Напоминание

Преподавание гитары для детей с ограниченными возможностями здоровья


Автор: Мацнев Максим Владимирович
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Коррекционная школа-интернат
Населённый пункт: п Удельная
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Преподавание гитары для детей с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: дополнительное образование





Назад




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа дополнительного музыкального образования по обучению детей игре на шестиструнной гитаре соответствует художественной
направленности
в системе дополнительного образования, предназначена для реализации в ГОУ СОШ Удельнинской школе-интернате VIII вида.
Новизна
программы связана с тем, что в процессе разработки содержания, форм и методов обучения, а также составления учебного репертуара учитывался контингент учащихся – детей с ограниченными возможностями здоровья и остав- шихся без попечения родителей. В программе учитывались особенности организа- ции образовательного процесса при обучении детей в условиях школы-интерната. В связи с этим, например, в первый год обучения значительно больше времени от- водится работе по формированию у детей навыков правильной посадки и поста- новки рук при игре на инструменте, которая дает ученику в дальнейшем обучении необходимую устойчивость, и обеим рукам не стесненную свободу действий.
Актуальность
программы. Обучение игре на гитаре существенно дополня- ет основную образовательную программу, реализуемую в рамках общеобразова- тельной школы. Гитара является наиболее доступным инструментом, широко распростра- ненным не только в профессиональной, но и в сфере бытового – домашнего – му- зицирования. Композиторами создан многочисленный репертуар жанров бар- довской, авторской, массовой песни. Приятный мягкий тембр, великолепно соче- тающийся с голосом, сделало инструмент популярным среди подростков и моло- дежи. Обучение игре на гитаре способствует самоопределению личности, создает условия самореализации в музыкальной деятельности в процессе сочинения соб- ственных песен, формирует современный уровень музыкальных знаний и испол- нительских умений. В процессе обучения формируется общая культура личности, что облегчает адаптацию к жизни в обществе и создает основу для осознанного выбора и освоения в дальнейшей жизни профессиональных музыкальных образо- вательных программ. Известно, что музыка способна оказывать терапевтический эффект. Музыко- терапия, как достаточно молодая отрасль науки, отличается ярко выраженным ин- теграционным характером, сочетающим достижения музыкознания, педагогики,
психологии и медицины. Именно музыка, с ее удивительным свойством регулиро- вать эмоциональное и душевное состояние человека, призвана преодолеть у ре- бенка ощущение дискомфорта, неуверенности, растерянности, боязни чего-либо. У детей с отклонениями и нарушениями физического и психического развития к занятиям музыкой наблюдается особое влечение, поскольку это образование свя- зано с положительными эмоциональными факторами, удовлетворением их жиз- ненных потребностей в условиях достаточно большого времени для досуга, так как детям не приходится выполнять бытовые обязанности.
Педагогическая целесообразность
программы в том, что обучение детей игре на гитаре в общеобразовательной школе находится за пределами определяю- щей ее статус основной образовательной программы. Программа предназначена для реализации в условиях школы-интерната, что повышает ее педагогическую целесообразность, так как учащиеся подобного типа образовательных учреждений особенно остро нуждаются в возможности получить разностороннее образование непосредственно в стенах основного учебного заве- дения.
Целью
программы является методическое обеспечение музыкального вос- питания, обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Содержание программы обучения на шестиструнной гитаре соответствует дости- жениям мировой музыкальной культуры, российским традициям исполнительства на гитаре, современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения – индивидуальности, доступности, преемственности музыкального ре- пертуара, результативности обучения. Программа нацелена на реализацию таких эффективных методов, как диф- ференцированное обучение, подготовка детей к участию в творческих конкурсов и фестивалях, использование текущего и итогового контроля и управления образова- тельным процессом на основе результатов мониторинга учебной деятельности де- тей.
Задачи
программы.  создать условия для музыкального развития личности ребенка, познакомить учащихся с творчеством лучших представителей жанра;
 развить мотивацию личности к овладению исполнительскими навыками и музыкальному творчеству, научить домашнему музицированию и пению под соб- ственный аккомпанемент для социальной адаптации и самореализации;  обеспечить эмоциональное благополучие ребенка в процессе изучения произведений выдающихся музыкантов;  способствовать целостности процесса умственного и духовного развития ре- бенка, в том числе при взаимодействии с семьей.
Отличительные особенности программы.
В типовых программах для детских музыкальных школ Т.Н. Овчинниковой («Гитара», утверждена Министерством культуры и искусства в 2010 г.) и Н.А. Ива- новой-Крамской («Шестиструнная гитара», утверждена Министерством культуры и искусства в 2011г.) основное внимание уделяется примерным репертуарным спискам для каждого года обучения в соответствии с изучаемыми музыкальными жанрами. В репертуарных списках представлены этюды, полифонические произ- ведения, сонаты, сюиты, партиты, вариации, пьесы. В типовых программах также даются краткие методические рекомендации по работе над основными музыкаль- ными жанрами и сроки проведения контрольных уроков и экзаменов. Настоящая программа, составленная в соответствии с примерными требова- ниями к программам дополнительного образования детей (утвержденная Мини- стерством образования науки России от 11.12.2006 г. № 06-1844), кроме обяза- тельных разделов типовых программ содержит учетно-тематический план, мето- дическое обеспечение образовательной программы – наглядно-визуальный мате- риал, методические рекомендации по работе с детьми коррекционных школ и др. Программа рассчитана на 5 лет. В нее включена как теоретическая, так и практическая подготовка учащихся, с значительным преобладанием практических занятий. Во время обучения дети знакомятся с лучшими образцами мирового ис- кусства, имеют возможность творческого самовыражения. Принимаются дети по желанию с 8 до 18 лет на основе проверки музыкального слуха, голоса, чувства ритма. Возможен прием в течение года. Занятия проходят один-два раза в неделю, продолжительность одного занятия 30 минут с 15-минутным перерывом. В течение каждого полугодия готовятся, организуются и проводятся различ- ные мероприятия на разные темы с элементами познавательного досуга – творче- ско-тематические вечера, академические концерты, музыкально-поэтические сало-
ны, встречи с интересными людьми, классные концерты. На них подводятся итоги реализации настоящей образовательной программы. Также предусмотрена систе- ма работы с родителями, общественностью, концертно-просветительская деятель- ность через организацию выступлений детей вне образовательного учреждения. На протяжении всех лет обучения предусмотрена планомерная и системати- ческая работа над важнейшими разделами музыкально-технического развития учащегося, в процессе которой формируется отношение к необходимости усвое- ния тех или иных технических приемов, ясное представление о художественной цели, которой они служат. Основными предпосылками для успешного развития ученика является вос- питание у него свободной и естественной посадки, правильной постановки рук, организация и освоение целесообразных игровых движений, обусловленных худо- жественно-техническими задачами. Все это должно быть предметом самого при- стального внимания и упорной, настойчивой работы педагога и учащегося. Постоянное внимание следует уделять качеству звукоизвлечения - важней- шему для гитариста средству музыкальной выразительности, а также правильным движениям пальцев правой руки. Нельзя не отметить важность свободного владе- ния позициями и навыком вибрации. К работе над вибрацией следует приступить, когда учащийся усвоит необходимые постановочные и двигательные навыки. При этом необходимо стремиться к формированию у него внутренней потребности к вибрации. Педагог должен привить ученику навыки использования грамотной, осмыс- ленной аппликатуры, наиболее полно раскрывающей художественное содержание произведения. Большое значение для музыкального развития имеет исполнение учеником произведений с аккомпанементом преподавателя. Это обогащает слуховые, музы- кальные представления учащегося, помогает укреплению и совершенствованию чувства ритма, заставляет добиваться согласованного ансамблевого звучания. Продвижение учащихся во многом зависит от правильной организации их домашних занятий, рационального использования времени, отведенного для рабо- ты дома. Развитие навыков самостоятельной работы у учащихся позволяет педаго- гу более плодотворно использовать время классных занятий, больше наблюдать за учеником, выявляя и развивая его индивидуально-психологические и физические особенности.
На первоначальном этапе возможно привлечение воспитателей ученика для контроля над домашней работой. Нельзя недооценивать значение профессиональ- ного, делового контакта с воспитателями учащихся на протяжении периода обуче- ния.
Ожидаемые результаты:
1-й год обучения: обучающийся должен читать ноты с листа в пределах 1й октавы, знать аккорды по буквам, ритмические длительности. Игра на одной стру- не путем чередования пальцев правой руки. 2-й год обучение – должен владеть постановочно-двигательными навыками, звукоизвлечением и ритмом, динамикой звучания, а также развитым музыкально- образным мышлением. 3-й год обучения – учащийся должен владеть сменой позиций и более слож- ным ритмом, техникой легато и баррэ, смешанным легато; освоить навык вибра- ции, прием апояндо. Игра простейшей крупной формы и игра в ансамбле. 4-й год обучения – учащийся должен освоить исполнительские навыки при более высоких требованиях к качеству звука и выразительности исполнения, сложные виды арпеджио, технику аккордовой игры, баррэ, вибрации и легато, ме- лизмы, искусственные флажолеты; владеть динамикой и сложным ритмом. 5-й год обучения – должен овладеть исполнительскими навыками самостоя- тельной работы над произведениями, освоить усложненные ритмические рисунки, технику чередования в различных видах арпеджио и гамм, сложные флажолеты, а также навыки игры в высоких позициях и чтения нот с листа.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образователь-

