Автор: Заевская Ольга Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №9" Населённый пункт: г. Прокопьевск Кемеровская обл. Наименование материала: методическая разработка Тема: Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников Раздел: дошкольное образование
Введение
Семья и дошкольное учреждение являются двумя важными институтами
социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всесто-
роннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Дошкольное учре-
ждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает знания,
приобретает умения взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, орга-
низовывать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребенок
будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному
учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его
родителей в воспитательно-образовательном процессе вряд ли возможно.
Роль семьи в воспитании и развитии ребенка тоже нельзя недооценивать.
Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональ-
ный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к
себе, что определяет его чувство самоценности. Другая важная роль семейного
воспитания – влияние на ценностные ориентации, мировоззрения ребенка в
целом, его поведение в разных сферах общественной жизни. Известно так же,
что именно пример родителей, их личные качества во многом определяют ре-
зультативность воспитательной функции семьи. Важность семейного воспита-
ния в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и
дошкольного учреждения. Однако на это влияет ряд факторов, прежде всего
то, что родители и педагогический коллектив ожидают друг от друга. Хотя в
последнее время и наметились новые формы сотрудничества, которые предпо-
лагают подключение родителей к активному участию в педагогическом про-
цессе детского сада, чаще всего работа с родителями ведется только по одному
из направлений педагогической пропаганды, при которой семья является лишь
объектом воздействия. В результате обратная связь с семьей не устанавливает-
ся, а возможности семейного воспитания, не используются в полной мере.
В то же время, поскольку взаимодействие семьи и дошкольного учрежде-
ния играет важную роль в развитии ребенка и обеспечении преемственности
дошкольного и школьного образования, необходимо детальное изучение пред-
ставлений родителей и педагогов друг о друге, их влияние на взаимодействие
и разработка рекомендаций, которые помогли бы повысить эффективность это-
го взаимодействия.
Целью моей работы является творческая разработка инновационной формы
работы с родителями, которая бы способствовала не только обогащению педа-
гогических знаний родителей, но и формированию активной позиции роди-
телей в воспитательно-образовательном процессе детского сада.
Для реализации намеченной цели я поставила перед собой следующие за-
дачи:
- изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую ли-
тературу по проблеме взаимодействия дошкольного учреждения и семьи;
- изучить особенности современной семьи, классификацию семей воспитан-
ников;
- разработать методические рекомендации по организации семейного клуба в
дошкольном учреждении.
1. Ретроспектива взаимодействия детского сада и семьи
Семья – социальный институт воспитания, в ней осуществляется преем-
ственность поколений, социализация детей, что включает в себя передачу се-
мейных ценностей и стереотипов поведения. [15]
Семьёйв социологии называют социальные объединения, члены которого
связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопо-
мощью. По существу семья представляет собой систему отношений между му-
жем и женой, родителями и детьми, основанную на браке или кровном родстве
и имеющих исторически определённую организацию.
Л. С. Выготский писал, что семья является важнейшим элементом социальной
ситуации развития. В семье социализация происходит наиболее естественно и
безболезненно, а основной её механизм – воспитание.
Полемика о соотношении воспитания детей в семье или детских садах име-
ет свою историю. Еще до революции К. Д. Ушинский, П. Ф Лесгафт считали,
что воспитание ребенка до семи лет должно осуществляться в семье. А. С. Си-
монович, К. Н. Ярош были противниками семейного воспитания, объясняя
свою позицию тем, что в рамках семьи дети не могут включаться в трудовую
деятельность. П. Ф. Каптерев, внесший существенный вклад в разработку тео-
рии семейного воспитания, стоял на позициях сочетания семейного и обще-
ственного компонентов. [9]
Я А. Коменский в книге «Материнская школа» подчеркивал: «Родители яв-
ляются для детей первыми учителями наставниками… Но так как часто роди-
тели или не способны воспитывать детей, или вследствие занятия служебными
или семейными делами не имеют времени на это, а другие даже относятся к
этому с пренебрежением, то по мудрости и спасительному решению, издревле
было установлено, что в каждом государстве образование юношества поруча-
лось мужам мудрым, благочестивым, почтенным». [28]
В. А. Сухомлинский подчеркивал, что задачи воспитания и развития могут
быть успешно решены только в том случае, если школа будет поддерживать
связь с семьей и вовлекать её в свою работу. Именно Сухомлинским был выде-
лен и обоснован принцип непрерывности и единства общественного и се-
мейного воспитания, основанный на отношении доверия и сотрудничества
между педагогами и родителями. На рубеже 19 - 20 веков в помощь семье со-
здавались детские сады, родительские клубы, семейные группы. В семейных
группах мамы занимались совместно с детьми; в 80-х годах были созданы ро-
дительские кружки с целью распространения среди родителей педагогических
знаний. В помощь семье выходили многочисленные периодические издания,
затрагивающие вопросы гигиены, обучения, нравственного воспитания, а так
же книги для родителей.
После революции 1917 года изменилось отношение общества и государ-
ства к семье, политика в отношении семьи диктовалась классовыми задачами.
Советское государство не доверяло родителям воспитание детей. В 20-ые годы
писали, что семейное воспитание – отсталое. [9]
В этот исторический период существовали разные точки зрения на вопрос
соотношения общественного и семейного воспитания, вплоть до изоляции де-
тей от семьи. Многие педагоги выступали за необходимость оказания родите-
лям педагогической помощи – Н. К Крупская, Д. В. Менджерицкая, Е. А. Фле-
рина и др. Общественное воспитание стало ведущим, так как стояла задача
воспитания нового человека, с которой могла справиться не каждая семья. В
помощь родителям издавалась многочисленная педагогическая литература, со-
здавались педагогические курсы для матерей. В те годы зарождались разнооб-
разные формы сотрудничества детского сада и семьи: коллективные, индиви-
дуальные и наглядно-информационные. Положительным моментом, того вре-
мени конечно же является активизация родителей, но вместе с тем следует от-
метить, что семья являлась таким социальным институтом, который проти-
востоит обществу в целом, а дошкольному учреждению в частности, отмеча-
лось, что семью необходимо подчинить обществу. [9]
В дальнейшем в 40 – 80-ые года проблема «борьбы» дошкольного учрежде-
ния и семьи уже не становилась так остро, но основная тенденция – подчинить
семью влиянию дошкольного учреждения – сохранялась.
