Напоминание

Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников


Автор: Заевская Ольга Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №9"
Населённый пункт: г. Прокопьевск Кемеровская обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников
Раздел: дошкольное образование





Назад





Творческая разработка

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ.

Автор: Заевская Ольга Викторовна

Прокопьевск, 2015

Введение
Семья и дошкольное учреждение являются двумя важными институтами социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всесто- роннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Дошкольное учре- ждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает знания,
приобретает умения взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, орга- низовывать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в воспитательно-образовательном процессе вряд ли возможно. Роль семьи в воспитании и развитии ребенка тоже нельзя недооценивать. Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональ- ный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Другая важная роль семейного воспитания – влияние на ценностные ориентации, мировоззрения ребенка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни. Известно так же, что именно пример родителей, их личные качества во многом определяют ре- зультативность воспитательной функции семьи. Важность семейного воспита- ния в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Однако на это влияет ряд факторов, прежде всего то, что родители и педагогический коллектив ожидают друг от друга. Хотя в последнее время и наметились новые формы сотрудничества, которые предпо- лагают подключение родителей к активному участию в педагогическом про- цессе детского сада, чаще всего работа с родителями ведется только по одному из направлений педагогической пропаганды, при которой семья является лишь объектом воздействия. В результате обратная связь с семьей не устанавливает- ся, а возможности семейного воспитания, не используются в полной мере. В то же время, поскольку взаимодействие семьи и дошкольного учрежде- ния играет важную роль в развитии ребенка и обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования, необходимо детальное изучение пред- ставлений родителей и педагогов друг о друге, их влияние на взаимодействие и разработка рекомендаций, которые помогли бы повысить эффективность это- го взаимодействия. Целью моей работы является творческая разработка инновационной формы работы с родителями, которая бы способствовала не только обогащению педа-
гогических знаний родителей, но и формированию активной позиции роди- телей в воспитательно-образовательном процессе детского сада. Для реализации намеченной цели я поставила перед собой следующие за- дачи: - изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую ли- тературу по проблеме взаимодействия дошкольного учреждения и семьи; - изучить особенности современной семьи, классификацию семей воспитан- ников; - разработать методические рекомендации по организации семейного клуба в дошкольном учреждении.
1. Ретроспектива взаимодействия детского сада и семьи
Семья – социальный институт воспитания, в ней осуществляется преем- ственность поколений, социализация детей, что включает в себя передачу се- мейных ценностей и стереотипов поведения. [15] Семьёйв социологии называют социальные объединения, члены которого связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопо- мощью. По существу семья представляет собой систему отношений между му- жем и женой, родителями и детьми, основанную на браке или кровном родстве и имеющих исторически определённую организацию. Л. С. Выготский писал, что семья является важнейшим элементом социальной ситуации развития. В семье социализация происходит наиболее естественно и безболезненно, а основной её механизм – воспитание. Полемика о соотношении воспитания детей в семье или детских садах име- ет свою историю. Еще до революции К. Д. Ушинский, П. Ф Лесгафт считали, что воспитание ребенка до семи лет должно осуществляться в семье. А. С. Си- монович, К. Н. Ярош были противниками семейного воспитания, объясняя свою позицию тем, что в рамках семьи дети не могут включаться в трудовую
деятельность. П. Ф. Каптерев, внесший существенный вклад в разработку тео- рии семейного воспитания, стоял на позициях сочетания семейного и обще- ственного компонентов. [9] Я А. Коменский в книге «Материнская школа» подчеркивал: «Родители яв- ляются для детей первыми учителями наставниками… Но так как часто роди- тели или не способны воспитывать детей, или вследствие занятия служебными или семейными делами не имеют времени на это, а другие даже относятся к этому с пренебрежением, то по мудрости и спасительному решению, издревле было установлено, что в каждом государстве образование юношества поруча- лось мужам мудрым, благочестивым, почтенным». [28] В. А. Сухомлинский подчеркивал, что задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если школа будет поддерживать связь с семьей и вовлекать её в свою работу. Именно Сухомлинским был выде- лен и обоснован принцип непрерывности и единства общественного и се- мейного воспитания, основанный на отношении доверия и сотрудничества между педагогами и родителями. На рубеже 19 - 20 веков в помощь семье со- здавались детские сады, родительские клубы, семейные группы. В семейных группах мамы занимались совместно с детьми; в 80-х годах были созданы ро- дительские кружки с целью распространения среди родителей педагогических знаний. В помощь семье выходили многочисленные периодические издания, затрагивающие вопросы гигиены, обучения, нравственного воспитания, а так же книги для родителей. После революции 1917 года изменилось отношение общества и государ- ства к семье, политика в отношении семьи диктовалась классовыми задачами. Советское государство не доверяло родителям воспитание детей. В 20-ые годы писали, что семейное воспитание – отсталое. [9] В этот исторический период существовали разные точки зрения на вопрос соотношения общественного и семейного воспитания, вплоть до изоляции де- тей от семьи. Многие педагоги выступали за необходимость оказания родите- лям педагогической помощи – Н. К Крупская, Д. В. Менджерицкая, Е. А. Фле- рина и др. Общественное воспитание стало ведущим, так как стояла задача
воспитания нового человека, с которой могла справиться не каждая семья. В помощь родителям издавалась многочисленная педагогическая литература, со- здавались педагогические курсы для матерей. В те годы зарождались разнооб- разные формы сотрудничества детского сада и семьи: коллективные, индиви- дуальные и наглядно-информационные. Положительным моментом, того вре- мени конечно же является активизация родителей, но вместе с тем следует от- метить, что семья являлась таким социальным институтом, который проти- востоит обществу в целом, а дошкольному учреждению в частности, отмеча- лось, что семью необходимо подчинить обществу. [9] В дальнейшем в 40 – 80-ые года проблема «борьбы» дошкольного учрежде- ния и семьи уже не становилась так остро, но основная тенденция – подчинить семью влиянию дошкольного учреждения – сохранялась. Опубликованная в 1989 году «Концепция дошкольного образования поло- жила начало реформе дошкольного образования. В ней было зафиксировано, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому так важно для успешного воспитания установление довери- тельного делового контакта между дошкольными образовательными учрежде- ниями и родителями воспитанников. В Законе РФ «Об образовании» 1992 года говориться, что родители яв- ляются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем дет- ском возрасте. [17] В последние десятилетия в психологии и педагогике появилось много работ, в которых подчеркивалась роль семьи в развитии детей. Сегодня подходы к взаимодействию образовательного учреждения и семьи значительно измени- лись. Идея взаимосвязи общественного и дошкольного воспитания отражена во многих нормативно-правовых документах. В работе с семьями дошкольные учреждения стремятся уйти от формального общения к партнерству. Содержа- ние и формы работы с семьями воспитанников отличаются разнообразием и задача каждого педагогического коллектива – уметь быть чуткими к запросам семьи и компетентными в решении современных задач воспитания и обучения.