ной программы «Золотые струны гитары».
Успеваемость учащихся в игре на инструменте учитывается на различных выступлениях: отчетных концертах, контрольных уроках, а также на открытых концертах, конкурсах, прослушиваниях к ним. Хорошо подготовленным, а также профессионально ориентированным учащимся рекомендуется в течение учебного года выступить не менее трех раз на академических концертах с исполнением произведений различных жанров и форм. Количество произведений для исполне- ния не ограничивается. Участие в отборочных прослушиваниях, концертах, кон- курсах и подобных им мероприятих приравнивается к выступлению на академи- ческом концерте.
Проверка технической подготовки учащихся, умения читать ноты с листа, подбирать по слуху, транспонировать на доступном для учащегося уровне осуще- ствляется на контрольном уроке по окончанию каждого учебного года в присут- ствии комиссии педагогов. С 4 класса проводятся академические концерты, на ко- торых отмечаются достигнутые успехи и имеющиеся недостатки. Оценка на ака- демических концертах выставляется за: а) совершенствование технических навыков ученика, скорость их формирова- ния в процессе годовой работы; б) качество выступления на академических концертах, контрольных уроках по итогам обучения за каждый год; в) другие выступления ученика в течение учебного года. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № Перечень тем Первый год обучения Второй год обучения Третий год обучения Четвертый год обучения Пятый год обучения Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика 1 Музыкальная грамота (группой)
20

10

8

8

8
2 Изучение инструмента
20

20

20

10

15
3 Музыкально-образователь- ные беседы
9

9

6

6

6
4 Игра упражнений, произве- дений
12

20

17

27

17
5 Игра в ансамбле
5

8

11

11

14
6 Вокал (группой)
6

5

10

10

12
Всего по годам обучения
72

72

72

72

72

Итого

360
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Требования рассчитаны на пятилетний курс обучения. Для некоторых уча- щихся требования могут быть сокращены или упрощены соответственно их инди- видуальному уровню музыкального и технического развития. Тема 1. Музыкальная грамота 1 класс. Скрипичный ключ. Расположение нот на нотоносце. Нотная запись и чтение нот в первой и второй позициях. Качество звучания и ритм. Схема бук- венных обозначений аккордов. Размеры простые и сложные – 2/4, 3/4, 4/4. Такт, группировка нот в такте. Знаки повторения: реприза, вольта.
2 класс. Размеры 12/8, 9/8, 6/8. Синкопы. Освоение по схеме буквенных обозначений аккордов (До мажор, Ре мажор, ре минор, Ля мажор, ля минор, Ми мажор, ми минор, Фа мажор, Си мажор, Си бемоль мажор). 3 класс. Транспонирование мелодий в разные тональности. 4 класс. Ритмические рисунки, характерные для разных жанров (блюзовые ритмы, рок-ритмы, кантри-ритм, ритм рок-н-ролла и др.). 5 класс. Отклонения и модуляции в тональности диатонического родства. Тема 2. Изучение инструмента 1 класс. Обучение начинающих музыкантов играть в первой позиции на ги- таре не только сидя, но и стоя, для большей подвижности и эмоциональности. Знакомство с системой соответствия «нотоносец-гриф» и применять ее при изуче- нии нот. Подготовка инструмента к работе. Ознакомление с настройкой инструмента. Посадка. Правильное расположение рук. Фиксация рук в соответствии со схемой буквенных обозначений аккордов. Мажорные и минорные аккорды в первой пози- ции. Табулатура. Настройка гитары. Басовые ноты в аккорде. Различные приемы игры переборов на гитаре. В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 20-30 музыкальных произведений: народные песни, пьесы песенного и танцевального характера, этюды и ансамбли (с педагогом). 2 класс. Освоение легких пьес с элементами полифонии, несложных вариа- ций и гамм в одну-две октавы в первой позиции. Развитие начальных навыков смены позиций и чтения нот с листа. Элемен- тарные виды флажолетов. Подготовка к игре в ансамбле на простейшем материа- ле. Изучение гамм в пределах четырех первых позиций (
i-m
, тирандо). В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 12-20 различных произве- дений, включая ансамбли и этюды. 3 класс. Развитие техники баррэ. В течение учебного года необходимо прора- ботать с учеником 14-18 различных произведений, в том числе, 2-4 полифониче- ские пьесы, 1-2 произведения крупной формы, ансамбли и этюды на различные виды техники. Хроматическая гамма в первой позиции. Хорошо подготовленным и профессионально ориентированным учащимся рекомендуется изучение нетруд- ных мажорных гамм в аппликатуре А. Сеговии формулами i-m и m-a (тирандо и апояндо), а также упражнений для развития техники арпеджио и легато.
4 класс. Цель – развить у учащихся технические навыки и музыкальный кру- гозор путем изучения новых тональностей и аккордов в пределах третьей – пятой позиций. Флажолеты, бэнды (подтяжки). Форшлаги. Легато. Пул. Хаммер. Чтение нотных песенников. В течение учебного года следует проработать с учеником 13- 18 различных музыкальных произведений, в том числе 2-4 полифонические пье- сы, 1-2 произведения крупной формы, ансамбли и этюды. Двухоктавные минор- ные мелодические гаммы. Учащимся профессионально ориентированным предлагается включать в план не менее 4 полифонических пьес, 2 произведений крупной формы, 6 этюдов на различные виды техники, а также гаммы в аппликатуре А. Сеговии различными аппликатурными формулами правой руки. 5 класс. В течение учебного года следует проработать с учеником 14-18 раз- личных музыкальных произведений, в том числе 2-3 полифонических произведе- ния, 1-2 произведения крупной формы, 4-6 этюдов, ансамбли. Для учащихся ис- полнительских отделений и готовящихся к поступлению в среднее профессио- нальное учебное заведение необходимо освоение гамм в аппликатуре А. Сеговии дуолями, триолями, квартолями, различными аппликатурными формулами правой руки. Тема 3. Музыкально-образовательные беседы 1 класс. Средства музыкальной выразительности. Жанровое разнообразие музыки: жанры инструментальной миниатюры. Песни бардов. Современная эстрадная музыка. 2 класс. Жанровое разнообразие музыки: инструментальная музыка, круп- ные музыкальные формы – опера, балет, симфония. Исполнители классической музыки для гитары. Чтение с листа буквенных обозначений аккордов (гармоний). Игра и пение простых песен у микрофона. 3 класс. Знакомство с жанрами музыки: оперетта, мюзикл. Музыка во- кально-инструментальных ансамблей. Характерные исполнительские особенности бас-гитары, гитары-соло. 4 класс. Электронная музыка: история возникновения, становления и пер- спективы развития. Способы игры в разных позициях. Приемы игры на гитаре правой и левой рукой.
5 класс. Исполнительские особенности бразильской, американских гитар – блюз, кантри, рэг-тайм. Исполнители блюза. Известные вокально-инструменталь- ные ансамбли, приемы исполнения и стили. Тема 4. Игра упражнений 1 класс. Организация целесообразных игровых движений. Аппликатурные обозначения. Освоение приема тирандо. Игра большим пальцем правой руки по открытым басовым струнам и с привлечением левой руки в средних позициях (V- VII). Освоение основных видов арпеджио на открытых струнах и изучение четырехзвучных арпеджированных аккордов в первой позиции. Исполнение двой- ных нот и аккордов правой рукой. Восходящее и нисходящее легато. Игра на од- ной струне путем чередования пальцев правой руки. 2 класс. Классическая музыка для гитары. Упражнения для развития бегло- сти пальцев, техники легато и баррэ. Смешанное легато. Подготовка к исполне- нию мордента. Освоение навыка вибрации. Прием апояндо. Подготовка к изуче- нию крупной формы. 3 класс. Знакомство с грифом гитары в пределах четырех-девяти позиций. Техника арпеджио и легато. 4 класс. Развитие уверенности и беглости пальцев обеих рук. Сложные виды арпеджио. Совершенствование техники аккордовой игры, баррэ, вибрации и лега- то. Мелизмы. Закрепление навыков игры в позициях. Искусственные флажолеты. 5 класс. Усложнение ритмических задач. Работа над звукоизвлечением и бег- лостью пальцев правой руки, совершенствование техники их чередования в раз- личных видах арпеджио и гамм. Сложные флажолеты. Закрепление навыков игры в высоких позициях и чтения нот с листа. Импровизация в ладах пентатоники ма- жора и минора. Тема 5. Игра в ансамбле 1 класс. Слуховой анализ при совместном исполнении произведений. Разви- тие музыкально-слуховых представлений и музыкально-образного мышления. Вступление и окончание в исполняемом произведении. Соблюдение темповых обозначений на протяжении исполнения всего произведения. 2 класс. Слуховой контроль: тембральная окраска звука в ансамбле, работа над качеством звука в ансамбле. Атака звука. Стоп-тайм. Подголоски. Канон.
3 класс. Аранжировка (устная и письменная) в ансамблевой игре. Изучение партий в произведении – сольных, басовых, мелодико-ритмических. Работа над ансамблем и балансом звука. Игра в разных стилях (испанский, хэви-металл и др.). Работа с произведениями из нотно-песенных сборников. 4 класс. Применение сольных вставок ритмического характера на ритм-гита- ре. 5 класс. Игра в ансамбле с ударной установкой и другими инструментами. Тема 6. Вокал (группой) 1 класс. Основные принципы работы голосового аппарата – вибрация голосо- вых связок, резонанс. Охрана и профилактика голосового аппарата. Управление дыханием. Интенсивность звука (динамика). Физические ощущения певца во вре- мя пения, работа резонаторов (головной голос, средний и грудной). Пение высо- ких и низких нот. Переходные участки вокального диапазона. 2 класс. Воспитание уверенности в вокальном исполнении, развитие умения петь связным звуком (легато) в достаточно широком диапазоне, использование ди- намики звука. Пение в речевой позиции. Упражнения на развитие диапазона, за- крепление тембровой окраски звука. 3 класс. Вокализы и упражнения в разных музыкальных жанрах. Развитие ровности звучания на всем голосовом диапазоне. Владение разными видами дыха- ния. 4 класс. Формирование певческой кантилены
.
Овладение мягкой атакой звука. Закрепление навыка организации певческого дыхания в упражнениях, вокализах и произведениях. Сглаживание регистров в переходных зонах для образования тембрового единства и ровности голоса. Освоение приёмов выразительного пе- ния при исполнении песен разных жанров. 5 класс. Правила пения с микрофоном, свободного комфортного ощущения на сцене с микрофоном.
Примерные