Опубликованная в 1989 году «Концепция дошкольного образования поло-
жила начало реформе дошкольного образования. В ней было зафиксировано,
что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг
друга. Поэтому так важно для успешного воспитания установление довери-
тельного делового контакта между дошкольными образовательными учрежде-
ниями и родителями воспитанников.
В Законе РФ «Об образовании» 1992 года говориться, что родители яв-
ляются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического,
нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем дет-
ском возрасте. [17]
В последние десятилетия в психологии и педагогике появилось много работ,
в которых подчеркивалась роль семьи в развитии детей. Сегодня подходы к
взаимодействию образовательного учреждения и семьи значительно измени-
лись. Идея взаимосвязи общественного и дошкольного воспитания отражена
во многих нормативно-правовых документах. В работе с семьями дошкольные
учреждения стремятся уйти от формального общения к партнерству. Содержа-
ние и формы работы с семьями воспитанников отличаются разнообразием и
задача каждого педагогического коллектива – уметь быть чуткими к запросам
семьи и компетентными в решении современных задач воспитания и обучения.
2. Классификация семьи
Одной из основных трудностей при решении задачи, связанной с работой
с родителями, является трудность в подборе адекватных форм и методов взаи-
модействия с семьёй.
Вопрос о классификации и типологии семей очень важен, потому что на -
личие такой классификации даёт возможность
педагогическому коллективу
выстраивать взаимодействие с учетом индивидуальных особенностей и по-
требностей каждой семьи.
Семьи различают по семейному стажу супругов, по количеству детей, по
составу семьи,
1. По семейному стажу супругов:
1.1. Семья молодоженов. Типичным состоянием для такой семьи является
состояние эйфории: у них ещё не развеялись радужные мечты, надежды, пла-
ны, нередко оторванные от реальности. У них ещё всё впереди, им всё понят-
но, в жизни для них всё просто. И они ещё уверены, что вдвоём могут горы
свернуть.
1.2. Молодая семья. Это семья, столкнувшаяся с первыми, для них неожи-
данными препятствиями. Здесь супруги вдруг на собственном опыте открыва-
ют, что одной любви недостаточно. Появляются первые размолвки, стремле-
ние изменить супруга.
1.3. Семья, ждущая ребёнка. На эту ступень поднимается молодая семья,
ожидающая первенца. В это время заметно меняется супруга, неузнаваемым
становится отец. Заботливость молодого мужа по отношению к жене не знает
границ.
1.4. Семья среднего супружеского возраста (от трёх до десяти лет сов-
местного проживания). Это наиболее опасный период жизни семьи. Потому
что именно в эти годы появляется однообразие, стереотипность во взаимоот-
ношениях супругов, разгораются конфликты и на обозначенный период прихо-
дится большинство разводов.
1.5. Семья старшего супружеского возраста (10-20 лет). Морально-психоло-
гическое благополучие супругов на этом этапе во многом зависит от богатства
их личностей, взаимной уступчивости.
1.6. Пожилые супружеские пары. Эта разновидность семей возникает после
вступления в брак их детей, появления внуков.
2. По количеству детей.
2.1. Бездетные (инфертильные) семьи, где в течение 10 лет совместного
проживания не появился ребёнок. Каждая третья семья из этой группы распа-
дается по инициативе мужчин.
2.2. Однодетная семья. Таких семей в городах 53,6%, а в селе 38-41,1%. Из
этих семей распадается примерно каждая вторая. Но если такая семья сохраня-
ется, то педагогические возможности её, условия роста, развития ребёнка
недостаточно благоприятны. Многие социологи отмечают у этих людей безот-
ветственность, отсутствие трудолюбия и эгоцентризм.
2.3. Малодетная семья (семья с двумя детьми). Стабильность семьи с ро-
ждением второго ребёнка возрастает, по наблюдениям социологов в 3 раза.
2.4. Многодетная семья – семья, в которой трое и более детей. В этом типе
семей разводы крайне редки, и если случаются, то из-за экономической или
нравственно-психологической несостоятельности мужа.
3. По составу семьи.
3.1. Неполная семья – когда в семье есть лишь один родитель с детьми. Это
происходит или в результате смерти одного из супругов, или в результате раз-
водов, но нередко и в результате внебрачного рождения ребёнка или усыновле-
ния одинокой женщиной чужого ребёнка. Дети в этих семьях отличаются
большой самостоятельностью, понятливостью и эмоциональностью.
3.2. Нуклеарная семья. Её образуют супруги с детьми или без детей, живу-
щие отдельно от родителей. Они обладают полной самостоятельностью и по-
тому организуют свою жизнь так, как им хочется самим. Здесь сложены наи-
лучшие условия для самовыражения, проявление способностей, личностных
качеств каждого из супругов.
3.3. Сложная семья (расширенная) – состоит из представителей нескольких
поколений. В такой семье лучше налажен быт, у молодых больше свободного
времени, реже случаются крупные ссоры. Вместе с этим в подобных семьях
нередко встаёт вопрос о разводе с родителями – из-за вмешательств некоторых
из них в жизнь своих детей, из-за естественного стремления молодёжи к само-
стоятельности.
3.4. Большая семья, состоящая из трёх и более супружеских пар (родитель-
ская пара и несколько детей со своими семьями).
4. По типу главенства семьей.
4.1. Эгалитарная (равноправная) семья. Распределение домашних обязанно-
стей здесь осуществляется демократично, в зависимости от того, у кого та или
иная работа получается лучше. Борьбы за власть не происходит, потому что су-
пруги ориентированы на интересы семьи и не стремятся командовать друг
другом.
