Автор: Опенко Светлана Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №4 Населённый пункт: город Полярные Зори, Мурманская область Наименование материала: статья Тема: "Познавательное развитие в раннем возрасте" Раздел: дошкольное образование
Познавательное развитие в раннем возрасте.
Ранний возраст является ценным возрастным этапом в развитии ребенка
дошкольника.
Это
настоящий,
яркий,
самобытный,
неповторимый
отрезок
жизни ребенка. И
одним из важнейших в моей работе с
детьми раннего
возраста
является
развитие
их
познавательной
сферы,
так
как
в
период
дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира. Ребенок
познает мир, исследуя его и экспериментируя, манипулируя его предметным
содержанием, познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю.
Развитие
познания
осуществляется
при
помощи
развития
психических
процессов
(мышления,
воображения,
памяти),
а
так
же
познавательных
операций
и
познавательных
умений
(анализ,
синтез,
обобщение,
классификация). Для развития познавательных способностей детей я:
создаю условия, способствующие развитию познавательной сферы
ребенка;
развиваю
у
детей
любопытство
и
заинтересованность
ко
всему
происходящему и наблюдаемому в их окружении;
поощряю у детей проявление интереса к предметам окружающего
мира, называть вещи и типичные действия с предметами;
учу
замечать
целесообразность
и
целенаправленность
действий,
видеть простейшие причины и следствия собственных действий.
Свою работу по познавательному развитию у детей раннего возраста я
осуществляю по следующим направлениям:
1.
расширение кругозора каждого ребенка на базе ближайшего
окружения.
2.
создание
условий
для
развития
самостоятельности,
познавательности, активности в центрах.
3.
формирование
основ
познавательного,
бережного,
созидательного отношения к окружающему миру
Познавательная активность и предметная деятельность тесно связаны
между собой и представляют собой две стороны одного процесса. Именно в
них
развиваются
любознательность
ребенка,
которая
ст ановит ся
мотивационной основой познания.
Одним
из
главных
путей
развития
познавательной
мотивации
и
умственной
активности
ребёнка
в
раннем
возрасте
является детское
экспериментирование. Данный тип мышления ребёнка направлен на получение
неожиданных
эффектов
и
выявление
скрытых
от
непосредственного
наблюдения
свойств
и
связей
предметов.
В
процессе
свободного
экспериментирования ребёнок получает новую, порой неожиданную для него
информацию,
устанавливает
практические
связи
между
собственными
действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия.
Самостоятельное экспериментирование даёт ребенку возможность опробовать
разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться и скованности.
Поэтому свою работу осуществляю с опорой на зону ближайшего развития
(область
действий
и
задач,
которые
ребенок
не
может
выполнить
самостоятельно,
но
может
с
ним
справиться
при
помощи
поддержки
и
объяснений педагога).
Моя роль в этом процессе заключается не в том, чтобы показать правильный
способ
действия
или
руководить
действиями
ребёнка,
а
в
том,
чтобы
стимулировать его интерес к предметам, пробуждать его любознательность и
познавательную активность. Я предлагаю ребёнку специальных «интригующие»,
загадочные
предметы,
обладающие
скрытыми
свойствами.
Это
всевозможные
коробочки с секретом, игрушки с сюрпризными моментами, игровые центры и пр.
Широкие возможности для экспериментирования открывают действия с песком,
водой, красками, бумагой и т.д. Малыши с удовольствием переливают воду из
одной посудинки в другую, проверяют, тонут или плавают игрушки, пускают
кораблики.
Я
помогаю
им
разнообразить
игры
с
водой:
подкрашиваю
ее
пищевыми
красителями,
делаю
пену,
пускаю
мыльные
пузыри.
Можно
предложить пересыпать фасоль или горох из чашки в миску, насыпать ложкой в
чашку крупу. В процессе этих занятий они получают представление о том что,
такое «полный», «пустой», «много», «мало» и др.
С восприятия предметов и явлений начинается познание окружающего мира.
Такие формы познания как - запоминание, мышление, воображение - строятся на
основе
образов
восприятия,
являются
результатами
их
переработки.
Поэтому
нормальное
умственное
развитие
невозможно
без
опоры
на
полноценное
восприятие действительности.
Игры которые должны быть в арсенале педагога и которые можно
предложить малышам для экспериментирования.
Тряпичные игрушки.
Для совсем маленьких детей можно самим изготовить игрушки с секретом,
например
различные
по
форме
шарики
или
подушечки
(треугольные,
цилиндрические, квадратные и пр.) из тканей, различающихся фактурой и цветом.
Наполнителями послужат горох, манка, греча, песок, поролон, соль, крахмал,
бумага,
лоскутки
и
пр.