исполнительские

программы

для

контроля

уровня

освоения

программы дополнительного образования
Помещаемые ниже примеры составления исполнительских программ для раз- личного рода контрольных прослушиваний, безусловно, не могут отразить весь спектр гитарного репертуара. Ограничив указанный выбор, в основном, классиче-
скими произведениями, не исключается возможность внесения в индивидуальный план учащихся сочинений современных отечественных и зарубежных композито- ров: В. Козлова, Н. Кошкина, П. Панина, И. Рехина, Л. Брауэра, К. Доменикони, Дж. Дюарта, Ж. 3енамона, Ф. Клейнжанса, Н.Леклерка и других авторов.
Первый класс

1.
Каркасси М. Вальс до мажор Иванов-Крамской А. Прелюдия ми минор Джулиани М. Этюд до мажор ор. 100, № 1
2.
Карулли Ф. Аллегретто ми минор Поврозняк Ю. Марш «Ходила младешенька», обр. В. Яшнева
3.
Неизвестный автор XVII в. Ария Каркасси М. Андантино ля минор Нейланд В. Галоп
4.
Кригер И. Бурре «Как по .морю», обр. А. Иванова-Крамского Таррега Ф. Этюд до мажор
5.
Молино Ф. Рондо до мажор Фортеа Д. Вальс ля минор Сор Ф. Этюд до мажор ор. 31

6.
Филипп И. Колыбельная Каркасси М. Аллегретто до мажор № 2 Мессоньер А. Немецкая песенка
Второй класс

1.
Паганини Н. Вальс Иванов-Крамской А. Танец Таррега Ф. Этюд ми минор
2.
Шуман Р. Военный марш Гречанинов А Мазурка Каркасси М. Аллегретто ре мажор
3.
Вайс С. Л. Менуэт «I шумить, i гуде», обр. А Иванова-Крамского Каркасси М. Вальс фа мажор
4.
«Чешская песенка», обр. Л. Шумеева де Визе Р. Менуэт Сагрерас Х. Этюд ре мажор
5.
Карулли Ф Ларгетто. Агуадо Д. Маленький вальс соль мажор. «Мазурка», обр. К. Сосиньского

6.
Циполи Д. Менуэт ре минор Мертц Й. Чардаш Агуадо Д. Этюд в форме мазурки
Третий класс

1.
Бах И. С. Менуэт ми минор Карулли Ф. Рондо соль мажор Таррега Ф. «Слеза» (прелюдия) «Пойду ль я, выйду ль я», обр. А. Иванова-Крамского
2.
Бах И. С. Менуэт соль мажор Паганини Н. Сонатина до мажор № 2 (для синьоры де Лукка) «Уж как пал туман», обр. М. Высотского Сор Ф. Этюд ля минор ор. 31, № 20
5.
Галилей В. Лютневая пьеса си минор Кост Н. Рондолетто Чайковский П. И. «В церкви» Каркасси М. Этюд ля минор ор. 60, № 7
4.
Гендель Г. Ф. Сарабанда ми минор Сор Ф. Аллегретто фа мажор «Сосница», обр. М. Александровой Джулиани М. Этюд ля минор ор. 100, № 11

3.
Санс Г. Эспаньолета и Руджеро Калатаюд Б. Гавот Рокамора М. Мазурка Каркасси М. Этюд ля мажор ор. 60, № 3
6.
Бах И. С. Полонез ля минор Роч П. Хабанера Чайковский П. И. Старинная французская песенка Карулли Ф. Этюд соль мажор
Четвертый класс

1.
Вайс С. Л. Фантазия Джулиани М. Сонатина до мажор op. 71, № 1, ч. 1. «Ох, болиm, что болит», обр. М. Высотского Сор Ф. Этюд си минор ор. 35, № 22
2.
Бах И. С. Бурре ми минор BWV 996 Паганини Н. Сонатина до мажор Лауро А. Негрито (венесуэльский вальс) Каркасси М. Этюд до мажор ор. 60, № 15
3.
Бах И. С. Сарабанда (и Дубль) си минор Иванов-Крамской А Вальс «Аргентинская народная мелодия» обр. М.-Л. Анидо Джулиани М. Этюд ми минор ор. 48, № 5

4.
Галилей В. Канцона и Гальярда Таррега Ф. «Аделита» (мазурка) Пернамбуко Ж. Звуки колокольчиков Каркасси М. Этюд ля мажор ор. 60, № 23
5.
де Визе Р. Пассакалья Кост Н. Рондо соль мажор Кардосо Х. Милонга Джулиани М. Этюд ми минор ор. 100, № 13
6.
Неизвестный автор. Жига ре мажор Каркасси М. Андантино ля мажор «Разжигаю я костер», обр. С. Орехова Таррега Ф. Этюд в форме менуэта
Пятый класс

1.
Бах И. С. Прелюдия ре мажор, BWV 1007. Паганини Н. Соната до мажор. Понсе М. «Звездочка». Дамас Т. - Таррега Ф. Этюд-скерцо ля мажор.
2.
Бах И. С. Прелюдия ре минор, BWV 999. Альберт Г. Соната ми минор, № 1, 1 ч. Лауро А. Венесуэльский вальс № 2. Каркасси М. Этюд ля мажор, ор. 60, № 9.