4.2. Авторитарная семья, основанная на беспрекословном повиновении од-
ного члена семьи другому. Из общей массы семей по некоторым данным одну
шестую часть составляют семьи матриархатного типа, а одну восьмую – па-
триархатного типа.
5. По однородности социального состава.
5.1. Социально гомогенные (однородные). Таких у нас, по данным социо-
логических исследований, примерно 70% от общего числа семей. В этих се-
мьях муж и жена, и их родители принадлежат к одинаковым слоям общества:
все они рабочие или все служащие. Принадлежность к одному культурно-про-
фессиональному слою обеспечивает лучшее взаимопонимание и между супру-
гами, и между ними и родителями, атмосфера в таких семьях обычно спокой-
ная. Но эта же общность происхождения, интересов, места работы не даёт лю-
дям отключиться в семье от производственных проблем после трудового дня.
5.2.Социально гетерогенные (разнородные). Их насчитывают 30% от общей
массы семей. Супруги в них имеют неодинаковое образование, различные про-
фессии. Эгалитарные отношения тут встречаются реже, преобладают автори-
тарные. В то же время здесь очень высокая семейная активность, чаще на-
блюдается стремление к самообразованию супругов, потому что неодинако-
вость образовательного уровня стимулирует отстающего.
6. По качеству отношений в семье.
6.1. Благополучные, которые, по словам Л. Н. Толстого, все похожи друг на
друга
6.2. Устойчивые
6.3. Проблемные. Тут часто нет взаимопонимания, вспыхивают ссоры и
конфликты.
6.4. Конфликтные. Эти семьи не удовлетворены своей семейной жизнью, и,
следовательно, не стабильны.
6.5. Социально неблагополучные, в которых культурный уровень достаточ-
но низкий, распространено пьянство.
6.6. Дезорганизованные семьи, где процветает культ силы, господствующим
чувством является страх, каждый член семьи живёт сам по себе.
7. По типу потребительского поведения.
7.1. С физическим уклоном, где на первом месте обычно стоят проблемы
биологического существования: пища, одежда и т.д.
7.2. С интеллектуальным типом поведения – в этих семьях преобладают
духовные интересы.
7.3. Смешанный тип семьи, в котором гармонично сочетаются интересы,
потребности материальные и даже физиологические с интересами духовными.
8. По особым условиям семейной жизни.
8.1. Студенческая жизнь. Особенность такой семьи – отсутствие жилья у
молодых супругов, почти полная материальная зависимость от родителей. В
то же время эти семьи отличаются большой сплочённостью, активностью.
Здесь твёрдо верят в лучшее будущее.
8.2. Дистантные семьи. Здесь семья в значительной мере номинальная,
поскольку супруги большую часть времени не живут вместе (семьи моряков,
артистов)
3. Особенности современной семьи
По всеобщему признанию ученых исследователей социальный институт се-
мьи переживает сегодня состояние кризиса. Условия нестабильности общества
и социальной напряженности, экономическое давление на семью расшатывают
её, вследствие чего воспитательные функции отодвигаются на второй план, в
то время как у детского сада они всегда на первом месте. [1]
Какие же они современные родители? Во-первых, они разные по возрасту:
от юных до 40-летних. Желание самореализоваться, сделать карьеру приводит
к тому, что многие откладывают рождение ребенка на более поздний период
своей жизни. Воспитателям приходиться учитывать эти особенности в работе
с семьей: с одной стороны помогать молодым и неопытным, с другой – учиты-
вать уже сложившиеся стереотипы у взрослых родителей.
Во-вторых, семьи различаются по социальному и материальному статусам.
Причем материальное благополучие не всегда подразумевает адекватный уро-
вень социальной ответственности. С какими проблемами в этом случае стал-
киваются педагоги? Родители не стремятся выполнять просьбы воспитателя,
им некогда делать что-то вместе со своим ребенком.
Мамы также отличаются по степени занятости. Среди мам появилась груп-
па неработающих, которых нельзя назвать домохозяйками в традиционном
смысле этого слова. Еще одна группа мам – это современные деловые женщи-
ны. Они рано отдают ребенка в детский сад, так как боятся потерять высо-
кооплачиваемую работу. [24]
Современная бабушка не похожа на бабушку 60-70-х годов прошлого века.
Современная бабушка молода, активна, нередко живет отдельно от детей, ра-
ботает, всегда готова откликнуться на поручения и просьбы воспитателей. Но
зачастую такая бабушка считает, что она разбирается в проблемах воспитания
лучше всех, что приводит к конфликтам между поколениями. Если же бабушка
на пенсии, то она всецело посвящает себя внукам и детскому саду: участвует в
конкурсах, шьет, вяжет, чувствует себя нужной. Следовательно, детский сад
оказывает обществу еще одну неоценимую услугу – поддерживает пенсио-
неров, дает им возможность почувствовать себя необходимыми.
Еще одной отрицательной тенденцией современной семьи является востре-
бованность услуг няни и гувернантки. Педагогам приходиться общаться с ро-
дителями через третье лицо, что усложняет установление взаимопонимания с
семьей.
Процессы разрушения традиционной структуры семьи приводят к увеличе-
нию количества материнских, неполных семей. По прогнозам специалистов
через 10-12 лет в России только количество неполных семей увеличится до
40% от общего числа. Таким образом, низкая воспитательная активность от-
цов, по мнению Арнаутовой Е. П. усилит в дальнейшем фиминизацию се-
мейного воспитания и приведет к сбоям в половой идентификации детей [1].
Рост числа разводов так же негативно сказывается на подрастающем поко-
лении. И детский сад в этом случае остается, пожалуй, единственным стабиль-
ным островком, где ничего не изменилось. В то же время сами родители сове-
туются с психологами, воспитателями как им решать семейные проблемы. В
данной ситуации детский сад играет роль семейной консультации и обеспечи-
вает психологическую разгрузку.