Внутрь
такой
подушечки
можно
положить
что-либо
издающее
звук-бубенчик,
шарик
от
погремушки,
колокольчик,
резиновую
пищалку
т.п.
Игрушки
такого
рода
открывают
богатые
возможности
для
экспериментирования Их можно трогать, сравнивать на ощупь, придавать им
разную форму и извлекать звуки.
Погремушки из бутылок.
Аналогичным образом можно изготовить игрушки для экспериментирования
из
небольших
пластиковых
бутылок,
чистых
и
сухих,
наполненных
разным
материалом:
мелкими
камешками,
горохом,
крахмалом,
манкой,
бумажными
конфетами, песком - и плотно закрытых крышками, чтобы малыш не мог их
открыть и высыпать содержимое. Получаются очень интересные погремушки,
издающие
неожиданные
звуки
и
разные
по
внешнему
виду
и
ве су.
Экспериментируя
с
ними,
ребенок
будет
сравнивать
звуки
и
скрытые
в
них
свойства. Так со временем он научится по звуку распознавать, что находится
внутри.
Игры с магнитом.
Неожиданную
противоречивую
ситуацию
создают
игры
с
магнитом.
Для
этого достаточноположить на листок бумаги или на стул мелкие металлические
предметы (монеты, скрепки, пуговки) и незаметно для детей двигать магнитом
под листком бумаги или стулом. Воспитатель, вместе с детьми выражаете крайнее
удивление
тем,
что
пуговки
и
монетки
вдруг
задвигались;
даете
потрогать
движущиеся
предметы
и
стареетесь
вызвать
любопытство
по
отношению
к
наблюдаемым явлениям. Секрет «фокуса» можно открыть через некоторое время
и дать малышам возможность повторить опыт.
Волшебный мешочек.
В
качестве
материала
потребуется
небольшой
мешочек
из
мягкой
непрозрачной ткани, затягиваемый шнуром или резинкой. Желательно, чтобы в
мешочке были собраны разные знакомые и незнакомые детям игрушки: шарик,
деревянный
грибок,
самолетик,
машинка
и
т.д.
Главное,
они
должны
быть
привлекательными по цвету и рисунку. Играть можно с небольшой группой (трое-
четверо детей). Воспитатель предлагает всем по очереди опустить руку в мешочек
и,
взяв
один
предмет,
на
ощупь
отгадать,
что
нашли.
Задача
-
поддержать
любопытство
группы.
Если
кто-то
называет
предмет,
но
не
правильно,
воспитатель, исправив, обращает внимание группы на особенности игрушки, дает
возможность детям подержать ее в руках.
Усложнение.
В последующем можно давать детям определенные поручения, например,
достать из мешочка куколку или чашку. Или постепенно дополнять содержимое
мешочка новыми и неопределенными на ощупь предметами – кусочком поролона,
мятой бумагой, палочкой и т.д. Или найти предмет с конкретными свойствами
(«Достань что-нибудь мягкое, твердое, круглое, маленькое»). После выполнения
поручения остальные дети, рассмотрев и ощупав найденную игрушку, проверяют,
правильно ли перечислены названные свойства.
Игры с водой.
Они
не
только
чрезвычайно
увлекательны,
но
и
очень
полезны:
дети
получают
возможность
устанавливать
физические
закономерности,
овладевать
представлениями об изменении вещества, познавать его свойства и возможности.
Разумеется, игры с водой проводятся не каждый день, поскольку требуется
специальное
оборудование:
большая
емкость,
наполненная
водой,
множество
мелких
предметов.
Во
время
игр
обязателен
комментарий:
педагог
обращает
внимание на то, как ведут себя в воде предметы из разных материалов, разного
размера и веса, с отверстиями и без.
Мыльные пузыри.
Одна из традиционных и любимых забав малышей – игры с мыльными
пузырями. Воспитатель показывает а) как дуть в трубочку, погруженную другим
концом в мыльный раствор, и как производить при этом обильную пену; б) как
пускать мыльные пузыри. Все это, во-первых, позволяет познавать свойства воды
и различных материалов; во-вторых, дети овладевают произвольным дыханием,
но естественной т увлекательной форме.
Игры с бумагой.
Много
новых
возможностей
открывают
перед
детьми
игры
с
обычной
бумагой, даже с комочками – снежками из тонкой бумаги. Уже не говоря о том, что
в нее можно завернуть разные игрушки, можно порвать на мелкие кусочки старую
ненужную бумагу и заполнить ею мисочки и кастрюльки. Из бумаги можно
«лепить»
скульптуры,
складывать
самолетики,
кораблики,
изготавливать
вертушки. Эта работа приносит огромное удовольствие малышам.