2. Классификация семьи


Одной из основных трудностей при решении задачи, связанной с работой с родителями, является трудность в подборе адекватных форм и методов взаи- модействия с семьёй. Вопрос о классификации и типологии семей очень важен, потому что на - личие такой классификации даёт возможность педагогическому коллективу выстраивать взаимодействие с учетом индивидуальных особенностей и по- требностей каждой семьи. Семьи различают по семейному стажу супругов, по количеству детей, по составу семьи, 1. По семейному стажу супругов: 1.1. Семья молодоженов. Типичным состоянием для такой семьи является состояние эйфории: у них ещё не развеялись радужные мечты, надежды, пла- ны, нередко оторванные от реальности. У них ещё всё впереди, им всё понят- но, в жизни для них всё просто. И они ещё уверены, что вдвоём могут горы свернуть. 1.2. Молодая семья. Это семья, столкнувшаяся с первыми, для них неожи- данными препятствиями. Здесь супруги вдруг на собственном опыте открыва- ют, что одной любви недостаточно. Появляются первые размолвки, стремле- ние изменить супруга. 1.3. Семья, ждущая ребёнка. На эту ступень поднимается молодая семья, ожидающая первенца. В это время заметно меняется супруга, неузнаваемым становится отец. Заботливость молодого мужа по отношению к жене не знает границ. 1.4. Семья среднего супружеского возраста (от трёх до десяти лет сов- местного проживания). Это наиболее опасный период жизни семьи. Потому что именно в эти годы появляется однообразие, стереотипность во взаимоот- ношениях супругов, разгораются конфликты и на обозначенный период прихо- дится большинство разводов. 1.5. Семья старшего супружеского возраста (10-20 лет). Морально-психоло- гическое благополучие супругов на этом этапе во многом зависит от богатства их личностей, взаимной уступчивости.
1.6. Пожилые супружеские пары. Эта разновидность семей возникает после вступления в брак их детей, появления внуков. 2. По количеству детей. 2.1. Бездетные (инфертильные) семьи, где в течение 10 лет совместного проживания не появился ребёнок. Каждая третья семья из этой группы распа- дается по инициативе мужчин. 2.2. Однодетная семья. Таких семей в городах 53,6%, а в селе 38-41,1%. Из этих семей распадается примерно каждая вторая. Но если такая семья сохраня- ется, то педагогические возможности её, условия роста, развития ребёнка недостаточно благоприятны. Многие социологи отмечают у этих людей безот- ветственность, отсутствие трудолюбия и эгоцентризм. 2.3. Малодетная семья (семья с двумя детьми). Стабильность семьи с ро- ждением второго ребёнка возрастает, по наблюдениям социологов в 3 раза. 2.4. Многодетная семья – семья, в которой трое и более детей. В этом типе семей разводы крайне редки, и если случаются, то из-за экономической или нравственно-психологической несостоятельности мужа. 3. По составу семьи. 3.1. Неполная семья – когда в семье есть лишь один родитель с детьми. Это происходит или в результате смерти одного из супругов, или в результате раз- водов, но нередко и в результате внебрачного рождения ребёнка или усыновле- ния одинокой женщиной чужого ребёнка. Дети в этих семьях отличаются большой самостоятельностью, понятливостью и эмоциональностью. 3.2. Нуклеарная семья. Её образуют супруги с детьми или без детей, живу- щие отдельно от родителей. Они обладают полной самостоятельностью и по- тому организуют свою жизнь так, как им хочется самим. Здесь сложены наи- лучшие условия для самовыражения, проявление способностей, личностных качеств каждого из супругов.
3.3. Сложная семья (расширенная) – состоит из представителей нескольких поколений. В такой семье лучше налажен быт, у молодых больше свободного времени, реже случаются крупные ссоры. Вместе с этим в подобных семьях нередко встаёт вопрос о разводе с родителями – из-за вмешательств некоторых из них в жизнь своих детей, из-за естественного стремления молодёжи к само- стоятельности. 3.4. Большая семья, состоящая из трёх и более супружеских пар (родитель- ская пара и несколько детей со своими семьями). 4. По типу главенства семьей. 4.1. Эгалитарная (равноправная) семья. Распределение домашних обязанно- стей здесь осуществляется демократично, в зависимости от того, у кого та или иная работа получается лучше. Борьбы за власть не происходит, потому что су- пруги ориентированы на интересы семьи и не стремятся командовать друг другом. 4.2. Авторитарная семья, основанная на беспрекословном повиновении од- ного члена семьи другому. Из общей массы семей по некоторым данным одну шестую часть составляют семьи матриархатного типа, а одну восьмую – па- триархатного типа. 5. По однородности социального состава. 5.1. Социально гомогенные (однородные). Таких у нас, по данным социо- логических исследований, примерно 70% от общего числа семей. В этих се- мьях муж и жена, и их родители принадлежат к одинаковым слоям общества: все они рабочие или все служащие. Принадлежность к одному культурно-про- фессиональному слою обеспечивает лучшее взаимопонимание и между супру- гами, и между ними и родителями, атмосфера в таких семьях обычно спокой- ная. Но эта же общность происхождения, интересов, места работы не даёт лю- дям отключиться в семье от производственных проблем после трудового дня.
5.2.Социально гетерогенные (разнородные). Их насчитывают 30% от общей массы семей. Супруги в них имеют неодинаковое образование, различные про- фессии. Эгалитарные отношения тут встречаются реже, преобладают автори- тарные. В то же время здесь очень высокая семейная активность, чаще на- блюдается стремление к самообразованию супругов, потому что неодинако- вость образовательного уровня стимулирует отстающего. 6. По качеству отношений в семье. 6.1. Благополучные, которые, по словам Л. Н. Толстого, все похожи друг на друга 6.2. Устойчивые 6.3. Проблемные. Тут часто нет взаимопонимания, вспыхивают ссоры и конфликты. 6.4. Конфликтные. Эти семьи не удовлетворены своей семейной жизнью, и, следовательно, не стабильны. 6.5. Социально неблагополучные, в которых культурный уровень достаточ- но низкий, распространено пьянство. 6.6. Дезорганизованные семьи, где процветает культ силы, господствующим чувством является страх, каждый член семьи живёт сам по себе. 7. По типу потребительского поведения. 7.1. С физическим уклоном, где на первом месте обычно стоят проблемы биологического существования: пища, одежда и т.д. 7.2. С интеллектуальным типом поведения – в этих семьях преобладают духовные интересы. 7.3. Смешанный тип семьи, в котором гармонично сочетаются интересы, потребности материальные и даже физиологические с интересами духовными. 8. По особым условиям семейной жизни. 8.1. Студенческая жизнь. Особенность такой семьи – отсутствие жилья у молодых супругов, почти полная материальная зависимость от родителей. В то же время эти семьи отличаются большой сплочённостью, активностью. Здесь твёрдо верят в лучшее будущее. 8.2. Дистантные семьи. Здесь семья в значительной мере номинальная, поскольку супруги большую часть времени не живут вместе (семьи моряков, артистов)

