порядке и не соответствуют позиции художника.
средний
частично правильный ответ: ребенок понимает наличие
разных
точек
зрения,
но
не
любую
точку
зрения
может
правильно представить и учесть: по крайней мере на двух из
четырех рисунков расположение яблок соответствует точке
зрения художника.
высокий
ребенок
четко
ориентируется
на
о собенно сти
пространственной
позиции
наблюдателей:
на
всех
четырех
рисунках
расположение
яблок
соответствует
позиции
художников
Методика Р. Овчаровой «Ковёр».
Цель: изучение уровня сформированности навыков группового
взаимодействия учащихся в ситуации предъявленной учебной задачи.
Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные и
регулятивные
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- допускать возможность существования у людей различных точек
зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации;
- осуществлять пошаговый и итоговый контроль.
Проводится коллективно на уроке.
Учитель делит детей на произвольные команды, которые работают за
отдельными столами. На каждом столе имеются совершенно одинаковые
наборы всевозможных фигур (квадратов, треугольников, прямоугольников,
овалов, окружностей и др.), выполненных из цветной бумаги. Далее каждой
команде предлагается изготовить один, общий ковёр. При этом педагог
демонстрирует образцы нескольких готовых ковров. На основе анализа этих
образцов коллективно с детьми устанавливаются общие признаки любого
ковра, которые одновременно для учеников являются правилами выполнения
работы и средствами контроля:
а) наличие центрального рисунка;
б) одинаковое оформление углов;
в) симметричное расположение деталей относительно центра.
Инструкция: «Для того, чтобы сделать такие же красивые ковры надо
работать дружно и слаженно».
Успех совместной деятельности зависит от того, насколько умело дети
смогут сорганизоваться, распределить обязанности и договориться между
собой. Время выполнения для всех одинаково.
По окончанию работы организуется выставка ковров, в ходе которой
дети анализируют свою деятельность. Проводится групповое обсуждение,
цель которого организация рефлексивно-содержательного анализа
совместного действия. Команды обсуждают, что удалось, а что не удалось и
степень соответс
Критерии
оценки
а) наличие центрального рисунка;
б) одинаковое оформление углов;
в) симметричное расположение деталей относительно
центра.
Показатели оценки:
низкий
детали расположены не симметрично, нет центрального
рисунка.
средний
симметричное расположение деталей относительно центра,
нет центрального рисунка;
высокий
симметричное расположение деталей относительно центра,
наличие центрального рисунка;
Диагностика должна поводиться не реже 2 раз в год
1)
В
начале
учебного
года
-констатирующий
этап ,
целью
которого
выявить уровень сформированности коммуникативных универсальных
учебных действий у детей
2)
Используя
разные
методики
работать
над
формированием
коммуникативных ууд на уроках и во внеурочной деятельности.
3)
В
конце
года
для
контролирующая
диагностика
достигнутого
результата и планирования дальнейшей работы
В
сентябре-октябре
2016-2017
года
было
проведено
обследование в 1 классе классный руководитель Землянкина Н.Г.
Таблица
1
отражает
результаты
методики
«Правое-левое»,
назначение
которой
–
оценить
уровень
сформированности
коммуникации как взаимодействия.
Учащиеся
Высокий
Средний
Низкий
1а
3 (13%)
17 (71%)
4 (16%)
1б
1 (2%)
17 (60%)
10 (38%)
Учащие ся
с
высоким
уровнем
с ф о рм и р о ва н н о с т и
коммуникации
как
взаимодействия
ориентируются
на
позицию
других людей, отличную от собственной позиции.
Результаты методики «Рукавички» представлены в таблице 2.
Цель
использованной
методики
–
определить
уровень
сформированности коммуникации как кооперации.
Учащиеся
Высокий
Средний
Низкий
1а
6 (25%)
14 (58%)
4 (17%)
1б
4 (17%)
16 (57%)
8 (26%)
Низкий уровень показали те учащиеся, которые не пытались
договориться или не смогли придти к согласию, настаивая на своем
мнении.
Высокий
уровень
сформированности
показали
дети,
которые
активно
обсуждали
совместное
действие,
приходили
к
согласию, следили за реализацией принятого замысла.
Таблица 3
Учащиеся
Высокий
Средний
Низкий
1а
4 (14%)
15 (63%)
6 (23%)
1б
3 (10%)
18 (63%)
8 (27%)
Результаты теста «Аквариум» показали, что к выполнению
рисунка дети приступали не сразу, при выполнении задания вели
себя
неуверенно,
задавали
дополнительные
вопросы
в
экспериментальном классе шесть человек, в контрольной группе –
восемь
детей;
приступали
к
выполнению
задания,
не
задавая
дополнительные вопросы в экспериментальном классе 15 человек,
в контрольной группе – 18 детей; смело приступали к выполнению
задания и ничем не выражали сомнений в своих способностях в
экспериментальном классе 4 ребенка, а в контрольной группе – 3.
Изложенные факты говорят о необходимости организации учителем
целенаправленной, систематической работы по формированию
коммуникативных универсальных учебных действий.
Изучив и проанализировав данные использованных методик,
их
показатели
были
усреднены,
и
на
первоначальном
этапе
эксперимента выявлено следующее:
1.
Уровень
сформированно сти
коммун и кат и в н ых
универсальных действий в двух классов различен, варьируется от
2 «З»
3 « д»
Методи
ка
«Ковёр»
«Рукавичка»
«Ваза с яблоками»
«Узор под
диктовку»
«Ковёр»
«Рукавичка»
«Ваза с яблоками»
«Узор под диктовку»
Уровни
Высоки
й
35,
7
28,
6
14,
2
28,
6
33,3
40,
0
13,
3
40,0
Средни
й
35,
7
42,
8
42,
8
42,
8
33,3
33,
3
40,
0
33,3
Низкий
28,
5
28,
6
42,
8
28,
6
33,3
28,
6
46,
6
28,6
высокого
уровня
до
низкого,
причем
процентное
соотношение
показателей позволяет выстроить определенную иерархию: в обоих
классах преобладает низкий уровень, затем – средний, на последней
позиции
–
высокий
уровень.
Основную
трудность
у
учащихся
вызвали
задания,
в
которых
нужно
учитывать
позицию
собеседника.
2.
Д и а г н о с т и к а сформированно сти
действий
п о
согласованию
усилий
в
процессе
организации
и
осуществления
сотрудничества
(кооперация
свидетельствует
о
н а л и ч и и
распределения
их
по
уровням
–
от
низкого
до
высокого,
с
преобладанием низкого уровня в обоих классах.
Проверка уровня сформированности
действий, направленных на
учет позиции собеседника («Ваза с яблоками» (модифицированная
проба Ж.Пиаже; Флейвелл, 1967)
позволяет говорить, что в ряде
случаев учащихся объективно анализируют и оценивают свои
действия. Большинство детей, не испытывавших затруднений,
достаточно успешно справились с предложенными заданиями. Но,
наряду с этим, в обоих классах выявлена необходимость и далее
формировать и совершенствовать коммуникативные навыки детей.
Изложенные факты говорят о необходимости организации учителем
целенаправленной, систематической работы по формированию
коммуникативных универсальных учебных действий.