3.
Бах И. С. Гавот ми мажор, BWV 1012. Сор Ф. Рондо ре мажор. Лауро А. La negra (венесуэльский вальс). Джулиани М. Этюд ми мажор, ор. 48, № 9.
4.
Бах И. С. Бурре (и Дубль) си минор, BWV 1002. Альберт Г. Соната ми минор, № 1, III ч. (Рондо). Иванов-Крамской А. «Грезы». Каркасси М. Этюд ре мажор. op. 60, № 14.
5.
Санс Г. Канариос. Фулич С. Прелюд. Савио И. Музыкальная шкатулка. Каркасси М. Этюд ми минор, op. 60, № 19.
6.
Гендель Г. Ф. Сарабанда с вариациями. Скарлатти А. - Понсе М. Гавот. Абреу С. «Тико-тико» (самба). Каркасси М. Этюд до мажор, ор. 60, № 1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
1.
Приложение 1. История возникновения и развития гитары.
2.
Приложение 2. Краткие методические указания по игре на гитаре.
3.
Приложение 3. Устройство гитары.
4.
Приложение 4. Стандартная настройка.
5.
Приложение 5. Усиление звука.

6.
Приложение 6. Классификация гитар.
7.
Приложение 7. Техника игры на гитаре.
8.
Приложение 8. Нотная запись.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Учебные пособия 1. Агафошин П.С. Школа игры на шестиструнной гитаре. М., 2005. 2. Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре. М., 2000. 3. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. М., 2004 - 2012. 4. Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. М., 2007 - 2009. 5. Гитман А. Гитара и музыкальная грамота. М., 2012. 6. Гитман А. Начальное обучение на шестиструнной гитаре. М., 2012. 7. Гитман А. Донотный период в начальном обучении гитаристов. М., 2013. 8. Кирьянов Н. Искусство игры на шестиструнной гитаре. М., 2011. 9. Jirmal J. Škola hry na kytaru рrо začatečnikу. Praha, 2008. Сборники музыкальной литературы для гитары 1. Агуадо Д. Этюды для шестиструнной гитары / Ред. Х. Ортеги. М., 2009. 2. Барриос А. Произведения для шестиструнной гитары / Сост. В. Максименко. М., 2009. 3. Бах И.С. Сборник пьес для шестиструнной гитары / Сост. и обр. П. Исаков. М.- Л., 2014. 4. Брауэр Л. Произведения для шестиструнной гитары / Сост. В. Максименко. М., 2006. 5. Вила-Лобос Э. Прелюдии для шестиструнной гитары. Питер, 2002. 6. Вила-Лобос Э. Произведения для шестиструнной гитары / Сост. В. Максименко. М., 2004, 2008. 7. Восемь пьес для шестиструнной гитары / Аранж. А. Иванов-Крамской. СПб., 2006. 8. Иванов-Крамской А. Пьесы для шестиструнной гитары. СПб, 2007. 9. Из репертуара А. Иванова-Крамского: Произведения для шестиструнной гитары. / Сост. Н. Иванова-Крамская. М., 2003. 10.Карулли Ф. Избранные произведения для шестиструнной гитары / Сост. И. Поликарпов. М., 2002.
11.Классические этюды для шестиструнной гитары. Часть 1/ Сост. и ред. А. Гитман. М., 2007. 12.Концерт в музыкальной школе: Шестиструнная гитара. Вып. 1 / Сост. А. Гитман. М., 2001. 13.Концерт в музыкальной школе: Шестиструнная гитара. Вып. 2 / Сост. А. Гитман. М., 2002. 14.Морено-Торроба Ф. Произведения для шестиструнной гитары / Сост. Е. Ларичев. М., 2001, 2004. 15.От Ренессанса до наших дней: Для шестиструнной гитары. Вып. 1 / Сост. и ред. И. Пермяков. СПб, 2006. 16.От Ренессанса до наших дней: Для шестиструнной гитары. Вып. 2 / Сост. и ред. И. Пермяков. СПб, 2009. 17.От Ренессанса до наших дней: Для шестиструнной гитары. Вып. 3 / Сост. и ред. И. Пермяков. СПб, 2012. 18.Педагогический репертуар: Пьесы для шестиструнной гитары. Вып. l / Сост. Я. Ковалевская и Е. Рябоконь. СПб, 2000 19.Педагогический репертуар: Пьесы для шестиструнной гитары. Вып. 2 / Сост. Я. Ковалевская и Е. Рябоконь. СПб, 2001 20.Педагогический репертуар: Пьесы для шестиструнной гитары. Вып. 3 / Сост. Я. Ковалевская и Е. Рябоконь. СПб, 2007. 21.Педагогический репертуар: Сборник этюдов для шестиструнной гитары / Сост. Я. Ковалевская и Е. Рябоконь. СПб, 2003. 22.Педагогический репертуар гитариста. Вып. l. Для 4 класса ДМШ / Сост. А. Иванов-Крамской. М., 2006. 23.Педагогический репертуар гитариста. Вып. 2. Для 5 класса ДМШ / Сост. П. Вещицкий. М., 2007. 24.Педагогический репертуар гитариста. Вып. 5. / Сост. А. Иванов-Крамской. М., 2009. 25.Педагогический репертуар гитариста. Средние и старшие классы ДМШ: Пьесы и этюды для шестиструнной гитары. Вып. 1 / Сост. А. Гитман. М., 2009. 26.Пьесы для шестиструнной гитары. / Сост. К. Хрусталев. СПб, 2008.
27.Репертуар гитариста: Избранные пьесы для шестиструнной гитары. / Сост. П. Агафошин. Серия I-II. Альбомы 1-7. М., 2000, 2001. 28.Санс Г. Пять сюит / Ред. Х. Ортеги. М.,2009 29.Сборник избранных пьес для шестиструнной гитары / Под ред. П. Агафошина. М., 2012. 30.Сборник избранных пьес для шестиструнной гитары / Ред. П. Агафошин. СПб, 2009. 31.Сборник классических этюдов для шестиструнной гитары в 3-х частях / Сост. В. Яшнев. СПб, 2014, 2015. 32.Сборник легких пьес для шестиструнной гитары / Перелож. П. Агафошина. СПб, 2009. 33.Сборник пьес для шестиструнной гитары. Альбом 8 / Под ред. П. Агафошина. М., 2003. 34.Сборник пьес для шестиструнной гитары. Сост. Е. Рябоконь и И. Клименков. СПб, 2002. 35.Сор Ф. 20 этюдов для шестиструнной гитары. Сост. Я. Ковалевская и Е. Рябоконь. СПб, 2005. 36.Сор Ф. 20 этюдов для шестиструнной гитары. Ред. А. Сеговии. ГИД М., 2010. 37.Старинная музыка: Для шестиструнной гитары. Сост. И. Поликарпов. М., 2011. 38.Таррега Ф. Избранные произведения для шестиструнной гитары. Сост. Е. Ларичев. М., 2013. 39.Хрестоматия для шестиструнной гитары. вып. 1. Сост. П. Вещицкий. М., 2008. История гитары. Приложение №1. Происхождение. Тар — один из предшественников гитары. Самые ранние сохранившиеся свидетельства о струнных инструментах с ре- зонирующим корпусом и шейкой, предках современной гитары, относятся к III тысячелетию до н. э. Изображения киннора (шумеро-вавилонский струнный инструмент, упоминается в библейских сказаниях) найдены на глиняных барелье- фах при археологических раскопках в Месопотамии. В древнем Египте и Индии также были известны похожие инструменты: набла, нефер, цитра в Египте, вина и ситар в Индии. В древней Греции и Риме был популярен инструмент кифара.
Предшественники гитары имели продолговатый округлый пустотелый резо- нирующий корпус и длинную шейку с натянутыми на ней струнами. Корпус изго- тавливался цельным — из высушенной тыквы, панциря черепахи, либо выдолб- ленным из цельного куска дерева. В III-IV веках н. э. в Китае появляются инстру- менты жуань (или юань) и юэцинь, у которых деревянный корпус собирался из верхней и нижней деки и соединяющей их обечайки. В Европе это вызвало появ- ление латинской и мавританской гитар около VI века. Позже, в XV — XVI веках появился инструмент виуэла, также оказавший влияние на формирование конструкции современной гитары. Происхождение названия Слово «гитара» происходит от слияния двух слов: санскритского слова «сан- гита», что означает «музыка» и древнеперсидского «тар», означающего «струна». По другой версии, слово «гитара» происходит от санскритского слова «кутур», означающего «четырехструнный» (ср. сетар — трёхструнный). По мере распро- странения гитары из Средней Азии через Грецию в западную Европу слово «гита- ра» претерпевало изменения: «кифара (ϰιθάϱα)» в древней Греции, латинское «cithara», «guitarra» в Испании, «chitarra» в Италии, «guitare» во Франции, «guitar» в Англии и наконец, «гитара» в России. Впервые название «гитара» появилось в европейской средневековой литературе в XIII веке. Испанская гитара В средних веках основным центром развития гитары была Испания, куда ги- тара попала из древнего Рима (латинская гитара) и вместе с арабскими завоевате- лями (мавританская гитара). В XV веке получает распространение изобретённая в Испании гитара с 5 сдвоенными струнами (первая струна могла быть и одиноч- ной). Такие гитары получают название испанских гитар. К концу XVIII века ис- панская гитара в процессе эволюции приобретает 6 одиночных струн и немалый репертуар произведений, на формирование которого оказал значительное влияние живший в конце XVIII—начале XIX века итальянский композитор и гитарист-вир- туоз Мауро Джулиани. Русская гитара В России в конце XVIII начале XIX веков, становится популярным се- миструнный вариант испанской гитары, во многом благодаря деятельности жив- шего в то время талантливого композитора и гитариста-виртуоза Андрея Сихры, написавшего более тысячи произведений для этого инструмента, получившего на- звание «русская гитара». Также русская гитара становится популярной и в XXI веке. Классическая гитара В течение XVIII—XIX веков конструкция испанской гитары претерпевает значительные изменения, мастера экспериментируют с размером и формой корпу- са, креплением грифа, конструкцией колкового механизма и прочим. Наконец, в XIX веке испанский гитарный мастер Антонио Торрес придает гитаре современ- ные форму и размер. Гитары конструкции Торреса сегодня называют классически- ми. Наиболее известным гитаристом того времени является испанский композитор и гитарист Франсиско Таррега, заложивший основы классической техники игры на гитаре. В XX веке его дело продолжил испанский композитор, гитарист и педа- гог Андрес Сеговия.