3. Особенности современной семьи
По всеобщему признанию ученых исследователей социальный институт се- мьи переживает сегодня состояние кризиса. Условия нестабильности общества и социальной напряженности, экономическое давление на семью расшатывают её, вследствие чего воспитательные функции отодвигаются на второй план, в то время как у детского сада они всегда на первом месте. [1] Какие же они современные родители? Во-первых, они разные по возрасту: от юных до 40-летних. Желание самореализоваться, сделать карьеру приводит к тому, что многие откладывают рождение ребенка на более поздний период своей жизни. Воспитателям приходиться учитывать эти особенности в работе с семьей: с одной стороны помогать молодым и неопытным, с другой – учиты- вать уже сложившиеся стереотипы у взрослых родителей. Во-вторых, семьи различаются по социальному и материальному статусам. Причем материальное благополучие не всегда подразумевает адекватный уро- вень социальной ответственности. С какими проблемами в этом случае стал- киваются педагоги? Родители не стремятся выполнять просьбы воспитателя, им некогда делать что-то вместе со своим ребенком. Мамы также отличаются по степени занятости. Среди мам появилась груп- па неработающих, которых нельзя назвать домохозяйками в традиционном смысле этого слова. Еще одна группа мам – это современные деловые женщи- ны. Они рано отдают ребенка в детский сад, так как боятся потерять высо- кооплачиваемую работу. [24] Современная бабушка не похожа на бабушку 60-70-х годов прошлого века. Современная бабушка молода, активна, нередко живет отдельно от детей, ра-
ботает, всегда готова откликнуться на поручения и просьбы воспитателей. Но зачастую такая бабушка считает, что она разбирается в проблемах воспитания лучше всех, что приводит к конфликтам между поколениями. Если же бабушка на пенсии, то она всецело посвящает себя внукам и детскому саду: участвует в конкурсах, шьет, вяжет, чувствует себя нужной. Следовательно, детский сад оказывает обществу еще одну неоценимую услугу – поддерживает пенсио- неров, дает им возможность почувствовать себя необходимыми. Еще одной отрицательной тенденцией современной семьи является востре- бованность услуг няни и гувернантки. Педагогам приходиться общаться с ро- дителями через третье лицо, что усложняет установление взаимопонимания с семьей. Процессы разрушения традиционной структуры семьи приводят к увеличе- нию количества материнских, неполных семей. По прогнозам специалистов через 10-12 лет в России только количество неполных семей увеличится до 40% от общего числа. Таким образом, низкая воспитательная активность от- цов, по мнению Арнаутовой Е. П. усилит в дальнейшем фиминизацию се- мейного воспитания и приведет к сбоям в половой идентификации детей [1]. Рост числа разводов так же негативно сказывается на подрастающем поко- лении. И детский сад в этом случае остается, пожалуй, единственным стабиль- ным островком, где ничего не изменилось. В то же время сами родители сове- туются с психологами, воспитателями как им решать семейные проблемы. В данной ситуации детский сад играет роль семейной консультации и обеспечи- вает психологическую разгрузку. Современные семьи отличаются и количеством детей. В своём развитии се- мья стремительно идёт от многодетности к малодетности. После 1987 года ро- ждаемость стала резко падать, смертность населения стала увеличиваться. По- явилось много бездетных семей. В настоящее время в России преобладает од- нодетная семья. Малодетная семья, особенно однодетная, уникальна. В ней возникают многие трудности и, в первую очередь, связанные с воспитанием единственного ребёнка. Именно благодаря детскому саду такие дети со време-