Современные семьи отличаются и количеством детей. В своём развитии се-
мья стремительно идёт от многодетности к малодетности. После 1987 года ро-
ждаемость стала резко падать, смертность населения стала увеличиваться. По-
явилось много бездетных семей. В настоящее время в России преобладает од-
нодетная семья. Малодетная семья, особенно однодетная, уникальна. В ней
возникают многие трудности и, в первую очередь, связанные с воспитанием
единственного ребёнка. Именно благодаря детскому саду такие дети со време-
нем учатся уважать мнение других и согласовывать свои действия, играть в ко-
мандные игры, участвовать в совместной деятельности. [18]
Динамичный образ жизни приводит к тому, что современная семья часто
переезжает из одного региона в другой, стараясь сохранить свои семейные и
национальные особенности и традиции. Это требует от воспитателей освоения
новых методик – методик воспитания толерантности. [24]
Психолого-педагогическими исследованиями в области семей-ного воспи-
тания отмечается, что следствием кризисного состоя-ния семьи стала роди-
тельская авторитарность. Различные авторы, когда пишут о «вирусе авторитар-
ности» чаще всего имеют в виду матерей. По словам Е. М. Михайловой, такая
мать сама выросла в семье, где эмоциональные связи взрослых с детьми были
излишней роскошью. Многие родители недооценивают значение эмоциональ-
ной поддержки ребенка, не стремятся быть сопричастными его делам, успехам
и трудностям, а озабочены лишь тем, чтобы не избаловать ребенка, усиливая
контроль и требовательность. Дети таких матерей тяжело переносят адапта-
цию в детском саду. Воспитателям же нелегко наладить контакт, малыши
устраняются от общения, часто и подолгу болеют.
Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что каждый институт
воспитания – семья и детский сад – обладает своим особым содержанием. У
каждого есть свои недостатки и преимущества. Каждый из них дает ребенку
уникальный опыт социальных переживаний, связей и отношений. Обобщенная
схема преимуществ и недостатков детского сада и семьи разработана В. М.
Ивановой. [1]
Таблица № 1
Преимущества и недостатки
детского сада и семьи в воспитании ребенка
Детский сад - недостатки
Семья - преимущества
Деловая
форма
общения
воспи-
тателей
с
детьми,
сниженная
ин-
тимность
Эмоциональная насыщенность отно-
шений между родителями и ребен-
ком, кровнородствен-ная близость и
теплота
Наличие сменяющих друг друга вос-
питателей с разными про-граммами
поведения, метода-ми
воздействий
на ребенка
Постоянство и длительность обще-
ния, переплетение част-ных жизней,
сопричастность
ребенка
с
общими
планами родителей
Дозированность
индивидуаль-ного
общения с каждым ребен-ком
Индивидуальная обращенность педа-
гогических воздействий на ребенка
Регламентированность режима дня
Подвижный режим дня
Преимущественное
общение
с
детьми одного возраста
Возможность общения с род-ствен-
никами разных возрас-тов: детьми,
родными разных поколений
Детский сад - преимущества
Семья - недостатки
Наличие
и
использование
программ
воспитания и обучения, научно-мето-
дические знания у педагогов.
Отсутствие
программы
воспи-
тания, использование случайной пе-
дагогической литературы
Целенаправленный
характер
воспи-
тания и обучения детей
Стихийный характер воспи-тания и
обучения ребенка
Условия жизни, быта научно разра-
ботаны для детей
Тенденция
создавать
условия
для
себя
Применение
методов
адекватных
возрастным
особенностям
и
воз-
можностям
ребенка,
понимание
их
психических
и
духовных
потребно-
стей
Непонимание
возрастных
особенно-
стей
дошкольников,
инер-тность
в
поисках методов воспитания, непо-
нимание духовных потребностей ре-
бенка
Умелое применение оценки деятель-
ности и поведения детей как стиму-
ла их развития
Непонимание роли оценки в воспита-
нии и обучении ребенка, стремление
оценивать не поведение и деятель-
ность ребенка, а его личность
Разнообразная и содержательная де-
ятельность
детей
в
обществе
сверстников, возможность общать-
ся с широким кругом ровесников
Однообразие
и
малосодержатель-
ность деятельности ребенка; недо-
статок игрового общения взрослого
и детей в семье
Наличие
профессиональных
умений
для изучения личности ребенка в про-
цессе деятельности
Неумение дать своему ребенку объек-
тивную
характеристику,
проанали-
зировать свои методы воспитания
Защищенность ребенка от травми-
рующей
стороны
личной
жизни
взрослых
Беззащитность ребенка перед трав-
мирующими факторами личной жиз-
ни родителей.
Таким образом, социальный опыт, приобретаемый дошкольником в дет-
ском саду и семье, разный: в семье ребенок объект обожания, уступчивости и
поощрения, в детском саду - равноправный член социальной группы. В этой
непохожести заложен главный смысл сотрудничества и взаимодействия. Отсю-
да следует, что только в гармоничном взаимодополнении детский сад и семья,
признавая
свои
различия
и
сходства,
недостатки
и
преимущества,
могут
компенсировать или смягчить несовершенство друг друга.
4. Организация взаимодействия педагогов и семьи:
принципы, этапы сотрудничества, стили взаимодействия
Формирование сотрудничества детей родителей и педагогов зависит,
прежде всего, от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом про-
цессе. В основу союза должно быть положено единство стремлений, взглядов
на образовательный процесс, выработанные совместно общие цели и образова-
тельные задачи, а так же пути достижения намеченных результатов. Е. П. Ар-
наутова разработала положения, внесение которых в реальные отношения «пе-
дагог – родитель» будет способствовать оптимизации сотрудничества педаго-
гов с семьями воспитанников.
1. Каждая из сотрудничающих сторон самоценна: никто не главнее и не
лучше, вклад каждой стороны в развитие и социализацию ребенка уникален.
