Напоминание

"Познавательное развитие в раннем возрасте"


Автор: Опенко Светлана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №4
Населённый пункт: город Полярные Зори, Мурманская область
Наименование материала: статья
Тема: "Познавательное развитие в раннем возрасте"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Познавательное развитие в раннем возрасте.
Ранний возраст является ценным возрастным этапом в развитии ребенка дошкольника. Это настоящий, яркий, самобытный, неповторимый отрезок жизни ребенка. И одним из важнейших в моей работе с детьми раннего возраста является развитие их познавательной сферы, так как в период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира. Ребенок познает мир, исследуя его и экспериментируя, манипулируя его предметным содержанием, познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю. Развитие познания осуществляется при помощи развития психических процессов (мышления, воображения, памяти), а так же познавательных операций и познавательных умений (анализ, синтез, обобщение, классификация). Для развития познавательных способностей детей я:  создаю условия, способствующие развитию познавательной сферы ребенка;  развиваю у детей любопытство и заинтересованность ко всему происходящему и наблюдаемому в их окружении;  поощряю у детей проявление интереса к предметам окружающего мира, называть вещи и типичные действия с предметами;  учу замечать целесообразность и целенаправленность действий, видеть простейшие причины и следствия собственных действий. Свою работу по познавательному развитию у детей раннего возраста я осуществляю по следующим направлениям: 1. расширение кругозора каждого ребенка на базе ближайшего окружения. 2. создание условий для развития самостоятельности, познавательности, активности в центрах. 3. формирование основ познавательного, бережного, созидательного отношения к окружающему миру Познавательная активность и предметная деятельность тесно связаны между собой и представляют собой две стороны одного процесса. Именно в них развиваются любознательность ребенка, которая ст ановит ся мотивационной основой познания. Одним из главных путей развития познавательной мотивации и умственной активности ребёнка в раннем возрасте является детское экспериментирование. Данный тип мышления ребёнка направлен на получение неожиданных эффектов и выявление скрытых от непосредственного наблюдения свойств и связей предметов. В процессе свободного экспериментирования ребёнок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия. Самостоятельное экспериментирование даёт ребенку возможность опробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться и скованности. Поэтому свою работу осуществляю с опорой на зону ближайшего развития (область действий и задач, которые ребенок не может выполнить
самостоятельно, но может с ним справиться при помощи поддержки и объяснений педагога). Моя роль в этом процессе заключается не в том, чтобы показать правильный способ действия или руководить действиями ребёнка, а в том, чтобы стимулировать его интерес к предметам, пробуждать его любознательность и познавательную активность. Я предлагаю ребёнку специальных «интригующие», загадочные предметы, обладающие скрытыми свойствами. Это всевозможные коробочки с секретом, игрушки с сюрпризными моментами, игровые центры и пр. Широкие возможности для экспериментирования открывают действия с песком, водой, красками, бумагой и т.д. Малыши с удовольствием переливают воду из одной посудинки в другую, проверяют, тонут или плавают игрушки, пускают кораблики. Я помогаю им разнообразить игры с водой: подкрашиваю ее пищевыми красителями, делаю пену, пускаю мыльные пузыри. Можно предложить пересыпать фасоль или горох из чашки в миску, насыпать ложкой в чашку крупу. В процессе этих занятий они получают представление о том что, такое «полный», «пустой», «много», «мало» и др. С восприятия предметов и явлений начинается познание окружающего мира. Такие формы познания как - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатами их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие действительности.
Игры которые должны быть в арсенале педагога и которые можно

предложить малышам для экспериментирования.