нем учатся уважать мнение других и согласовывать свои действия, играть в ко- мандные игры, участвовать в совместной деятельности. [18] Динамичный образ жизни приводит к тому, что современная семья часто переезжает из одного региона в другой, стараясь сохранить свои семейные и национальные особенности и традиции. Это требует от воспитателей освоения новых методик – методик воспитания толерантности. [24] Психолого-педагогическими исследованиями в области семей-ного воспи- тания отмечается, что следствием кризисного состоя-ния семьи стала роди- тельская авторитарность. Различные авторы, когда пишут о «вирусе авторитар- ности» чаще всего имеют в виду матерей. По словам Е. М. Михайловой, такая мать сама выросла в семье, где эмоциональные связи взрослых с детьми были излишней роскошью. Многие родители недооценивают значение эмоциональ- ной поддержки ребенка, не стремятся быть сопричастными его делам, успехам и трудностям, а озабочены лишь тем, чтобы не избаловать ребенка, усиливая контроль и требовательность. Дети таких матерей тяжело переносят адапта- цию в детском саду. Воспитателям же нелегко наладить контакт, малыши устраняются от общения, часто и подолгу болеют. Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что каждый институт воспитания – семья и детский сад – обладает своим особым содержанием. У каждого есть свои недостатки и преимущества. Каждый из них дает ребенку уникальный опыт социальных переживаний, связей и отношений. Обобщенная схема преимуществ и недостатков детского сада и семьи разработана В. М. Ивановой. [1]
Таблица № 1 Преимущества и недостатки детского сада и семьи в воспитании ребенка Детский сад - недостатки Семья - преимущества Деловая форма общения воспи- тателей с детьми, сниженная ин- тимность Эмоциональная насыщенность отно- шений между родителями и ребен- ком, кровнородствен-ная близость и теплота Наличие сменяющих друг друга вос- питателей с разными про-граммами поведения, метода-ми воздействий на ребенка Постоянство и длительность обще- ния, переплетение част-ных жизней, сопричастность ребенка с общими планами родителей Дозированность индивидуаль-ного общения с каждым ребен-ком Индивидуальная обращенность педа- гогических воздействий на ребенка Регламентированность режима дня Подвижный режим дня Преимущественное общение с детьми одного возраста Возможность общения с род-ствен- никами разных возрас-тов: детьми, родными разных поколений Детский сад - преимущества Семья - недостатки Наличие и использование программ воспитания и обучения, научно-мето- дические знания у педагогов. Отсутствие программы воспи- тания, использование случайной пе- дагогической литературы
Целенаправленный характер воспи- тания и обучения детей Стихийный характер воспи-тания и обучения ребенка Условия жизни, быта научно разра- ботаны для детей Тенденция создавать условия для себя Применение методов адекватных возрастным особенностям и воз- можностям ребенка, понимание их психических и духовных потребно- стей Непонимание возрастных особенно- стей дошкольников, инер-тность в поисках методов воспитания, непо- нимание духовных потребностей ре- бенка Умелое применение оценки деятель- ности и поведения детей как стиму- ла их развития Непонимание роли оценки в воспита- нии и обучении ребенка, стремление оценивать не поведение и деятель- ность ребенка, а его личность Разнообразная и содержательная де- ятельность детей в обществе сверстников, возможность общать- ся с широким кругом ровесников Однообразие и малосодержатель- ность деятельности ребенка; недо- статок игрового общения взрослого и детей в семье Наличие профессиональных умений для изучения личности ребенка в про- цессе деятельности Неумение дать своему ребенку объек- тивную характеристику, проанали- зировать свои методы воспитания Защищенность ребенка от травми- рующей стороны личной жизни взрослых Беззащитность ребенка перед трав- мирующими факторами личной жиз- ни родителей. Таким образом, социальный опыт, приобретаемый дошкольником в дет- ском саду и семье, разный: в семье ребенок объект обожания, уступчивости и поощрения, в детском саду - равноправный член социальной группы. В этой непохожести заложен главный смысл сотрудничества и взаимодействия. Отсю- да следует, что только в гармоничном взаимодополнении детский сад и семья, признавая свои различия и сходства, недостатки и преимущества, могут компенсировать или смягчить несовершенство друг друга.