2. Педагогический коллектив обеспечивает в глазах родителей высокий
профессиональный уровень воспитания и образования детей в соответствии с
требованиями общеобразовательной программы.
3. В оказании комплексной психолого-педагогической помощи важна инте-
грация усилий всех специалистов без дублирования друг друга.
4. Текущая и перспективная деятельность дошкольного образовательного
учреждения соответствует интересам и социокультурным потребностям семьи
ребенка; педагоги в общении с родителями ориентируются на структуру и ти-
пологию конкретных семей воспитанников.
5. Педагоги и другие специалисты учитывают в общении с родителями ин-
дивидуальные особенности и потребности, как ребенка, так и его родителей.
6. Педагоги следуют диалогическому пути развития взаимоотношений с
родителями; открытости и конфиденциальности отношений, сочетанию дело-
вого стиля общения на основе договоров с личностным стилем, в рамках кото-
рого нет запрета говорить, что видишь, чувствуешь, о чем думаешь.
7. В общении друг с другом важно следовать культуре выражения мыслей,
чувств и желаний с учетом принципа: «В конфликте не прав тот, кто умнее»
8. Родителям предоставляется право в полной мере быть информирован-
ными о жизни и деятельности ребенка в дошкольном учреждении, успешности
его роста и развития.
9. Всеми педагогами и специалистами используются максимально разно-
образные способы вовлечения родителей в жизнь группы детского сада с це-
лью обогащения воспитательного опыта матерей и отцов.
10. Педагогический коллектив проявляет поддержку общественной актив-
ности родителей и готовность всегда пойти навстречу инициативным действи-
ям семьи.
11. В дошкольном учреждении создается предметная среда, способствую-
щая комфортному самочувствию детей, их родителей, педагогов, конфиденци-
альному общению со специалистами. В детском саду организована консульта-
тивная помощь родителям, возможность пользоваться литературой по семей-
ному воспитанию.
12. Работники дошкольного учреждения устанавливают связи с представи-
телями территориальных служб социальной помощи семье и ребенку, а так же
другими социальными институтами. [1]
Т. Н. Доронова разработала следующие принципы взаимодействия до-
школьного коллектива с родителями:
- осознать, что только общими усилиями семьи и образовательного учрежде-
ния можно помочь ребенку; с уважением и пониманием относиться к родите-
лям;
- помнить о том, что ребенок – уникальная личность, поэтому недопустимо
сравнивать его с другими детьми; ценить, поддерживать и развивать его инди-
видуальность;
- воспитывать в детях безграничное уважение к родителям, которые дали им
жизнь и приложили много душевных и физических сил для того, чтобы они
росли и были счастливы;
- учитывать пожелание и предложения родителей, высоко ценить их участие в
жизни группы;
- изменить своё отношение к воспитанию и развитию детей и рассматривать
их как не свод общих приемов, а как искусство диалога с конкретным ребен-
ком и его родителями на основе знаний психологических особенностей возрас-
та, учитывая предшествующий опыт ребенка, его интересы и способности;
- проникнуться чувством искреннего уважения к тому, что создается самим ре-
бенком, восхищаться вместе с родителями его инициативой и самостоятельно-
стью, то способствует формированию у ребенка уверенности в себе, а у роди-
телей – уважение к педагогическому коллективу;
- проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт, учитывать точку зре-
ния родителей. [10]
Стиль взаимодействия с родителями воспитанников складывается по-
степенно и определяется, по мнению Т. Н. Дороновой рядом факторов. [12]
1. Принятая субординация и границы компетентности в принятии решения
и ответах на вопросы родителей. Важно, что бы сотрудники точно знали какие
вопросы они вправе обсуждать с родителями, а какие являются компетенцией
администрации. По содержанию общение воспитателей должно касаться толь-
ко детей и их проблем.
2. Принятый стиль речи. Взаимное обращение с родителями по имени, отче-
ству независимо от возраста является обязательным для всех сотрудников
учреждения. Воспитатели должны быть знакомы с основами психологии, что-
бы уметь осознанно использовать позы, жестикуляцию, мимику, интонацию
речи.
3. Принятый стиль одежды на работе. В идеале одежда сотрудников должна
быть практичной, аккуратной, соответствующей своему назначению.
4. Соблюдение принципов недирективности, безоценочности, личностно-
ориентированного подхода, корректности, конструктивности.
Н. В Елжова во взаимодействии с родителями выделяет 3 этапа:
- анкетирование, позволяющее составить обобщенный портрет родителей дет-
ского сада;
- построение модели работы с родителями, которая включает цели, задачи,
направления, формы работы с родителями и ожидаемый результат;
- подготовка родителей к участию в педагогическом процессе;
- реализация плана сотрудничества. [13]
Модель взаимодействия
дошкольного образовательного учреждения с родителями
Цель: взаимодействие детского сада с семьей для успешного развития и реали-
зации личности воспитанника
Задачи:
1. Создать
2. Планировать рабо-
3. Привлекать ро-
4. Оказывать
условия для
взаимодействия с
родителями
ту на основе анализа
струк-туры семейно-
го социума и психо-
логического климата
дителей к участию
в жизнедеятельно-
сти детского сада
и управлению
помощь роди-
телям в воспи-
тательном про-
цессе
Направления работы
1. Оказание помощи
семье в воспитании
2. Вовлечение
семьи в образо-
вательный про-
цесс
3. Культурно-про-
светительская ра-
бота
4. Создание
условий для
реализации
личности ре-
бенка
Формы работы
Анкетирование
Родительские собрания
Консультирование
Тренинги
Информационные стенды
Семейные клубы
Дни открытых дверей
Трудовые десанты
Подготовка к праздникам
Участие в создании развивающей
среды
Конкурсы
Круглый стол
Ток-шоу, КВН
Управление ДОУ через
Попечительский совет
Конференции
Оказание финансовой помощи
Результат: успешное развитие воспитанников детского сада и реализация твор-
ческого потенциала родителей и детей
Для привлечения родителей к деятельности дошкольного учреждения О.
