Организация образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО.
Автор: Литвинова Ирина Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ - детский сад №196 компенсирующего вида города Саратова Населённый пункт: город Саратов, Саратовская область Наименование материала: консультация Тема: Организация образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО. Раздел: дошкольное образование
в соответствии с ФГОС ДО.
Сегодня
в
обществе
идет
становление
новой
системы дошкольного
образования. Основополагающими документами нормативной правовой базы системы
дошкольного образования, обязательными для исполнения во всех типах и видах
образовательных
организаций,
ориентиром
развития
системы
дошкольного
образования являются:
• Конвенция ООН о правах ребенка
• Конституция Российской Федерации
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования
• « П о р я д о к
о р г а н и з а ц и и
и
о су щ е с т вл е н и я
о б р а з о в а т е л ь н о й
деятельности» » (утвержден приказом № 1014 от 30 августа, регистрация в
Минюсте 26 сентября 2013);
• Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации работы в дошкольных организациях.
Стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления
жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких
«стандартных» рамках.
Специфика
дошкольного
возраста
такова,
что
достижения
детей
дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и
навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих
психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее
значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в
том,
что
в
детском
саду
отсутствует
жесткая
предметность.
Развитие
ребенка
осуществляется
в
игре,
а
не
в
учебной
деятельности.
Стандарт
дошкольного
образования
отличается
от
стандарта
начального
образования
еще
и
тем,
что
к
дошкольному
образованию
не
предъявляются
жесткие
требования
к
результатам
освоения программы.
ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где
происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама
природа
дошкольника.
Ведущими
видами
детской
деятельности
станут:
игровая,
коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др.
Необходимо
отметить,
что
образовательная
деятельность
осуществляется
на
протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации. Это:
Совместная (партнерская) деятельность педагога с детьми:
Образовательная деятельность в режимных моментах;
Организованная образовательная деятельность;
Самостоятельная деятельность детей.
Образовательная деятельность осуществляется в различных видах деятельности и
охватывает
структурные
единицы,
представляющие
определенные
направления
развития и образования детей (образовательные области):
Социально-коммуникативное развитие;
Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Художественно-эстетическое развитие;
Физическое развитие.
Содержание образовательных областей может реализовываться в различных видах
деятельности:
В раннем возрасте (1год – 3 года) – предметная деятельность и игры с составными
динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами
(песок,
вода,
тесто
и
др.),
общение
со
взрослым
и
совместные
игры
со
сверстниками
под
руководством
взрослого,
самообслуживание
и
действия
с
бытовыми
предметами-орудиями
(ложка,
совок,
лопатка
и
пр.),
восприятие
смысла
музыки,
сказок,
стихов.
Рассматривание
картинок,
двигательная
активность;
Для детей дошкольного возраста (3 года – 8 лет) – ряд видов деятельности, таких
как игровая, включая сюжетно-ролевую игру. Игру с правилами и другие виды
игры,
коммуникативная
(общение
и
взаимодействие
со
взрослыми
и
сверстниками),
познавательно-исследовательская
(исследования
объектов
окружающего
мира
и
экспериментирования
с
ними),
а
также
восприятие
художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный
бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала,
включая
конструкторы,
модули,
бумагу,
природный
и
иной
материал,
изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и
понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические
движения,
игры
на
детских
музыкальных
инструментах)
и
двигательная
(овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Организованная образовательная деятельность представляет собой организацию
совместной деятельности педагога с детьми:
с одним ребенком;
с подгруппой детей;
с целой группой детей.
Выбор количества детей зависит от:
o
возрастных и индивидуальных особенностей детей;
o
вида деятельности (игровая, познавательно - исследовательская,
двигательная, продуктивная);
o
их интереса к данному занятию;
o
сложности материала;
Но необходимо помнить, что каждый ребенок должен получить одинаковые
стартовые возможности для обучения в школе.
Главная
особенность
организации
образовательной
деятельности
в
ДОУ
на
современном
этапе
- это
уход
от
учебной
деятельности
(занятий),
повышение
статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста;
включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной
деятельности, игровых, проблемно - обучающих ситуаций в рамках интеграции
образовательных областей.
Таким
образом,
«занятие»
как
специально
организованная
форма
учебной
деятельности
в
детском
саду
отменяется.
Занятием
должна
стать
интересная
для
детей, специально
организованная
воспитателем
специфическая
детская
деятельность,
подразумевающая
их
активность,
деловое
взаимодействие
и
общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире,
формирование определенных знаний, умений и навыков. Но процесс обучения
остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми. Между тем необходимо
понимать разницу между «старым» обучением и «новым».
Организованная образовательная деятельность
в виде учебной деятельности
через организацию детских видов
деятельности
1. Ребенок – объект формирующих
педагогических воздействий
взрослого человека. Взрослый –
главный. Он руководит и управляет
ребенком.
1. Ребенок и взрослый – оба субъекты
взаимодействия. Они равны по
значимости. Каждый в равной степени
ценен. Хотя взрослый, конечно, и
старше, и опытнее.
2. Активность взрослого выше, чем
активность ребенка, в том числе и
речевая (взрослый «много» говорит)
2. Активность ребенка по крайней мере
не меньше, чем активность взрослого
3. Основная деятельность – учебная.
Главный результат учебной
деятельности – решение какой-либо
учебной задачи, поставленной перед
детьми взрослым. Цель – знания,
умения и навыки детей. Активность
детей нужна для достижения этой
цели.
3. Основная деятельность – это так
называемые детские виды
деятельности.
Цель- подлинная активность
(деятельность) детей, а освоение
знаний, умений и навыков – побочный
эффект этой активности.