4. Организация взаимодействия педагогов и семьи:

принципы, этапы сотрудничества, стили взаимодействия
Формирование сотрудничества детей родителей и педагогов зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом про- цессе. В основу союза должно быть положено единство стремлений, взглядов на образовательный процесс, выработанные совместно общие цели и образова- тельные задачи, а так же пути достижения намеченных результатов. Е. П. Ар- наутова разработала положения, внесение которых в реальные отношения «пе- дагог – родитель» будет способствовать оптимизации сотрудничества педаго- гов с семьями воспитанников. 1. Каждая из сотрудничающих сторон самоценна: никто не главнее и не лучше, вклад каждой стороны в развитие и социализацию ребенка уникален. 2. Педагогический коллектив обеспечивает в глазах родителей высокий профессиональный уровень воспитания и образования детей в соответствии с требованиями общеобразовательной программы. 3. В оказании комплексной психолого-педагогической помощи важна инте- грация усилий всех специалистов без дублирования друг друга. 4. Текущая и перспективная деятельность дошкольного образовательного учреждения соответствует интересам и социокультурным потребностям семьи ребенка; педагоги в общении с родителями ориентируются на структуру и ти- пологию конкретных семей воспитанников. 5. Педагоги и другие специалисты учитывают в общении с родителями ин- дивидуальные особенности и потребности, как ребенка, так и его родителей. 6. Педагоги следуют диалогическому пути развития взаимоотношений с родителями; открытости и конфиденциальности отношений, сочетанию дело- вого стиля общения на основе договоров с личностным стилем, в рамках кото- рого нет запрета говорить, что видишь, чувствуешь, о чем думаешь. 7. В общении друг с другом важно следовать культуре выражения мыслей, чувств и желаний с учетом принципа: «В конфликте не прав тот, кто умнее» 8. Родителям предоставляется право в полной мере быть информирован- ными о жизни и деятельности ребенка в дошкольном учреждении, успешности его роста и развития.
9. Всеми педагогами и специалистами используются максимально разно- образные способы вовлечения родителей в жизнь группы детского сада с це- лью обогащения воспитательного опыта матерей и отцов. 10. Педагогический коллектив проявляет поддержку общественной актив- ности родителей и готовность всегда пойти навстречу инициативным действи- ям семьи. 11. В дошкольном учреждении создается предметная среда, способствую- щая комфортному самочувствию детей, их родителей, педагогов, конфиденци- альному общению со специалистами. В детском саду организована консульта- тивная помощь родителям, возможность пользоваться литературой по семей- ному воспитанию. 12. Работники дошкольного учреждения устанавливают связи с представи- телями территориальных служб социальной помощи семье и ребенку, а так же другими социальными институтами. [1] Т. Н. Доронова разработала следующие принципы взаимодействия до- школьного коллектива с родителями: - осознать, что только общими усилиями семьи и образовательного учрежде- ния можно помочь ребенку; с уважением и пониманием относиться к родите- лям; - помнить о том, что ребенок – уникальная личность, поэтому недопустимо сравнивать его с другими детьми; ценить, поддерживать и развивать его инди- видуальность; - воспитывать в детях безграничное уважение к родителям, которые дали им жизнь и приложили много душевных и физических сил для того, чтобы они росли и были счастливы; - учитывать пожелание и предложения родителей, высоко ценить их участие в жизни группы; - изменить своё отношение к воспитанию и развитию детей и рассматривать их как не свод общих приемов, а как искусство диалога с конкретным ребен- ком и его родителями на основе знаний психологических особенностей возрас- та, учитывая предшествующий опыт ребенка, его интересы и способности; - проникнуться чувством искреннего уважения к тому, что создается самим ре- бенком, восхищаться вместе с родителями его инициативой и самостоятельно-
стью, то способствует формированию у ребенка уверенности в себе, а у роди- телей – уважение к педагогическому коллективу; - проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт, учитывать точку зре- ния родителей. [10] Стиль взаимодействия с родителями воспитанников складывается по- степенно и определяется, по мнению Т. Н. Дороновой рядом факторов. [12] 1. Принятая субординация и границы компетентности в принятии решения и ответах на вопросы родителей. Важно, что бы сотрудники точно знали какие вопросы они вправе обсуждать с родителями, а какие являются компетенцией администрации. По содержанию общение воспитателей должно касаться толь- ко детей и их проблем. 2. Принятый стиль речи. Взаимное обращение с родителями по имени, отче- ству независимо от возраста является обязательным для всех сотрудников учреждения. Воспитатели должны быть знакомы с основами психологии, что- бы уметь осознанно использовать позы, жестикуляцию, мимику, интонацию речи. 3. Принятый стиль одежды на работе. В идеале одежда сотрудников должна быть практичной, аккуратной, соответствующей своему назначению. 4. Соблюдение принципов недирективности, безоценочности, личностно- ориентированного подхода, корректности, конструктивности. Н. В Елжова во взаимодействии с родителями выделяет 3 этапа: - анкетирование, позволяющее составить обобщенный портрет родителей дет- ского сада; - построение модели работы с родителями, которая включает цели, задачи, направления, формы работы с родителями и ожидаемый результат; - подготовка родителей к участию в педагогическом процессе; - реализация плана сотрудничества. [13] Модель взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями Цель: взаимодействие детского сада с семьей для успешного развития и реали- зации личности воспитанника Задачи: 1. Создать 2. Планировать рабо- 3. Привлекать ро- 4. Оказывать