В. Солодянкиной разработана специальная методика, включающая 3 этапа:
- первый – актуализация потребностей родителей в образовании собственного
ребенка;
- второй – педагогическое просвещение родителей как заказчиков на образова-
тельные услуги;
- третий – партнерство педагогов и родителей в деятельности дошкольного
учреждения, в основу которого заложены идеи гуманизации отношений, прио-
ритет общечеловеческих ценностей с акцентом на личностно-деятельностный
подход.
Следовательно, работа родителей и педагогов в условиях дошкольного
учреждения носит ярко выраженный специфический характер сотрудничества,
так как изменилось и содержание и формы взаимоотношений между родителя-
ми и педагогическим коллективом.
5. Нетрадиционные формы работы с родителями
Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные фор-
мы. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагогов
с родителями дошкольников. В настоящее время особой популярностью, как у
педагогов, так и родителей пользуются нетрадиционные формы взаимодей-
ствия. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ,
игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями,
привлечения их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ре-
бенка, сближаются с педа7гогами. Так родители привлекаются к подготовке
утренников, пишут сценарии, участвуют в конкурсах. Проводятся игры с педа-
гогическим содержанием, например, «Педагогическое поле чудес», «Педагоги-
ческий случай», «КВН», «Ток-шоу», где обсуждаются противоположные точки
зрения на проблему. В детских садах организуются педагогические библиоте-
ки для родителей. Можно организовать «Семейные карнавалы», выставки сов-
местных работ, «Устный журнал».
В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных
форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены. Т. В. Кротова предлагает
схему классификации нетрадиционных форм. Она выделяет следующие фор-
мы: информационно-аналитические, наглядно-информационные, досуговые и
познавательные. [15]
Рассмотрим каждую из предложенных групп подробнее.
Основной задачей информационно-аналитических форм организации об-
щения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о се-
мье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличие у
них необходимых педагогических знаний, отношение семьи к ребенку, запро-
сы, интересы потребности родителей. Только на аналитической основе воз-
можно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхо-
да к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности
воспитательно-образовательной работы с детьми и построения грамотного об-
щения с их родителями.
Досуговые формы организации общения призваны устанавливать нефор-
мальные отношения между педагогами и родителями. К данной группе автор
относит проведение таких совместных праздников и досугов в группе, как «Ро-
ждественские забавы», «Праздник мам», «Праздник урожая». Использование
досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной
эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для взаимо-
действия.
Эффективной
формой
общения
является
организация
конкурсов
«Лучший папа», «Папа, мама, я – дружная семья» и др.
Досуговые формы будут эффективными только в том случае, если воспита-
тель уделяет достаточное внимание педагогическому содержанию мероприя-
тия.
Установление
неформальных
доверительных
отношений
не
является
основной целью общения.
Наглядно-информационные формы организации общения педагогов с роди-
телями решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и
методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют
оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного
воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.
Наглядно-информационные формы можно условно разделить на две груп-
пы:
информационно-ознакомительную,
информационно-просветительскую.
Задачей первой формы является ознакомление родителей с дошкольным учре-
ждением. Задачей второй формы является обогащение знаний родителей в во-
просах воспитания и развития детей. Специфика форм заключается в том, что
общение педагогов и родителей опосредованное – через газеты, журналы, ин-
формационные стенды, организацию выставок.
Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предна-
значены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психоло-
гического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания
для формирования у родителей практических навыков.
Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам как
собрания, групповые консультации. Данные формы использовались и раньше,
однако сегодня изменились принципы на основе которых строится обще6ние
педагогов и родителей. К ним относится общение на основе диалога, открыто-
сти искренности, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому
данные формы рассматриваются как нетрадиционные. Например, это может
быть проведение родительских собраний по мотивам известных телевизион-
ных игр: «КВН», «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца».
Неформальный подход к организации и проведению этих форм общения
ставит воспитателей перед необходимостью использования разнообразных ме-
тодов активизации родителей. Методы активизирующего характера – это дис-
куссионные вопросы, предложение двух различных точек зрения, приведение
примеров из литературы, анализ педагогических ситуаций, просмотр видеома-
териалов. Е. П. Арнаутова разработала игровые методы активизации роди-
телей: игры, загадывание загадок, решение педагогических задач; моделирова-
ние поведения; тренинги.
Ряд дошкольных образовательных учреждений практикует организацию
клубов для родителей. Данная форма общения предполагает установление
между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание педа-
гогами значимости семьи в воспитании ребенка. Данная форма работы будет
рассмотрена далее.
Таким образом, многообразие форм работы с родителями, умелое их соче-
тание, опора на диалогические и партнерские отношения позволяет включать
родителей во взаимодействие с детским садом и формировать у них активную
педагогическую позицию.
6. Организация деятельности семейных клубов
в дошкольном образовательном учреждении
Семейные клубы – это неформальные объединения родителей для решения
практических задач воспитания. В семейном клубе людей сплачивает увлечен-
ность конкретными идеями в воспитании. В основе деятельности клубов – до-
бровольность. Здесь не может быть приказов, назначений на должность, пору-
чений вопреки желанию самого исполнителя. В семейных клубах критически
настроенным родителям видны не только недостатки, но и достоинства своих
собственных детей (по сравнению с другими). Дети приобретают ценный опыт
общения с людьми разных характеров, оказываются в разных ролевых позици-
ях. [8]
Семья приобретает многие блага от кооперации с другими семьями, поль-
зуется коллективной психологической поддержкой. Самопознание, преодоле-
ние эгоцентризма и развивающая способность к пониманию других людей,
личностное развитие членов такой общности – вот социально-психологиче-
ский смысл деятельности семейного клуба.