Тряпичные игрушки.
Для совсем маленьких детей можно самим изготовить игрушки с секретом, например различные по форме шарики или подушечки (треугольные, цилиндрические, квадратные и пр.) из тканей, различающихся фактурой и цветом. Наполнителями послужат горох, манка, греча, песок, поролон, соль, крахмал, бумага, лоскутки и пр. Внутрь такой подушечки можно положить что-либо издающее звук-бубенчик, шарик от погремушки, колокольчик, резиновую пищалку т.п. Игрушки такого рода открывают богатые возможности для экспериментирования Их можно трогать, сравнивать на ощупь, придавать им разную форму и извлекать звуки.
Погремушки из бутылок.
Аналогичным образом можно изготовить игрушки для экспериментирования из небольших пластиковых бутылок, чистых и сухих, наполненных разным материалом: мелкими камешками, горохом, крахмалом, манкой, бумажными конфетами, песком - и плотно закрытых крышками, чтобы малыш не мог их открыть и высыпать содержимое. Получаются очень интересные погремушки, издающие неожиданные звуки и разные по внешнему виду и ве су.
Экспериментируя с ними, ребенок будет сравнивать звуки и скрытые в них свойства. Так со временем он научится по звуку распознавать, что находится внутри.
Игры с магнитом.
Неожиданную противоречивую ситуацию создают игры с магнитом. Для этого достаточноположить на листок бумаги или на стул мелкие металлические предметы (монеты, скрепки, пуговки) и незаметно для детей двигать магнитом под листком бумаги или стулом. Воспитатель, вместе с детьми выражаете крайнее удивление тем, что пуговки и монетки вдруг задвигались; даете потрогать движущиеся предметы и стареетесь вызвать любопытство по отношению к наблюдаемым явлениям. Секрет «фокуса» можно открыть через некоторое время и дать малышам возможность повторить опыт.
Волшебный мешочек.
В качестве материала потребуется небольшой мешочек из мягкой непрозрачной ткани, затягиваемый шнуром или резинкой. Желательно, чтобы в мешочке были собраны разные знакомые и незнакомые детям игрушки: шарик, деревянный грибок, самолетик, машинка и т.д. Главное, они должны быть привлекательными по цвету и рисунку. Играть можно с небольшой группой (трое- четверо детей). Воспитатель предлагает всем по очереди опустить руку в мешочек и, взяв один предмет, на ощупь отгадать, что нашли. Задача - поддержать любопытство группы. Если кто-то называет предмет, но не правильно, воспитатель, исправив, обращает внимание группы на особенности игрушки, дает возможность детям подержать ее в руках.
Усложнение.
В последующем можно давать детям определенные поручения, например, достать из мешочка куколку или чашку. Или постепенно дополнять содержимое мешочка новыми и неопределенными на ощупь предметами – кусочком поролона, мятой бумагой, палочкой и т.д. Или найти предмет с конкретными свойствами («Достань что-нибудь мягкое, твердое, круглое, маленькое»). После выполнения поручения остальные дети, рассмотрев и ощупав найденную игрушку, проверяют, правильно ли перечислены названные свойства.
Игры с водой.
Они не только чрезвычайно увлекательны, но и очень полезны: дети получают возможность устанавливать физические закономерности, овладевать представлениями об изменении вещества, познавать его свойства и возможности. Разумеется, игры с водой проводятся не каждый день, поскольку требуется специальное оборудование: большая емкость, наполненная водой, множество мелких предметов. Во время игр обязателен комментарий: педагог обращает внимание на то, как ведут себя в воде предметы из разных материалов, разного размера и веса, с отверстиями и без.

Мыльные пузыри.
Одна из традиционных и любимых забав малышей – игры с мыльными пузырями. Воспитатель показывает а) как дуть в трубочку, погруженную другим концом в мыльный раствор, и как производить при этом обильную пену; б) как пускать мыльные пузыри. Все это, во-первых, позволяет познавать свойства воды и различных материалов; во-вторых, дети овладевают произвольным дыханием, но естественной т увлекательной форме.
Игры с бумагой.
Много новых возможностей открывают перед детьми игры с обычной бумагой, даже с комочками – снежками из тонкой бумаги. Уже не говоря о том, что в нее можно завернуть разные игрушки, можно порвать на мелкие кусочки старую ненужную бумагу и заполнить ею мисочки и кастрюльки. Из бумаги можно «лепить» скульптуры, складывать самолетики, кораблики, изготавливать вертушки. Эта работа приносит огромное удовольствие малышам.


В раздел образования