условия для взаимодействия с родителями ту на основе анализа струк-туры семейно- го социума и психо- логического климата дителей к участию в жизнедеятельно- сти детского сада и управлению помощь роди- телям в воспи- тательном про- цессе Направления работы 1. Оказание помощи семье в воспитании 2. Вовлечение семьи в образо- вательный про- цесс 3. Культурно-про- светительская ра- бота 4. Создание условий для реализации личности ре- бенка Формы работы Анкетирование Родительские собрания Консультирование Тренинги Информационные стенды Семейные клубы Дни открытых дверей Трудовые десанты Подготовка к праздникам Участие в создании развивающей среды Конкурсы Круглый стол Ток-шоу, КВН Управление ДОУ через Попечительский совет Конференции Оказание финансовой помощи Результат: успешное развитие воспитанников детского сада и реализация твор- ческого потенциала родителей и детей Для привлечения родителей к деятельности дошкольного учреждения О. В. Солодянкиной разработана специальная методика, включающая 3 этапа: - первый – актуализация потребностей родителей в образовании собственного ребенка; - второй – педагогическое просвещение родителей как заказчиков на образова- тельные услуги; - третий – партнерство педагогов и родителей в деятельности дошкольного учреждения, в основу которого заложены идеи гуманизации отношений, прио- ритет общечеловеческих ценностей с акцентом на личностно-деятельностный подход.
Следовательно, работа родителей и педагогов в условиях дошкольного учреждения носит ярко выраженный специфический характер сотрудничества, так как изменилось и содержание и формы взаимоотношений между родителя- ми и педагогическим коллективом.
5. Нетрадиционные формы работы с родителями
Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные фор- мы. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагогов с родителями дошкольников. В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и родителей пользуются нетрадиционные формы взаимодей- ствия. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечения их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ре- бенка, сближаются с педа7гогами. Так родители привлекаются к подготовке утренников, пишут сценарии, участвуют в конкурсах. Проводятся игры с педа- гогическим содержанием, например, «Педагогическое поле чудес», «Педагоги- ческий случай», «КВН», «Ток-шоу», где обсуждаются противоположные точки зрения на проблему. В детских садах организуются педагогические библиоте- ки для родителей. Можно организовать «Семейные карнавалы», выставки сов- местных работ, «Устный журнал». В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены. Т. В. Кротова предлагает
схему классификации нетрадиционных форм. Она выделяет следующие фор- мы: информационно-аналитические, наглядно-информационные, досуговые и познавательные. [15] Рассмотрим каждую из предложенных групп подробнее. Основной задачей информационно-аналитических форм организации об- щения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о се- мье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличие у них необходимых педагогических знаний, отношение семьи к ребенку, запро- сы, интересы потребности родителей. Только на аналитической основе воз- можно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхо- да к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построения грамотного об- щения с их родителями. Досуговые формы организации общения призваны устанавливать нефор- мальные отношения между педагогами и родителями. К данной группе автор относит проведение таких совместных праздников и досугов в группе, как «Ро- ждественские забавы», «Праздник мам», «Праздник урожая». Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для взаимо- действия. Эффективной формой общения является организация конкурсов «Лучший папа», «Папа, мама, я – дружная семья» и др. Досуговые формы будут эффективными только в том случае, если воспита- тель уделяет достаточное внимание педагогическому содержанию мероприя- тия. Установление неформальных доверительных отношений не является основной целью общения. Наглядно-информационные формы организации общения педагогов с роди- телями решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя. Наглядно-информационные формы можно условно разделить на две груп- пы: информационно-ознакомительную, информационно-просветительскую.
Задачей первой формы является ознакомление родителей с дошкольным учре- ждением. Задачей второй формы является обогащение знаний родителей в во- просах воспитания и развития детей. Специфика форм заключается в том, что общение педагогов и родителей опосредованное – через газеты, журналы, ин- формационные стенды, организацию выставок. Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предна- значены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психоло- гического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков. Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам как собрания, групповые консультации. Данные формы использовались и раньше, однако сегодня изменились принципы на основе которых строится обще6ние педагогов и родителей. К ним относится общение на основе диалога, открыто- сти искренности, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются как нетрадиционные. Например, это может быть проведение родительских собраний по мотивам известных телевизион- ных игр: «КВН», «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца». Неформальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит воспитателей перед необходимостью использования разнообразных ме- тодов активизации родителей. Методы активизирующего характера – это дис- куссионные вопросы, предложение двух различных точек зрения, приведение примеров из литературы, анализ педагогических ситуаций, просмотр видеома- териалов. Е. П. Арнаутова разработала игровые методы активизации роди- телей: игры, загадывание загадок, решение педагогических задач; моделирова- ние поведения; тренинги. Ряд дошкольных образовательных учреждений практикует организацию клубов для родителей. Данная форма общения предполагает установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание педа- гогами значимости семьи в воспитании ребенка. Данная форма работы будет рассмотрена далее. Таким образом, многообразие форм работы с родителями, умелое их соче- тание, опора на диалогические и партнерские отношения позволяет включать
родителей во взаимодействие с детским садом и формировать у них активную педагогическую позицию.

