Напоминание

урок по теме "Простые механизмы"


Автор: Персианинова Елена Юрьевна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МАОУ СОШ №3
Населённый пункт: г.Новый Уренгой
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: урок по теме "Простые механизмы"
Раздел: среднее образование





Назад




Урок «Простые механизмы» 7 класс Цели:
образовательная
 проверить усвоение учащимися знаний о простых механизмах;  определить основные характеристики простых механизмов.
развивающая
 продолжать формирование умений определять основные характеристики простых механизмов;  продолжать работу по формированию умений наблюдать, анализировать, делать выводы;  развивать интерес учащихся к физике, используя исторический материал.
воспитательная
 содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира;  воспитывать интерес к истории развития физики. Задачи урока: 1
. Образовательные
- повторить понятие «простые механизмы» и «рычаг»; - знать виды простых механизмов, условия равновесия рычага; - знать отличие рычага от других простых механизмов; продолжить активизацию познавательного интереса школьников на уроках физики через использование информационных технологий, технологий проблемного обучения и экспериментальных заданий. 2.
Развивающие
-развивать навыки обучающихся самостоятельно решать экспериментальные задачи; - формирование мотивации постановкой познавательных задач, раскрытием связи опыта и теории; - формирование умения решать поставленную проблему, анализировать факты при наблюдении явлений.
3. Воспитывающие
- показать значение опытных фактов и эксперимента в жизни человека. - показать связь физики с окружающим миром.

Тип урока
: комбинированный
Методы и приемы работы, формы:
беседа, эксперимент, работа в парах, самоконтроль, фронтальная и индивидуальная формы работы
Оборудование
: линейка, ручка, монетки.
ТСО
: компьютер, мультимедийный проектор
Структура урока:
1. Организационный момент. 2. Актуализация опорных знаний. 3. Определение целей урока. 4. Повторение изученного материала 5. Рефлексия. 6. Итоги урока. 7. Домашнее задание. Этап урока Вре- мя про- ве- де- ния Цели и задачи учителя, учащихся, методы Деятельность учителя Деятельность учени- ков Демонстрация (на доске, на экране) 1. Орга- низаци- онный момент (мотива- ция к учебной деятель- ности). 3 мин Цель этапа для учителя: способ- ствовать подготовке учащихся к продуктивной работе. Задачи: - создать положительный эмоци- ональный настрой; - организовать внимание обучаю- щихся; - помочь принять правильную ра- бочую позу; - проверить подготовленность учащихся к уроку; - настроить на активную и про- дуктивную работу на уроке. -Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы заглянем в мир механики, будем учить- ся анализировать и оценивать свою работу. Но прежде выполним ряд заданий, которые помогут раскрыть таинственную дверь шире и показать всю красоту науки меха- ники. Сегодня на вашем рабочем месте должен быть учебник, тетрадь, ручка, ка- рандаш, линейка. Прошу вас сесть правильно. Настройтесь на активную работу на уроке. Готовы? На- строились? Прекрасно! А теперь давайте приступим к работе. Вокруг нас в природе живут настоящие Настраиваются на урок, включаются в активную работу.
Цель этапа для учащихся: готов- ность к уроку и быстрое включе- ние класса в деловой ритм. Задачи: позитивный и эмоцио- нальный настрой на урок. Методы: словесные. Результат этапа: полная готов- ность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм. богатыри. Например, обыкновенный муравей. Этот силач обладает огромной силой и способен поднять груз в 70 раз тяжелее самого себя. Люди такими возможностями не обладают. Но человек – существо разумное. Именно разум всегда давал ему возможность создавать ухищрения, делавшие его сильнее или быстрее. Были созданы различные простые приспособления, увеличивающие силу человека. Сегодня мы с вами совершим путешествие на экспрессе в страну знаний. Как вы думаете, о какой стране идет речь? Цель нашего путешествия закрепить зна- ния по теме «Простые механизмы» в про- цессе решения заданий У вас на рабочем столе находятся марш- рутные листы, где вы учиться сравнивать, анализировать и оценивать свою работу. Высказывают свои версии. «Простые механиз- мы» «Экспресс в сртану знаний «Простые механизмы» 2. Акту- ализа- ция зна- ний и создание затруд- нения. 35 мин Цель этапа для учителя: способ- ствовать созданию условий для выявления опорных знаний по теме «Простые механизмы»; со- зданию проблемной ситуации (мотивация) для подведения к теме урока, определения целей изученного материала. Задачи: - актуализировать опорные зна- Первая наша станция «Блиц – опрос» рабо- таем устно
1.Что называют простыми механизма-

ми?

2. Какие простые механизмы вы знаете?

3. Что собой представляет рычаг?

4. Что такое блок?

5.Какой выигрыш в силе дает подвиж-

ный блок?

6. Для каких целей применяется непо-
Отвечают на постав- ленные вопросы.
Приспособления, слу-

жащие для преоб-

разования силы.

Рычаг, блок, ворот,

наклонная плос-

кость, клин и винт.

1.Что называют простыми ме-

ханизмами?

2. Какие простые механизмы

вы знаете?

3. Что собой представляет

рычаг?

4. Что такое блок?