Краткие методические указания по игре на гитаре. Приложение №2. В начале обучения учащийся должен получить от педагога ясное представле- ние о гитаре как сольном и ансамблевом инструменте. Необходимо также позна- комить ученика с важнейшими сведениями из истории возникновения и развития гитары, рассказать ему о лучших исполнителях на классической гитаре. Педагог должен дать учащемуся точное представление о назначении частей инструмента, раскрыть его звуковые и технические возможности. Посадка Посадка играющего на музыкальном инструменте является организующим исполнительским началом. Качество исполнения во многом зависит от собранно- сти, подтянутости, органичной слитности исполнителя с инструментом. При игре гитарист должен сидеть на передней половине устойчивого жестко- го стула без поручней, высота которого пропорциональна его росту. Левая нога стоит на подставке, бедро образует с плоскостью пола небольшой острый угол, ко- лено находится на воображаемой линии между левым плечом и ступней. Гитара кладется выемкой обечайки на левое бедро, грудь слегка касается нижней деки, корпус гитариста подается несколько вперед. Нос исполнителя и самая высокая точка корпуса гитары находятся на одной вертикальной линии, головка грифа рас- полагается на уровне нижней части головы гитариста, плечи сохраняют свое есте- ственное положение. Постановка правой руки Постановка правой руки - один из важнейших компонентов формирования ка- чества звучания. Это та основа, на которой строятся все движения пальцев. Правая рука отодвигается от туловища, чтобы позволить предплечью распо- ложиться на большом овале гитары. Руку надо чувствовать всю, от плечевого су- става, держа ее как бы на весу, хотя предплечье и касается корпуса гитары. Нельзя опираться на обечайку всем весом руки, ни предплечьем, ни локтевым сгибом. Кисть является как бы продолжением предплечья, она не висит свободно, а держится в нужном положении. Для ее удержания требуется необходимое и доста- точное напряжение. Запястье должно быть слегка выпуклым. В этом случае пясть располагается параллельно деке гитары, либо запястье находится чуть выше пяст- ных суставов относительно деки, но обязательно не ниже. Пальцы располагаются над правой половиной розетки. 3вукоизвлечение Работая над правильной постановкой правой руки, нельзя забывать, что сама по себе постановка - не цель, а необходимое средство для обеспечения рациональ- ной работы пальцев. Главной же задачей является формирование основ правиль- ного звукоизвлечения, культуры звука. Для получения полноценного, глубокого и плотного тона следует предвари- тельно оттягивать струну пальцем и только потом отпускать. Для этого необходим важный предшествующий этап: установка пальца на струну, своеобразное туше. Момент прикосновения к струне должен быть хорошо прочувствован, постепенно
занесен в мышечную память и доведен до автоматизма. Оттягивание струны производится всем пальцем целиком: от пястного сустава по направлению к передней деке и к соседней струне одновременно. Ладонь при этом располагается непосредственно над струнами, и палец скорее толкает струну, нежели тянет. В момент нажима на струну вторая фаланга большого пальца не должна прогибаться в суставе. Передние фаланги указательного, среднего и безымянного пальцев, напротив, немного упруго прогибаются. При этом струна естественно оттягивает- ся в направлении передней деки, и звук обладает более красивым, глубоким тем- бром. Большой палец касается струны одновременно ногтем и подушечкой. После звукоизвлечения возвращение пальца на струну для следующего звукоизвлечения осуществляется только пястным суставом. Нельзя тянуться к струне ногтевой фа- лангой, прогибая палец в суставе. В настоящее время профессиональная игра на гитаре может осуществляться только ногтевым способом, и учащийся с самого начала должен быть ориентиро- ван на это. В то же время, если у ученика ногти тонкие и хрупкие, то можно при- менять безногтевой способ. При описанной выше постановке правой руки в про- цессе извлечения звука одновременно участвуют и мякоть пальца, и ноготь: кон- чик пальца левой стороной нажимает на струну, подушечка проминается, струна касается ногтя, оттягивается и немного перемещается по кромке ногтя к точке схо- да. Приемы звукоизвлечения Существует два основных приема звукоизвлечения: тирандо и апояндо. Ти- рандо может быть исполнена любая фактура без исключения, поскольку траекто- рия движения коичика пальца при этом такова, что после звукоизвлечения палец не задевает соседнюю струну. Если движение кончика пальца направлено на соседнюю струну, то после звукоизвлечения палец прекращает движение, дотронувшись до этой струны. Та- кой прием называется апояндо. Апояндо - прием скорее художественный, колори- стический, придающий особую силу и красочность звучанию. Принципы работы пальцев и направление оттягивания струны при правильном выполнении обоих приемов отличаются друг от друга незначительно. Постановка левой руки Удобнее всего рука располагается на грифе, если пальцы стоят в V - VI пози- циях на третьей струне. Плечо должно быть свободно опущено, рука круто согну- та (без сжатия) в локтевом суставе, предплечье, запястье и пясть представляют со- бой единую линию, большой палец помещается на шейке грифа напротив первого пальца и направлен вверх. Локоть к туловищу прижимать нельзя. Кисть почти па- раллельна грифу, пальцы слегка наклонены влево. Такое положение пальцев в по- зиции на одной струне можно считать оптимальным. Мизинец, в зависимости от длины и физиологических особенностей, может стоять прямо или даже быть на- клоненным чуть вправо. На шестой струне наклон пальцев практически отсут- ствует, а по мере приближения к первой струне - увеличивается. С изменением комбинации пальцев на грифе положение руки может менять- ся, поэтому под постановкой левой руки следует понимать выбор наиболее удоб- ного положения кисти для каждого конкретного случая.