6. Организация деятельности семейных клубов

в дошкольном образовательном учреждении
Семейные клубы – это неформальные объединения родителей для решения практических задач воспитания. В семейном клубе людей сплачивает увлечен- ность конкретными идеями в воспитании. В основе деятельности клубов – до- бровольность. Здесь не может быть приказов, назначений на должность, пору- чений вопреки желанию самого исполнителя. В семейных клубах критически настроенным родителям видны не только недостатки, но и достоинства своих собственных детей (по сравнению с другими). Дети приобретают ценный опыт общения с людьми разных характеров, оказываются в разных ролевых позици- ях. [8] Семья приобретает многие блага от кооперации с другими семьями, поль- зуется коллективной психологической поддержкой. Самопознание, преодоле- ние эгоцентризма и развивающая способность к пониманию других людей, личностное развитие членов такой общности – вот социально-психологиче- ский смысл деятельности семейного клуба. На базе детского сада можно организовать работу семейных клубов для та- ких категорий родителей как, родители вновь поступивших детей, находящих- ся на этапе адаптации – «Наш малыш», а так же для родителей будущих пер- воклассников – клуб «Первоклассник». Родители данных детей испытывают наивысшую потребность в специальных знаниях и умениях, психологической поддержке. Сотрудничество с родителями детей раннего возраста имеет свою специ- фику, которая диктуется рядом факторов: - неподготовленностью родителей к изменению образа жизни; - неспособность решать постоянно возникающие проблемы; - неумение вести себя в сложных ситуациях межличностных отношений в се- мье; - стресс, который испытывают молодые родители, особенно матери, так как они берут на себя основную ответственность за воспитание ребенка раннего возраста; - отсутствие полноценной помощи старшего поколения.
Современная семья ищет контакта со специалистами в случаях тревоги за полноценное развитие ребенка. Огромную помощь и поддержку семье в пери- од адаптации ребенка в детском саду может оказать деятельность клуба «Наш малыш». Практика показывает, что когда дошкольное учреждение осуще- ствляет неформальную связь с семьями, родителям легче преодолеть сомне- ния, страх и недоверие к общественному воспитанию. Ответственным за организацию клуба является старший воспитатель. К ра- боте клуба подключены как специалисты детского сада, так и социальных учреждений: педагоги, психологи, дефектологи, врачи, сотрудники учрежде- ний культуры. Деятельность клуба можно начать в мае-июне, когда группа детей раннего возраста уже укомплектована, но дети еще не посещают детский сад. Клуб осуществляет свою деятельность на основе положения, где закреплены задачи клуба, организация работы, права и обязанности сторон. Функционирует клуб ежемесячно, в течение одного учебного года. Воспитатели связываются с ро- дителями и приглашают их на первую встречу. Тематика встреч определяется на год. Для того, чтобы каждый родитель чувствовал свою принадлежность к клубу, необходимо разработать традиции клуба. Например, выбрать песню, которая будет звучать перед каждой встречей. В начале каждой встречи эффек- тивным будет использование «круга приветствия», а затем обсуждение родите- лями достижений своего ребенка. Ниже предлагается тематика встреч с роди- телями в клубе «Наш малыш». 1. Знакомство с семьей будущего воспитанника 2. Возрастные особенности детей раннего дошкольного возраста 3. Как подготовить малыша к посещению детского сада 4. Значение режима для здоровья и правильного развития 5. Игры дома, улучшающие адаптацию ребенка к детскому саду. 6. Все о личной гигиене, закаливании и питании. 7. Вредные и полезные привычки малыша 8. Как можно избаловать ребенка. 9. Детские капризы и истерики. 10. Создание эмоционального благополучия в саду и дома. 11. Сенсорное воспитание как основа умственного воспитания. 12. Вот и стали мы на год взрослее: достижения детей. Итоги работы клуба.
Таким образом, анализ практики оказания помощи семьям в адаптации де- тей раннего возраста показывает, что большинство типичных проблем, связан- ных с адаптацией может быть снято путем установления с родителями отно- шений диалога и партнерства в рамках организации работы клуба «Наш ма- лыш» Отношение ребенка к школе формируется задолго до того как он в неё пой- дет. И здесь важную роль играет семейная среда, с точки зрения эмоциональ- ной поддержки взрослых. [14] Одной из целей, ради которой важно искать кон- такт с родителями будущих первоклассников – это снижение эффекта стихий- ности, сумбурности и нервозности семейной социализации ребенка в преддве- рии его школьной жизни. Эффективно эта цель будет решаться при организа- ции в детском саду клуба «Первоклассник». Основными задачами работы клу- ба являются: обогащение воспитательного опыта родителей и повышение эф- фекта семейной социализации дошкольников в преддверии школы с учетом специфики воспитательного вклада семьи; накапливание всеми участниками социального взаимодействия творческого потенциала и опыта диалога. В работе клуба принимают участие специалисты детского сада, школы и учреждений культуры. Членами клуба могут являться не только родители бу- дущих выпускников-первоклассников, но и все заинтересованные родители. Заседания желательно организовывать с чаепитием, что позволит создать эмо- ционально-благоприятный психологический климат. Заседания клуба прово- дятся один раз в месяц в течение учебного года. Заседания можно проводить как на базе детского сада, так и в школе или детской библиотеке в зависимости от тематики встречи. Примерная тематика встреч представлена ниже. 1. Самочувствие семьи на пороге школьной жизни ребенка. 2. Трудности подготовки к школе как фактор внутрисемейных проблем. 3. Внутренний мир ребенка 4. Виды готовности к школьному обучению 5. Игры дома с целью развития навыков саморегуляции у дошкольника 6. Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму 7. Развитие правильной речи – важное условие подготовки ребенка к школьно- му обучению 8. Ребенок и сверстники 9. Воспитательный потенциал книги
10. Ребенок и компьютер 11. Наказание за или против 12. Формирование социально-активной позиции первоклассника. Таким образом, организация деятельности клубов позволяет объединить усилия образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обуче- ния и развития ребенка, установлению обратной связи, уменьшить количество конфликтных ситуаций, а так же оказать психологическую помощь и поддерж- ку семье на важных этапах развития.
Заключение

На современном этапе в работе с родителями появился термин «включение родителей» в деятельность дошкольного учреждения, т. е. их активное уча- стие в работе детского сада.

