Напоминание

О дистанционной поддержке производственной практики студентов Смоленского государственного училища олимпийского резерва


Автор: Борисенкова Лилия Ивановна
Должность: методист
Учебное заведение: ФГБУ ПОО "Смоленское государственное училище (техникум) олимпийского резерва"
Населённый пункт: г.Смоленск
Наименование материала: статья
Тема: О дистанционной поддержке производственной практики студентов Смоленского государственного училища олимпийского резерва
Раздел: среднее профессиональное





Назад





О дистанционной поддержке производственной практики студентов

Смоленского государственного училища олимпийского резерва
Л.И.Борисенкова, методист ФГБУ ПОО «Смоленское государственное училище (техникум) олимпийского резерва» В настоящее время происходит глобальное развитие общества, его информатизация и компьютеризация. В связи с этим современному педагогу предъявляются новые требования, в соответствии с которыми необходимо совершенствовать всю систему профессиональной подготовки. На сегодняшний день в образовательных учреждениях с р ед н е го профессионального образования происходят изменения образовательного процесса не только на учебных занятиях, но и при организации производственной практики студентов. Практика в образовательных учреждениях разных видов и других организациях, которые соответствуют необходимым условиям для организации и проведения производственной практики нацелена на профессиональное и личностное развитие будущих педагогов по физической культуре и спорту, а также подготовку студентов к самостоятельной профессиональной педагогической деятельности. Характерная особенность системы училищ олимпийского резерва – подготовка спортсменов высокого класса и специалистов по физической культуре и спорту. Формируемые по теоретическим и спортивно- педагогическим дисциплинам общетеоретические и методические знания – залог будущей профессиональной деятельности. Производственная практика является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности СПО 49.02.01 Физическая культура и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно-ориентированных на профессионально- практическую подготовку обучающихся. В ходе производственной практики закрепляются теоретические знания, полученные студентами в училище, формируются умения определять и решать конкретные педагогические задачи, выполнять функции педагога по ФК и С, осуществлять текущее и перспективное планирование, подбирать средства и методы обучения, планировать учебный и тренировочный процессы; а также вырабатывается творческий подход к педагогической деятельности. В процессе производственной практики происходит овладение п е р в о н ач а л ь н ы м п р о ф е с с и о н а л ь н о - п ед а го г и ч е с к и м о п ы т о м . Производственная практика является комплексным процессом, в котором студенты выполняют виды деятельности, определяемые их специализацией.
В комплексе с учебными дисциплинами практическая деятельность студентов способствует определению направлений и перспектив профессионального роста в будущем, укреплению адекватной профессиональной самооценки. Руководство практикой осуществляется преподавателями, методистами училища, тренерами спортивных школ. Руководители производственной практики управляют профессиональной деятельностью будущих педагогов по ФК и С в организации образовательного и учебно-тренировочного процесса, оказывают методическую поддержку и указывают возможные пути разрешения возникших проблем. При возникновении проблемных ситуаций студенты-спортсмены, выезжающие на учебно-тренировочные сборы в населенные пункты, отдаленные от училища, где также находятся базы прохождения практик, не всегда могут получить мгновенную методическую помощь или консультацию методиста или руководителя производственной практики. Проблемы усугубляются информационной изоляцией субъектов практики (студентов, методистов, руководителей практики). Преодолеть информационную изоляцию и решить некоторые вопросы в оперативном режиме возможно с помощью выстроенной системы дистанционной поддержки производственной практики, осуществляемой с помощью современных информационно-коммуникационных технологий. Считается, что первая попытка создания дистанционной формы образования была предпринята чешским епископом и писателем Яном Коменским более 350 лет назад, когда он ввел в широкую образовательную практику иллюстрированные учебники. Он также создал базу для использования системного подхода в образовании, написав свою «Великую дидактику» (1633–1638 гг.). Ряд исследователей считают е го родоначальником дистанционного образования. В XIX веке Исааком Питманом создана первая система дистанционного образования, которую он назвал «корреспондентское обучение». Обучающийся по такой системе мог посылать учителю свои письменные работы, получать по почте комментарии преподавателя и учебные материалы. Эти изменения произошли благодаря информационным технологиям, которые выразились в появлении регулярной почтовой связи. Такой способ обучения удобен для тех, кто жил вдали от крупных городов и не мог обучаться в обычных заведениях. В СССР на этой основе было организовано заочное обучение. Перспективным направлением, открывающим новые возможности, является использование форм организации обучения, основанных на применении в учебном процессе элементов дистанционного обучения на