При игре на шестой струне кисть выносится вперед, а большой палец касает- ся обратной стороны грифа в нижней его части. Запястье получается более выпук- лым, а пальцы слегка выпрямляются. При перемещении к первой струне кисть втягивается под гриф, а большой палец перемещается к середине, или даже к верхней части обратной стороны грифа. Запястье становится более плоским, а пальцы круче сгибаются. Учет успеваемости Успеваемость учащихся в игре на инструменте учитывается на различных вы- ступлениях: отчетных концертах, контрольных уроках, а также на открытых кон- цертах, конкурсах, прослушиваниях к ним. Хорошо подготовленным, а также профессионально ориентированным уча- щимся рекомендуется в течение учебного года выступить не менее трех раз на ака- демических концертах с исполнением произведений различных жанров и форм. Количество произведений для исполнения не ограничивается. Участие в отборочных прослушиваниях, концертах, конкурсах и подобных им мероприятиях приравнивается к выступлению на академическом концерте. Проверка технической подготовки учащихся, умения читать ноты с листа, подбирать по слуху, транспонировать на доступном для учащегося уровне осуще- ствляется на одном-двух контрольных уроках в течение учебного года в присут- ствии других педагогов отдела. Контрольные уроки такого рода проводятся с 4 класса и оцениваются словесной характеристикой; при этом кратко отмечаются достигнутые успехи и имеющиеся недостатки. Оценка на академических концертах выставляется за одно (любое) выступле- ние ученика в году. При выведении итоговой оценки учитывается следующее: а) оценка годовой работы ученика, выведенная на основе его продвижения; б) оценка ученика за выступление на академическом концерте и переводном за- чете, а также результаты контрольных уроков; в) другие выступления ученика в течение учебного года. Устройство гитары. Приложение №3. Гитара представляет собой корпус с длинной плоской шейкой, называемой «гриф». Лицевая, рабочая сторона грифа — плоская либо слегка выпуклая. Вдоль нее натянуты струны, закрепленные одним концом на корпусе, другим на оконча- нии грифа, которое называется «голова» или «головка» грифа. На корпусе струны крепятся неподвижно посредством подставки, на головке грифа с помощью колкового механизма, позволяющего регулировать натяжение струн. Струна лежит на двух порожках, нижнем и верхнем, расстояние между ними, определяющее длину рабочей части струны, является мензурой гитары. Верхний порожек находится в верхней части грифа, около головки. Нижний устанавливается на подставке на корпусе гитары. В качестве нижнего порожка мо- гут использоваться т. н. «седла» — простые механизмы, позволяющие регулиро- вать длину каждой струны.
Лады Источником звука в гитаре являются колебания натянутых струн. Высота из- влекаемого звука определяется силой натяжения струны, длиной колеблющейся части и толщиной самой струны. Зависимость здесь такая — чем тоньше струна, чем короче и чем сильнее натянута — тем выше она звучит. Математическое опи- сание этой зависимости получено в 1626 году Мареном Мерсенном и носит назва- ние «Закон Мерсенна». Основной способ управления высотой звука при игре на гитаре — это изме- нение длины колеблющейся части струны. Гитарист прижимает струну к грифу, вызывая сокращение рабочей части струны и повышение издаваемого струной тона (рабочей частью струны в данном случае будет являться часть струны от нижнего порожка до пальца гитариста). Сокращение длины струны вдвое вызыва- ет повышение тона на октаву. В современной западной музыке используется равномерно темперирован- ный звукоряд. Для облегчения игры в таком звукоряде в гитаре используются т. н. «лады». Лад — это отрезок грифа с длиной, вызывающей повышение звука стру- ны на один полутон. На границе ладов в грифе укрепляются металлические ладо- вые порожки. При наличии ладовых порожков изменение длины струны и, соот- ветственно, высоты звука, становится возможным только дискретным образом. Расстояние от нижнего порожка до порожка n-го лада вычисляется по фор- муле где n — номер лада, а d — мензура гитары. Струны В современных гитарах используются металлические либо нейлоновые струны. Струны обозначаются номерами в порядке увеличения толщины струны (и понижения тона), самая тонкая струна имеет номер 1. В гитаре используется комплект струн — набор струн разной толщины, подобранных таким образом, чтобы при одном натяжении каждая струна давала звук определённой высоты. Струны устанавливаются на гитару в порядке толщи- ны — толстые струны, дающие более низкий звук — слева, тонкие — справа (см. рисунок выше). Для гитаристов-левшей порядок струн может меняться на обрат- ный. В настоящее время производится большое количество разновидностей
комплектов струн, различающихся по толщине, технологии изготовления, матери- алу, тембру звука, типу гитар и области применения. Стандартная настройка. Приложение №4. Соответствие номера струны и музыкального звука, издаваемой этой стру- ной, называется «строй гитары» (настройка гитары). Существует множество вари- антов строев, подходящих для разных типов гитар, разных жанров музыки и разных техник исполнения. Усиление звука. Приложение №5. Сама по себе колеблющаяся струна звучит очень тихо, что для музыкального инструмента непригодно. Для увеличения громкости в гитаре используются два подхода — акустический и электрический. При акустическом подходе корпус гитары конструируется в виде акустиче- ского резонатора, что позволяет достичь громкости сопоставимой с громкостью человеческого голоса. При электрическом подходе на корпусе гитары устанавливаются один или несколько звукоснимателей, электрический сигнал от которых затем усиливается и воспроизводится электронными средствами. Громкость звука гитары при этом ограничена только мощностью используемой аппаратуры. Возможен также смешанный подход, когда звукосниматель или микрофон применяются для электронного усиления звука акустической гитары. Кроме того гитара может применяться в качестве устройства ввода для синтезатора звука. Приблизительные характеристики Число ладов — от 19 (классика) до 27 (электро) Число струн — от 4 до 14 Мензура — от 0,5 м до 0,8 м Размеры 1,5 м × 0,5 м × 0,2 м Вес — от >1 (акустические) до ≈15 кг Классификация гитар. Приложение №6. Существующее в настоящее время большое количество разновидностей ги- тар может быть классифицировано по следующим признакам: По способу усиления звука:
Акустическая гитара — гитара, звучащая с помощью корпуса, изготовленно- го в виде акустического резонатора. Электрическая гитара — гитара, звучащая посредством электронного усиления и воспроизведения сигнала, снятого с колеблющихся струн звукоснимателем. Полуакустическая гитара — комбинация акустической и электрической ги- тары, когда в дополнение к полому акустическому корпусу в конструкции преду- смотрены звукосниматели. Электроакустическая гитара — акустическая гитара, в которой установлено электронное устройство для усиленного воспроизведения звука. Резонаторная гитара (резофоническая или резофоник гитара) — разновидность акустической гитары, в которой для увеличения громкости применяются встроен- ные в корпус металлические акустические резонаторы. Синтезаторная гитара (MIDI гитара) — гитара, предназначенная к использо- ванию в качестве устройства ввода для синтезатора звука. По конструкции корпуса: Классическая гитара — акустическая шестиструнная гитара конструкции Антонио Торреса (XIX век). Фолк-гитара — акустическая шестиструнная гитара, приспособленная к ис- пользованию металлических струн. Флэттоп — фолк-гитара с плоской верхней декой. Арктоп — акустическая или полуакустическая гитара с выпуклой передней декой и f-образными резонаторными отверстиями (эфами), расположеными по краям деки. В целом корпус такой гитары напоминает увеличенную скрипку. Раз- работана в 20-х годах XX века фирмой Gibson. Дредноут — фолк-гитара с увеличенным корпусом характерной «прямо- угольной» формы. Обладает повышенной по сравнению с классическим корпусом громкостью и преобладанием низкочастотных компонент в тембре. Разработана в 20-х годах XX века фирмой «Мартин». Джамбо — укрупненный вариант фолк-гитары, разработанный в 1937 году фирмой Gibson и ставший популярным среди кантри и рок гитаристов. Вестерн — акустическая или электроакустическая гитара, характерной чер- той таких гитар стал вырез под последними ладами, для того что бы максимально облегчить доступ к этим самым последним ладам. По диапазону: Обычная гитара — от ре(ми) большой октавы до до(ре) третьей октавы. Ис- пользование машинки (Floyd Rose) позволяет существенно расширить диапазон в обе стороны. Диапазон гитары составляет около 4х октав. Бас-гитара — гитара с низким диапазоном звучания, как правило на одну октаву ниже обычной гитары. Разработана фирмой «Фендер» в 50-х годах XX века. Тенор-гитара — четырехструнная гитара с укороченой мензурой, диапазо- ном и строем банджо. Баритон-гитара — гитара с более длинной мензурой, чем обычная, что поз- воляет настраивать ее на более низкое звучание. Изобретена компанией «Данэлек- тро» в 1950-х годах. По наличию ладов: Обычная гитара — гитара, имеющая лады и ладовые порожки, приспособ- ленная для игры в равномерно темперированом строе.