На базе детского сада можно организовать работу семейных клубов для та-
ких категорий родителей как, родители вновь поступивших детей, находящих-
ся на этапе адаптации – «Наш малыш», а так же для родителей будущих пер-
воклассников – клуб «Первоклассник». Родители данных детей испытывают
наивысшую потребность в специальных знаниях и умениях, психологической
поддержке.
Сотрудничество с родителями детей раннего возраста имеет свою специ-
фику, которая диктуется рядом факторов:
- неподготовленностью родителей к изменению образа жизни;
- неспособность решать постоянно возникающие проблемы;
- неумение вести себя в сложных ситуациях межличностных отношений в се-
мье;
- стресс, который испытывают молодые родители, особенно матери, так как
они берут на себя основную ответственность за воспитание ребенка раннего
возраста;
- отсутствие полноценной помощи старшего поколения.
Современная семья ищет контакта со специалистами в случаях тревоги за
полноценное развитие ребенка. Огромную помощь и поддержку семье в пери-
од адаптации ребенка в детском саду может оказать деятельность клуба «Наш
малыш».
Практика
показывает,
что
когда
дошкольное
учреждение
осуще-
ствляет неформальную связь с семьями, родителям легче преодолеть сомне-
ния, страх и недоверие к общественному воспитанию.
Ответственным за организацию клуба является старший воспитатель. К ра-
боте клуба подключены как специалисты детского сада, так и социальных
учреждений: педагоги, психологи, дефектологи, врачи, сотрудники учрежде-
ний культуры.
Деятельность клуба можно начать в мае-июне, когда группа детей раннего
возраста уже укомплектована, но дети еще не посещают детский сад. Клуб
осуществляет свою деятельность на основе положения, где закреплены задачи
клуба, организация работы, права и обязанности сторон. Функционирует клуб
ежемесячно, в течение одного учебного года. Воспитатели связываются с ро-
дителями и приглашают их на первую встречу. Тематика встреч определяется
на год. Для того, чтобы каждый родитель чувствовал свою принадлежность к
клубу, необходимо разработать традиции клуба. Например, выбрать песню,
которая будет звучать перед каждой встречей. В начале каждой встречи эффек-
тивным будет использование «круга приветствия», а затем обсуждение родите-
лями достижений своего ребенка. Ниже предлагается тематика встреч с роди-
телями в клубе «Наш малыш».
1. Знакомство с семьей будущего воспитанника
2. Возрастные особенности детей раннего дошкольного возраста
3. Как подготовить малыша к посещению детского сада
4. Значение режима для здоровья и правильного развития
5. Игры дома, улучшающие адаптацию ребенка к детскому саду.
6. Все о личной гигиене, закаливании и питании.
7. Вредные и полезные привычки малыша
8. Как можно избаловать ребенка.
9. Детские капризы и истерики.
10. Создание эмоционального благополучия в саду и дома.
11. Сенсорное воспитание как основа умственного воспитания.
12. Вот и стали мы на год взрослее: достижения детей.
Итоги работы клуба.
Таким образом, анализ практики оказания помощи семьям в адаптации де-
тей раннего возраста показывает, что большинство типичных проблем, связан-
ных с адаптацией может быть снято путем установления с родителями отно-
шений диалога и партнерства в рамках организации работы клуба «Наш ма-
лыш»
Отношение ребенка к школе формируется задолго до того как он в неё пой-
дет. И здесь важную роль играет семейная среда, с точки зрения эмоциональ-
ной поддержки взрослых. [14] Одной из целей, ради которой важно искать кон-
такт с родителями будущих первоклассников – это снижение эффекта стихий-
ности, сумбурности и нервозности семейной социализации ребенка в преддве-
рии его школьной жизни. Эффективно эта цель будет решаться при организа-
ции в детском саду клуба «Первоклассник». Основными задачами работы клу-
ба являются: обогащение воспитательного опыта родителей и повышение эф-
фекта семейной социализации дошкольников в преддверии школы с учетом
специфики воспитательного вклада семьи; накапливание всеми участниками
социального взаимодействия творческого потенциала и опыта диалога.
В работе клуба принимают участие специалисты детского сада, школы и
учреждений культуры. Членами клуба могут являться не только родители бу-
дущих выпускников-первоклассников, но и все заинтересованные родители.
Заседания желательно организовывать с чаепитием, что позволит создать эмо-
ционально-благоприятный психологический климат. Заседания клуба прово-
дятся один раз в месяц в течение учебного года. Заседания можно проводить
как на базе детского сада, так и в школе или детской библиотеке в зависимости
от тематики встречи. Примерная тематика встреч представлена ниже.
1. Самочувствие семьи на пороге школьной жизни ребенка.
2. Трудности подготовки к школе как фактор внутрисемейных проблем.
3. Внутренний мир ребенка
4. Виды готовности к школьному обучению
5. Игры дома с целью развития навыков саморегуляции у дошкольника
6. Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму
7. Развитие правильной речи – важное условие подготовки ребенка к школьно-
му обучению
8. Ребенок и сверстники
9. Воспитательный потенциал книги
10. Ребенок и компьютер
11. Наказание за или против
12. Формирование социально-активной позиции первоклассника.
Таким образом, организация деятельности клубов позволяет объединить
усилия образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обуче-
ния и развития ребенка, установлению обратной связи, уменьшить количество
конфликтных ситуаций, а так же оказать психологическую помощь и поддерж-
ку семье на важных этапах развития.
Заключение
На современном этапе в работе с родителями появился термин «включение
родителей» в деятельность дошкольного учреждения, т. е. их активное уча-
стие в работе детского сада.
Таким образом, активный курс на создание единого пространства развития
должны поддерживать как детский сад так и семья. Сотрудничество педагогов
и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных по-
зиций, помочь в развитии способностей ребенка, формирование ценностных
ориентаций.