основе системы Moodle. Использование среды электронного обучения Moodle позволяет расширить возможности образовательного процесса как в плане увеличения возможностей организации самостоятельной работы студентов, так и использования системы при поддержке прохождения производственной практики студентами. В Смоленском государственном училище олимпийского резерва в организацию учебного процесса по освоению программы подготовки специалистов среднего звена, наряду с традиционными формами обучения, включены элементы дистанционных образовательных технологий. Для их организации используется международная система дистанционного обучения «Moodle», позволяющая осваивать программный материал студентам. Слово “Moodle” - это аббревиатура слов “Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment”. В русскоязычной среде употребляются также названия “Мудл” и “Моодус” (Модульная объектно-ориентированная динамическая управляющая среда). Moodle предлагает широкий спектр возможностей для полноценной поддержки процесса обучения в дистанционной среде - разнообразные способы представления учебного материала, проверка знаний и контроля успеваемости. Всем студентам присваиваются и выдаются индивидуальные логины и пароли для авторизации на сайте дистанционного обучения. Студенты находящиеся в период обучения на учебно- тренировочных сборах или соревнованиях, самостоятельно работают над учебным материалом. Электронный образовательный ресурс сайта дистанционного обучения включает в себя контент по производственной практике, который включает в себя нормативные документы, регламентирующие порядок проведения практики студентов, положение о проведении практики, полезную информацию для подготовки и проведения учебных и тренировочных занятий, образцы отчетных документов, перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы. На данном ресурсе каждый студент может найти подробную информацию по составлению отчетной документации по прохождению производственной практики, ведению дневника практики. Руководитель практики может в любое время оказать помощь в выборе необходимых ресурсов, дать рекомендации для работы с сетевыми образовательными ресурсами, если это необходимо. Организация интерактивного взаимодействия с у бъ е к т о в производственной практики нацелена на создание условий для коммуникации руководителей практики и студентов между собой. Система дистанционной поддержки производственной практики позволяет преодолеть информационную изоляцию и организовать
интерактивное взаимодействие между субъектами практики. Студенты вовремя получают информацию по организации и проведению мероприятий, учебных и тренировочных занятий и обеспечиваются своевременной поддержкой руководителей. Таким образом, система дистанционной поддержки производственной практики позволяет раскрыть содержание производственной практики, осуществить решение задач, стоящих перед субъектами производственной практики и организовать их активное взаимодействие. Использование современных форм и методов в учебном процессе, в частности, элементов дистанционного обучения, позволяет успешно выполнять задачи, поставленные перед училищами олимпийского резерва – подготовка высококвалифицированных спортсменов и специалистов в области физической культуры и спорта , обладающих не только определенной суммой знаний, но и профессиональными компетенциями, что позволяет быть конкурентоспособными на рынке труда. Использованная литература. 1. Новикова Н.Н., Шулепова У.Н. О системе виртуальной поддержки педагогической практики.// Научный журнал «Дистанционное и виртуальное обучение». 2015, № 9. 2. Гусева С.Г. Виртуальное сопровождение педагогической практики: Материалы Международной научно-практической конференции «Информационная среда вуза XXI века». Сентябрь 2009 г 3. Жиркова З.С. Педагогическая практика студентов – подготовка к основным видам профессиональной деятельности// Научный журнал «Фундаментальные исследования». 2012. № 6-12


В раздел образования