Безладовая гитара — гитара, не имеющая ладовых порожков. При этом ста- новится возможным извлечение звуков произвольной высоты из диапазона гита- ры, а также плавная смена высоты извлекаемого звука. Больше распространены безладовые бас-гитары. Слайдовая гитара (Слайд-гитара) — гитара, предназначенная для игры слайдом, в такой гитаре высота звука плавно изменяется с помощью специального приспособления — слайда, которым водят по струнам. По стране (месту) происхождения: Испанская гитара — акустическая шестиструнная гитара, появившаяся в Испании в XIII — XV веках. Русская гитара — акустическая семиструнная гитара, появившая в России в XVIII — XIX веках. Гавайская гитара — слайдовая гитара, функционирующая в «лежачем» по- ложении, то есть корпус гитары лежит плашмя на коленях гитариста или на спе- циальной подставке, гитарист при этом сидит на стуле или стоит рядом с гитарой как за столом. По жанру музыки: Классическая гитара — акустическая шестиструнная гитара конструкции Антонио Торреса (XIX век). Фолк-гитара — акустическая шестиструнная гитара, приспособленная к ис- пользованию металлических струн. Фламенко-гитара — классическая гитара, адаптированая к потребностям му- зыкального стиля фламенко, отличается более острым тембром звука. Джазовая гитара (оркестровая гитара) — устоявшееся название для аркто- пов фирмы «Гибсон» и их аналогов. Эти гитары обладают резким звуком, хорошо различимым в составе джазового оркестра, что предопределило их популярность у джазовых гитаристов 20-х — 30-х годов XX века. По роли в исполняемом произведении: Соло-гитара — гитара, предназначенная для исполнения мелодических со- лирующих партий, характеризуется более резким и разборчивым звуком отдель- ных нот. Ритм-гитара — гитара, предназначенная для исполнения ритмических пар- тий, характеризуется более плотным и равномерным тембром звука, особенно в области низких частот. По числу струн: Четырёхструнная гитара (4-струнная гитара) — гитара, имеющая четыре струны. В подавляющем большинстве случаев четырёхструнные гитары — это бас-гитары либо теноровые гитары. Шестиструнная гитара (6-струнная гитара) — гитара, имеющая шесть оди- ночных струн. Наиболее стандартная и распространённая разновидность гитар. Семиструнная гитара (7-струнная гитара) — гитара, имеющая семь одиноч- ных струн. Широко применялась в русской музыке XVIII—XIX веков. Двенадцатиструнная гитара (12-струнная гитара) — ритм-гитара с 6 сдвоенными струнами. На ней играют в основном профессиональные рок-музыканты, фолк- музыканты и барды. Прочие — существует большое количество менее распространенных проме- жуточных и гибридных форм гитар с увеличенным числом струн. Число струн мо- жет быть увеличено либо простым добавлением новых струн для расширения
диапазона гитары, либо удваиванием или даже утраиванием нескольких или всех струн для получения более полного тембра звука, либо совмещением в одном кор- пусе двух (а иногда и больше) грифов для удобства сольного исполнения некото- рых произведений. Прочее: Гитара До́ бро — резонаторная гитара, изобретенная в 1928 году братьями Допера. В настоящее время «Гитара Добро» является торговой маркой принадле- жащей фирме Гибсон. Укулеле — миниатюрная четырехструнная версия гитары, изобретенная в конце XIX века на Гавайских островах. Тэппинговая гитара (тэп-гитара) — гитара, предназначенная для игры способом звукоизвлечения тэппинг. Гитара Уорра — электрическая тэппинговая гитара, имеет корпус аналогич- ный обычной электрической гитаре, допускает также и другие способы звукоиз- влечения. Существуют варианты с 8, 12 или 14 струнами. Не имеет стандартной настройки. Стик Чапмена — электрическая тэппинговая гитара. Не имеет корпуса, до- пускает игру с двух концов. Имеет 10 или 12 струн. Теоретически возможно од- новременное извлечение до 10 нот (1 палец — 1 нота). Техника игры на гитаре. Приложение №7. При игре на гитаре гитарист зажимает пальцами левой руки струны на гри- фе, а пальцами правой извлекает звук одним из нескольких способов. Гитара при этом находится перед гитаристом (горизонтально или под углом, с грифом, подня- тым до 45 градусов) опираясь на колено либо висит на ремне, перекинутом через плечо. Гитаристы-левши переворачивают гитару грифом вправо, соответственно перетягивают струны и меняют функции рук — зажимают струны правой рукой, извлекают звук — левой. Далее названия рук приведены для гитариста-правши. Звукоизвлечение Основным способом звукоизвлечения на гитаре является щипок — гитарист зацепляет кончиком пальца или ногтем струну, слегка оттягивает и отпускает. При игре пальцами применяют две разновидности щипка: апояндо — с опорой на со- седнюю струну и тирандо — без опоры. Также гитарист может с небольшим усилием ударить сразу по всем или по нескольким соседним струнам. Этот способ звукоизвлечения называется расгеадо. Также распространено название «чёс». Щипок и удар могут исполнятся пальцами правой руки или же с помощью специального приспособления, называемого плектр (или медиатор). Плектр пред- ставляет собой небольшую плоскую пластину из твёрдого материала — кости, пластмассы или металла. Гитарист держит его в пальцах правой руки и защипыва- ет или ударяет им струны. Во многих современных стилях музыки широко применяется способ звуко- извлечения слэп. Для этого гитарист либо сильно ударяет большим пальцем по отдельной струне, либо подцепляет и отпускает струну. Эти приёмы называются
слэп (удар) и поп (подцеп) соответственно. Преимущественно слэп применяется при игре на бас-гитаре. В последние десятилетия активно развивается необычный прием игры, но- вый способ звукоизвлечения, когда струна начинает звучать от легких ударов пальцами рук между ладов на грифе. Такой способ звукоизвлечения называется тэппинг (при игре двумя руками - двуручный тэппинг) или TouchStyle. При игре тэппингом звукоизвлечение напоминает игру на фортепиано, при которой каждая рука исполняет свою собственную независимую партию. Левая рука Левой рукой гитарист обхватывает гриф снизу, опираясь большим пальцем на его тыльную сторону. Остальные пальцы используются для зажимания струн на рабочей поверхности грифа. Пальцы обозначаются и нумеруются следующим образом: 1 — указательный, 2 — средний, 3 — безымянный, 4 — мизинец. Поло- жение кисти руки относительно ладов называется «позиция» и обозначается рим- ской цифрой. Например если гитарист зажимает какую-либо струну 1-м пальцем на IV ладу, то говорят, что рука находится в IV позиции. Незажатая струна называ- ется «открытая». Струны зажимаются подушечками пальцев - таким образом, одним пальцем гитарист прижимает одну струну на определенном ладу. Если же указательный па- лец положить на гриф плашмя, то прижаты будут сразу несколько, или даже все струны на одном ладу. Этот весьма распространенный приём называется «баррэ». Различают большое баррэ (полное баррэ), когда палец прижимает все струны, и малое баррэ (полубаррэ), когда прижимается меньшее количество струн (вплоть до 2). Остальные пальцы во время постановки баррэ остаются свободными и мо- гут использоваться для зажатия струн на других ладах. Существуют также аккор- ды, в которых, помимо большого баррэ первым пальцем, необходимо взять на дру- гом ладу малое баррэ, для чего используется любой из свободных пальцев, в зави- симости от "удобоисполняемости" того или иного аккорда. Приёмы Кроме описаной выше основной техники игры на гитаре, существуют разно- образные приёмы широко применяемые гитаристами в разных стилях музыки. Арпеджио (перебор) — последовательное извлечение звуков аккорда. Ис- полняется путем последовательного защипывания разных струн одним или несколькими пальцами. Арпеджиато — очень быстрое, одним движением, последовательное извле- чение звуков, расположенных на разных струнах. Бенд (подтяжка) — повышение тона путем поперечного смещения струны по ладовому порожку. В зависимости от опыта гитариста и используемых струн этим приёмом можно повысить извлекаемую ноту на полтора-два тона. Простой бенд — струна сначала ударяется и затем подтягивается. Пребенд — струна сначала подтягивается и только потом ударяется. Обратный бенд — беззвучно подтягивается струна, ударяется и опускается к исходной ноте. Легатный бенд — удар по струне, подтяжка, затем струна опускается до ис- ходного тона. Бендовый форшлаг — удар по струне с одновременной подтяжкой. Унисонный бенд — извлекается ударом по двум струнам, затем нижняя нота дотягивается до высоты верхней. Обе ноты звучат одновременно.