Таким образом, активный курс на создание единого пространства развития должны поддерживать как детский сад так и семья. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных по- зиций, помочь в развитии способностей ребенка, формирование ценностных ориентаций. Союз, взаимопонимание педагогов и родителей, их взаимное доверие воз- можны только в том случае, если педагог исключает в работе с родителями ди- дактизм, тактично подводит их к пониманию необходимости педагогических знаний. Для максимальной эффективности сотрудничества необходимо стре- миться к ведению равноправного диалога с семьями воспитанников становясь, по словам А. У. Хараша «партнерами в собственном смысле слова, собеседни- ками, связанными отношениями соавторства, взаимной поддержки и взаимо- помощи». Одной из эффективных форм взаимодействия является организация клу- бов, что позволяет не только обогатить педагогические знания родителей и оказать психологическую поддержку семье, но и сплотить два социальных института – детский сад и семью в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка дошкольника.
Список литературы

1.
Арнаутова, Е. П. В гостях у директора: беседы с руководителем дошколь- ного учреждения о сотрудничестве с семьей / Е. П. Арнаутова. – М.: Линка-пресс, 2004. - 208 с.
2.
Белкина, Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ / Л. В. Белкина. – Воронеж: «Учитель», 2004. – 236 с.

3.
Белоногова, Т. А. Педагогические знания - родителям / Т. А. Белоногова // Дошкольное воспитание. – 2003. - № 6. – С. 82 – 87
4.
Болотина, Л. Р. Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы / Л. Р. Болотина, Н. В Микляева. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 144 с.
5.
Бубнова, С. Ю. Взаимодействие ДОУ и семьи на этапе подго-товки детей к обучению в школе / С. Ю. Бубнова, В. А. Андриеш // Управление до- школьным образовательным учреждением. – 2008. - № 1. – С. 8 – 12
6.
Гаспорян, Ю. А. Семья на пороге 21 века: социологические проблемы / Ю. А. Гаспарян. - Санкт-Петербург: Феникс, 1999. – 182 с.
7.
Голод, С. И. Семья и брак: историко-социологический анализ / С. И. Го- лод. - Санкт-Петербург: Феникс, 1998. – 182 с.
8.
Гребенников, И. В. Краткий словарь / И. В. Гребенников, Л. В. Ковинько. – М.:Политиздат, 1990. – 329 с.
9.
Данилина, Т. А. Современные принципы взаимодействия ДОУ с семьей // Т. А. Данилина // Дошкольное воспитание. – 2000. - № 1. – С. 41 – 48
10.
Доронова, Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями /Т. Н. Доронова. – Подольск: Подольская фабрика офсетной печати, 2002. – 120 с.
11.
Доронова, Т. Н. Детский сад и родители: проблемы взаимодействия /Т. Н. Доронова//Обруч. – 2003. – № 2. – С. 3 - 6
12.
Доронова, Т. Н. Дошкольные учреждение и семья – единое пространство детского развития / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001. – 224 с.
13.
Елжова, Н. В. Система контроля и методическая работа в дошкольном об- разовательном учреждении / Н. В. Елжова. – Ростов на Дону: Феникс, 2006. – 272 с.
14.
Емельянова, М. Н. Ребенок идет в школу/ М. Н. Емельянова // Ребенок в детском саду. – 2006. - № 5. – С. 21 – 24
15.
Зверева, О. Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический ас- пект / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 80 с.
16.
Зверева, О. Л. Родительские собрания в ДОУ/ О. Л. Зверева, Т. В. Крото- ва. - М.: Айрис-пресс, 2007. – 128 с.
17.
Карпезина, И. А. Организация деятельности семейного клуба / И. А. Кар- пезина, Л. Ю. Пахомова // Справочник старшего воспитателя дошкольно- го учреждения. – 2007. - № 3. – С. 68 – 73

18.
Козлова, А. В. Работа ДОУ с семьей: Методические рекмен-дации / А. В. Козлова, Р. П. Дешеулина. – М.: ТЦ Сфера, 2007.– 112 с.
19.
Кравцова, Е. Современная семья и её роль в развитии ре-бенка / Е. Крав- цова // Дошкольное образование. – 2006. - № 17. – С. 7 – 20
20.
Кравцова, Е. Современная семья и её роль в развитии ре-бенка / Е. Крав- цова // Дошкольное образование. – 2006. - № 18. – С. 9 – 16
21.
Кротова, Т. В. ДОУ и родители: пути сотрудничества / Т. В. Кротова // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2006. - № 4. – С. 82 – 85
22.
Кузнецова, Е. А. Единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ / Е. А. Кузнецова // Управление дошкольным образовательным учреждени- ем. – 2006. - № 4. – С. 76 - 82
23.
Куликова, Е. А. Какой ты, завтрашний первоклассник? / Е. А. Куликова // Обруч. – 2002. – № 2. – С. 3 – 5
24.
Куликова, Е. А. Современный ребенок; семья плюс детский сад / Е. А. Ку- ликова // Обруч. – 2008. – № 1. – С. 3 – 6
25.
Миленко В. М. Учимся работать с родителями / В. М. Ми-ленко, Н. М. Бутырина, Г. Д. Лысенко // Ребенок в детском саду. – 2005. - № 5. – С. 2 – 5
26.
Мокан, Д. Детский сад и школа: преемственность в работе /Д. Мокан//Ре- бенок в детском саду.–2004. - № 2. – С. 63 – 69
27.
Нартова, Г. Н. Мы вместе / Г. Н. Нартова // Управление дошкольным об- разовательным учреждением. – 2006. - № 4. – С. 94 -96
28.
Пидручная, С. Н. Я. А. Коменский о роли родителей в воспитании детей / С. Н. Пидручная//Управление дошкольным образовательным учреждени- ем. – 2007. - № 5. – С. 108 – 113
29.
Солодянкина, О. В. Сотрудничество дошкольного учрежде-ния с семьей / О. В. Солодянкина. – М.: АРКТИ, 2004. – 80 с.


В раздел образования