4. Основная модель организации
образовательного процесса –
учебная.
4. Основная модель организации
образовательного процесса –
совместная деятельность взрослого и
ребенка
5. Основная форма работы с детьми
- занятие.
5. Основные формы работы с детьми –
рассматривание, наблюдения, беседы,
разговоры, экспериментирование
исследования, коллекционирование,
чтение, реализация проектов,
мастерская и т.д
6. Применяются в основном так
называемые прямые методы
обучения (при частом
использовании опосредованных)
6. Применяются в основном так
называемые опосредованные методы
обучения (при частичном
использовании прямых)
7. Мотивы обучения на занятии, как
правило, не связаны с интересом
детей к самой учебной
деятельности. «Удерживает» детей
на занятии авторитет взрослого.
Именно поэтому педагогам
зачастую приходится «Украшать»
занятие наглядностью, игровыми
приемами, персонажами, чтобы
облечь учебный процесс в
привлекательную для дошкольников
форму. Но ведь «подлинная цель
взрослого вовсе не поиграть, а
использовать игрушку для
мотивации освоения
непривлекательных для детей
предметных знаний».
7. Мотивы обучения, осуществляемого
как организация детских видов
деятельности, связаны в первую
очередь с интересом детей к этим
видам деятельности
8. Все дети обязательно должны
присутствовать на занятии
8. Допускаются так называемые
свободные «вход» и «выход» детей, что
вовсе не предполагает провозглашения
анархии в детском саду. Уважая
ребенка, его состояние, настроение,
предпочтение и интересы, взрослый
обязан предоставить ему возможность
выбора – участвовать или не
участвовать вместе с другими детьми в
совместном деле, но при этом вправе
потребовать такого же уважения и к
участникам этого совместного дела.
9. Образовательный процесс в
значительной степени
регламентирован. Главное для
взрослого – двигаться по заранее
намеченному плану, программе.
Педагог часто опирается на
подготовленный конспект занятия, в
котором расписаны реплики и
вопросы взрослого, ответы детей
9. Образовательный процесс
предполагает внесение изменений
(корректив) в планы, программы с
учетом потребностей и интересов
детей, конспекты могут использоваться
частично, для заимствования
фактического материала (например,
интересных сведений о композиторах,
писателях, художниках и их
произведениях), отдельных методов и
приемов и др., но не как «готовый
образец» образовательного процесса.
Основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на
которые указывает Н.А.Короткова:
• включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
• добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без
психического и дисциплинарного принуждения);
• свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при
соответствии организации рабочего пространства);
• открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем
темпе).
Образовательная деятельность детей в режиме дня.
Помимо организованной образовательной деятельности воспитателем должны быть
запланирована и образовательная деятельность в режиме дня:
В утренние и вечерние часы
На прогулке
При проведении режимных моментов.
Цели образовательной деятельности в режиме дня:
Охрана здоровья и формирование основы культуры здоровья;
Формирование у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности и
предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира)
Освоение
первоначальных
представлений
социального
характера
и
включение детей в систему социальных отношений
Формирование у детей положительного отношения к труду.
Формы проведения образовательной деятельности в режиме дня:
Подвижные
игры
с
правилами
(в
том
числе
народные),
игровые
упражнения,
двигательные
паузы,
спортивные
пробежки,
соревнования
и
праздники,
физкультурные минутки;
Оздоровительные и закаливающие процедуры, здоровьесберегающие мероприятия,
тематические
беседы
и
рассказы,
компьютерные
презентации,
творческие
и
исследовательские проекты, упражнения по освоению культурно-гигиенических
навыков;
Анализ
проблемных
ситуаций,
игровые
ситуации
по
формированию
культуры
безопасности,
беседы,
рассказы,
практические
упражнения,
прогулки
по
экологической тропе;
Игровые
ситуации,
игры
с
правилами
(дидактические),
творческие
сюжетно-
ролевые, театрализованные, конструктивные;
Опыты
и
эксперименты,
дежурства,
труд
(в
рамках
практико-ориетированных
проектов), коллекционирование, моделирование, игры- драматизации,
Беседы,
речевые
ситуации,
составление
рассказывание
сказок,
пересказы,
отгадывание
загадок,
разучивание
потешек,
стихов,
песенок,
ситуативные
разговоры;
Слушание
исполнение
музыкальных
произведений,
музыкально-ритмические
движения, музыкальные игры и импровизации,
Вернисажи детского творчества, выставки изобразительного искусства, мастерские
детского творчества и др.
Самостоятельная деятельность детей.
По санитарно-эпидемиологическим требованиям к содержанию и организации работы
в дошкольных организациях на самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры,
подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно
отводиться не менее 3-4 часов.
Но это не значит, что ребенок должен быть предоставлен самому себе. Для
организации самостоятельной деятельности детей необходимо создать развивающую
предметно- пространственную среду и присмотр и уход за каждым ребенком.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
содержательно – насыщенной,
трансформируемой;
полифункциональной;
вариативной;
доступной;
безопасной.
1 ) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей
и содержанию Программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и
воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том
числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием,
инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов,
оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех
воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том
числе с песком и водой);двигательную активность, в том числе развитие крупной и
мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное
благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным
окружением;
возможность самовыражения детей.
Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно
предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной
и игровой деятельности с разными материалами.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений
предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в
том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3) Полифункциональность материалов предполагает:
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной
среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко
закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных
материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в
том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
4) Вариативность среды предполагает:
наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры,
конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр,
игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов,
стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую
активность детей.
5) Доступность среды предполагает:
доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется
образовательная деятельность;
свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями
здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все
основные виды детской активности;
исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие
всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их
использования.