Микробенд — не фиксированная по высоте подтяжка, примерно на 1/4 тона. Вибрато — периодическое незначительное изменение высоты извлекаемого звука. Исполняется с помощью колебаний кисти левой руки вдоль грифа, при этом изменяется сила нажатия на струну, а также сила ее натяжения и соответственно высота звука. Другой способ исполнить вибрато — последовательное периодиче- ское исполнение приёма «бенд» на небольшую высоту. На электрогитарах же, оснащенных «whammy bar» (тремоло-системами), для исполнения вибрато часто применяется рычаг. Глиссандо — плавный скользящий переход между нотами. На гитаре возможно между нотами, расположенными на одной струне, и исполняется перемещением руки из одной позиции в другую не отпуская пальца, прижимающего струну. Гольпе — перкуссионный приём, постукивание ногтем по деке акустической гитары, во время игры. Применяется в основном в музыке фламенко. Легато — слитное исполнение нот. На гитаре исполняется с помощью левой руки. Восходящее легато — уже звучащая струна зажимается резким и сильным движением пальца левой руки, звук при этом не успевает прекратиться. Распро- странено также английское наименование этого приема — хаммер, хаммер-он. Нисходящее легато — палец сдергивается со струны, слегка подцепляя ее при этом. Встречается также английское наименование — пул, пул-офф. Трель — быстрое чередование двух нот, исполняемых сочетанием приемов хам- мер и пул. Пиццикато — игра приглушенными звуками, когда правая ладонь кладется частью на подставку (мостик), частью на струны. Английское название этого ши- роко используемого современными гитаристами приема — мют (англ. mute — сурдинка). Пульгар — (исп. pulgar — большой палец) техника игры большим пальцем правой руки. Основной способ звукоизвлечения в музыке фламенко. Струна ударя- ется сначала боковой стороной мякоти и затем краем ногтя большого пальца. Свип — скольжение медиатором по приглушенным струнам вверх либо вниз, создавая скребущий звук перед основной нотой. Стаккато — Короткое отрывистое звучание нот. Исполняется способом ослабления нажима на струны пальцев левой руки, либо глушения струн правой, сразу же после взятие звука или аккорда. Тамбурин — ещё один перкуссионный приём, заключается в постукивании по струнам в районе подставки, пригоден для гитар с полым корпусом, акустиче- ских и полуакустических. Тремоло — очень быстрое многократное повторение щипка, без смены ноты. Флажолет — заглушение основной гармоники струны путем прикосновения к звучащей струне точно в месте, делящем ее на целое число частей. Различают натуральные флажолеты, исполняемые на открытой струне, и искусственные, ис- полняемые на зажатой струне. Существует еще и так называемый медиаторный флажолет, который образуется когда нота извлекается одновременно медиатором и мякотью большого или указательного пальцев, держащих медиатор. Гитарная нотация В гитаре большинство звуков из диапазона доступных могут быть извлече- ны несколькими способами. Например звук Ми первой октавы может быть взят на
1-й открытой струне, на 2-й струне на 5-м ладу, на 3-й струне на 9-м ладу, на 4-й струне на 14-м ладу, на 5-й струне на 19-м ладу и на 6-й струне на 24-м ладу (на 6- струнной гитаре с 24 ладами и стандартным строем). Это дает возможность одно и то же произведение сыграть несколькими способами, извлекая нужные звуки на разных струнах и зажимая струны разными пальцами. Расположение пальцев ги- тариста при игре произведения называется аппликатурой этого произведения. Раз- личные созвучия и аккорды тоже могут быть сыграны многими способами и тоже имеют разные аппликатуры. Нотная запись. Приложение№8. В современной музыкальной нотации при записи произведений для гитары применяется набор условных обозначений, позволяющий указать аппликатуру произведения. Так, струна, на которой рекомендуется исполнять звук, обозначает- ся номером струны в кружочке, позиция левой руки (лад) — римской цифрой, пальцы левой руки — цифрами от 1 до 4 (открытая струна - 0), пальцы правой руки — латинскими буквами p, i, m и a, а направление удара медиатором — знач- ками (вниз, т.е. от себя) и (вверх, т.е. к себе). Кроме того, при чтении нот следует помнить о том, что гитара является транспонирующим инструментом — произведения для гитары всегда записывают- ся на октаву выше, чем звучат. Так делается для того, чтобы избежать большого количества добавочных линий снизу. Табулатура Альтернативный способ записи произведений для гитары — табулатурная запись, или табулатура. В гитарной табулатуре записывается не высота, а позиция и стру- на каждого звука произведения. Также в табулатурной записи могут применяться обозначения пальцев, аналогичные используемым в нотной записи. Табулатурная запись может применяться в одиночку или совместно с нотной записью. Аппликатура Существуют графические изображения аппликатур, широко применяемые в процессе обучения игре на гитаре, также называемые «аппликатура». Подобная аппликатура представляет собой схематически изображенный фрагмент грифа ги- тары с обозначенными точками местами постановки пальцев левой руки. Пальцы
могут быть обозначены своими номерами, так же как и позиция фрагмента на гри- фе. Существует класс программных продуктов «вычислители гитарных аккор- дов» — это программы, которые для заданного аккорда могут вычислить и графи- чески показать все возможные аппликатуры. Аксессуары В процессе эксплуатации и исполнения вместе с гитарой могут применяться разнообразные аксессуары и приспособления, включая следующие: Кофр — мягкий или жесткий футляр для долговременного хранения и (или) переноски гитары. Вертушка — приспособление для быстрой смены струн, представляет собой удлинитель ручки колкового механизма. Подставка (стойка) — приспособление для надежной фиксации инструмента на полу либо стене, для кратковременного хранения. Каподастр — приспособление, позволяющее постоянно зажать все или несколько струн на одном ладу, облегчающее игру в некоторых тональностях или гитарных настройках. Гитарный ключ — инструмент для регулировки положения грифа классиче- ской гитары (который крепится к корпусу специальным регулировочным винтом). Анкерный ключ — шестигранный ключ для регулировки усилия анкерного стерж- ня, регулирующий прогиб грифа во многих современных гитарах. Съемный звукосниматель — вместе с акустической гитарой могут приме- няться специальные звукосниматели, не являющиеся частью конструкции гитары, а вставляющиеся в резонаторное отверстие. Инструментальный шнур — специально изготовленный экранированный электрический провод для передачи сигнала от электрогитары к гитарному усили- телю. Гитарный ремень — ремень из прочного материала (кожа или синтетика), позволяющий гитаристу удобно исполнять композиции стоя.


В раздел образования