Союз, взаимопонимание педагогов и родителей, их взаимное доверие воз-
можны только в том случае, если педагог исключает в работе с родителями ди-
дактизм, тактично подводит их к пониманию необходимости педагогических
знаний. Для максимальной эффективности сотрудничества необходимо стре-
миться к ведению равноправного диалога с семьями воспитанников становясь,
по словам А. У. Хараша «партнерами в собственном смысле слова, собеседни-
ками, связанными отношениями соавторства, взаимной поддержки и взаимо-
помощи».
Одной из эффективных форм взаимодействия является организация клу-
бов, что позволяет не только обогатить педагогические знания родителей и
оказать психологическую поддержку семье, но и сплотить два социальных
института – детский сад и семью в вопросах воспитания, обучения и развития
ребенка дошкольника.
Список литературы
1.
Арнаутова, Е. П. В гостях у директора: беседы с руководителем дошколь-
ного учреждения о сотрудничестве с семьей / Е. П. Арнаутова. – М.:
Линка-пресс, 2004. - 208 с.
2.
Белкина, Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ / Л. В.
Белкина. – Воронеж: «Учитель», 2004. – 236 с.
3.
Белоногова,
Т.
А.
Педагогические
знания
-
родителям
/
Т.
А.
Белоногова // Дошкольное воспитание. – 2003. - № 6. – С. 82 – 87
4.
Болотина, Л. Р. Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы / Л.
Р. Болотина, Н. В Микляева. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 144 с.
5.
Бубнова, С. Ю. Взаимодействие ДОУ и семьи на этапе подго-товки детей
к обучению в школе / С. Ю. Бубнова, В. А. Андриеш // Управление до-
школьным образовательным учреждением. – 2008. - № 1. – С. 8 – 12
6.
Гаспорян, Ю. А. Семья на пороге 21 века: социологические проблемы /
Ю. А. Гаспарян. - Санкт-Петербург: Феникс, 1999. – 182 с.
7.
Голод, С. И. Семья и брак: историко-социологический анализ / С. И. Го-
лод. - Санкт-Петербург: Феникс, 1998. – 182 с.
8.
Гребенников, И. В. Краткий словарь / И. В. Гребенников, Л. В. Ковинько.
– М.:Политиздат, 1990. – 329 с.
9.
Данилина, Т. А. Современные принципы взаимодействия ДОУ с семьей //
Т. А. Данилина // Дошкольное воспитание. – 2000. - № 1. – С. 41 – 48
10.
Доронова,
Т.
Н.
Взаимодействие
дошкольного
учреждения
с
родителями /Т. Н. Доронова. – Подольск: Подольская фабрика офсетной
печати, 2002. – 120 с.
11. Доронова, Т. Н. Детский сад и родители: проблемы взаимодействия /Т. Н.
Доронова//Обруч. – 2003. – № 2. – С. 3 - 6
12. Доронова, Т. Н. Дошкольные учреждение и семья – единое пространство
детского развития / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина. – М.:
ЛИНКА-ПРЕСС, 2001. – 224 с.
13. Елжова, Н. В. Система контроля и методическая работа в дошкольном об-
разовательном учреждении / Н. В. Елжова. – Ростов на Дону: Феникс,
2006. – 272 с.
14. Емельянова, М. Н. Ребенок идет в школу/ М. Н. Емельянова // Ребенок в
детском саду. – 2006. - № 5. – С. 21 – 24
15. Зверева, О. Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический ас-
пект / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 80 с.
16. Зверева, О. Л. Родительские собрания в ДОУ/ О. Л. Зверева, Т. В. Крото-
ва. - М.: Айрис-пресс, 2007. – 128 с.
17. Карпезина, И. А. Организация деятельности семейного клуба / И. А. Кар-
пезина, Л. Ю. Пахомова // Справочник старшего воспитателя дошкольно-
го учреждения. – 2007. - № 3. – С. 68 – 73
18. Козлова, А. В. Работа ДОУ с семьей: Методические рекмен-дации / А. В.
Козлова, Р. П. Дешеулина. – М.: ТЦ Сфера, 2007.– 112 с.
19. Кравцова, Е. Современная семья и её роль в развитии ре-бенка / Е. Крав-
цова // Дошкольное образование. – 2006. - № 17. – С. 7 – 20
20. Кравцова, Е. Современная семья и её роль в развитии ре-бенка / Е. Крав-
цова // Дошкольное образование. – 2006. - № 18. – С. 9 – 16
21. Кротова, Т. В. ДОУ и родители: пути сотрудничества / Т. В. Кротова //
Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2006. - № 4. –
С. 82 – 85
22. Кузнецова, Е. А. Единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ /
Е. А. Кузнецова // Управление дошкольным образовательным учреждени-
ем. – 2006. - № 4. – С. 76 - 82
23. Куликова, Е. А. Какой ты, завтрашний первоклассник? /
Е. А. Куликова // Обруч. – 2002. – № 2. – С. 3 – 5
24. Куликова, Е. А. Современный ребенок; семья плюс детский сад / Е. А. Ку-
ликова // Обруч. – 2008. – № 1. – С. 3 – 6
25. Миленко В. М. Учимся работать с родителями / В. М. Ми-ленко, Н. М.
Бутырина, Г. Д. Лысенко // Ребенок в детском саду. – 2005. - № 5. – С. 2 –
5
26. Мокан, Д. Детский сад и школа: преемственность в работе /Д. Мокан//Ре-
бенок в детском саду.–2004. - № 2. – С. 63 – 69
27. Нартова, Г. Н. Мы вместе / Г. Н. Нартова // Управление дошкольным об-
разовательным учреждением. – 2006. - № 4. – С. 94 -96
28. Пидручная, С. Н. Я. А. Коменский о роли родителей в воспитании детей /
С. Н. Пидручная//Управление дошкольным образовательным учреждени-
ем. – 2007. - № 5. – С. 108 – 113
29. Солодянкина, О. В. Сотрудничество дошкольного учрежде-ния с семьей /
О. В. Солодянкина. – М.: АРКТИ, 2004. – 80 с.