5.Какой выигрыш в силе дает

ния учащихся, полученные ранее по теме «Простые механизмы», необходимые для закрепления изученного материала; - создать проблемную ситуацию для привлечения внимания и вы- зова интереса к изучению темы; - сформировать познавательные мотивы; - при необходимости корректиро- вать ответы, предположения уча- щихся; - мотивировать учащихся к даль- нейшей работе на уроке. Цель этапа для учащихся: пока- зать глубину знаний по теме «Простые механизмы»; сформу- лировать тему и цель урока. Задачи: - активно отвечать на постав- ленные вопросы, показать глуби- ну знаний по изученному мате- риалу по теме «Простые меха- низмы»; - пытаться решить поставленную учителем проблему (затрудне- ние), высказывая свои предполо- жения; - организовать и направить к цели познавательную деятель- ность учащихся; - создать условия для учащихся, способствующих их активной самостоятельной работе по при- обретению знаний по теме
движный блок?

7.Какой выигрыш дает в силе наклон-

ная плоскость?

8. Правило равновесия рычага?
Вторая наша станция «Веришь не веришь» заполняем маршрутный лист всего можно набрать 8 баллов 1.В большинстве случаев простые меха- низмы применяют для того, чтобы полу- чить выигрыш в силе, т.е. увеличить силу, действующую на тело в несколько раз.
Твердое тело, кото-

рое может вращать-

ся вокруг своей оси.

Блок представляет

собой колесо, способ-

ное вращаться во-

круг своей оси и име-

ющее по краю желоб.

Дает выигрыш в

силе в 2 раза.

Позволяет менять

направление дей-

ствия силы

Дает выигрыш в

силе во столько во

сколько раз проигры-

ваем в пути.

Рычаг находится в

равновесии, если от-

ношение прилагае-

мых сил обратно

пропорционально

отношению плеч.
Высказывают свои предположения.
Да

подвижный блок?

6. Для каких целей применя-

ется неподвижный блок?

7.Какой выигрыш дает в силе

наклонная плоскость?

8. Правило равновесия рыча-

га?
1.В большинстве случаев про- стые механизмы применяют для того, чтобы получить выигрыш в силе, т.е. увеличить силу, дей- ствующую на тело в несколько раз. 2. Кратчайшее расстояние меж-
«Простые механизмы». - поддерживать интерес к повто- рению изученного материала через использование на уроке мультимедийных технологий. - при необходимости корректиро- вать ответы, предположения, вы- воды учащихся. Методы: эвристическая беседа, проблемно-поисковый. Результат этапа: готовность уча- щихся к активной учебно-позна- вательной деятельности на основе опорных знаний. 2. Кратчайшее расстояние между точкой опоры и прямой , вдоль которой действует на рычаг сила, называется точкой прило- жения силы. 3. Момент силы характеризует действие силы и показывает, что оно зависит од- новременно и от модуля силы, и от её пле- ча. 4. Ножницы – это рычаг. 5. Неподвижный блок это блок ось которо- го поднимается и опускается вместе с гру- зом. 6. Подвижный блок не даёт выигрыша в силе. 7. Во сколько раз выигрываем в силе, во столько раз проигрываем в расстоянии. Это «золотое правило» механики. 8. На любой строительной площадке рабо- тают башенные подъёмные краны- это со- четание рычагов, блоков, воротов. Третья станция «Простые механизмы» максимум 6 баллов Блок- Ворот- Наклонная плоскость- Клин- Винт- Рычаг-
Нет

Да

Да

Нет

Нет

Да

Да

Блок- 3

Ворот- 4

Наклонная

плоскость- 5

Клин- 6

Винт- 2

Рычаг-1
ду точкой опоры и прямой , вдоль которой действует на ры- чаг сила, называется точкой приложения силы. 3. Момент силы характеризует действие силы и показывает, что оно зависит одновременно и от модуля силы, и от её плеча. 4. Ножницы – это рычаг. 5. Неподвижный блок это блок ось которого поднимается и опускается вместе с грузом. 6. Подвижный блок не даёт вы- игрыша в силе. 7. Во сколько раз выигрываем в силе, во столько раз проигрыва- ем в расстоянии. Это «золотое правило» механики. 8. На любой строительной пло- щадке работают башенные подъёмные краны- это сочета- ние рычагов, блоков, воротов. 1 2 3 4
Четвертая станция «Рычаги». Определите тип рычага на данных рисунках. Макси- мум 4 балла. Прочитать и записать с доски определения в тетрадь. рычаг 1 рода неподвижная точка опоры О располагается между линиями действия приложенных сил рычаг 2 рода - неподвижная точка опоры О располагается по одну сторону от линий действия приложенных сил
2

1
5 6
Укажите какое определение к

какому рисунку относится:

рычаг 1 рода -
неподвижная точка опоры О располагается между линиями действия приложенных сил
рычаг 2 рода -
неподвижная точка опоры О располагается по одну сторону от линий действия приложенных сил
Пятая станция «Экспериментальная» 3 балла. Фронтальный эксперимент Оборудование: линейка, ручка, монетки Цель: Давайте убедимся на практике ,что с помощью рычага большую силу можно уравновесить меньшей силой Ход Положите линейку на ручку, чтобы полу- чились качели. Уравновесьте линейку. Сле- ва села птичка, положите 1монетку, а спра- ва должен сесть бегемот, положите 4 мо- нетки. Сделайте так что бы они уравнове- сили друг друга Вывод: Для того чтобы качели находились в равновесии птичка должна сидеть _________от точки опоры, а бегемот ________
2

1

Вывод: Для того

чтобы качели нахо-

дились в равновесии

птичка должна си-
Экспериментальная Оборудование: линейка, ручка, монетки Цель: Давайте убедимся на практике ,что с помощью рыча- га большую силу можно урав- новесить меньшей силой Ход работы: Положите линейку на ручку, чтобы получились качели. Урав- новесьте линейку. Слева села птичка, положите 1 монетку, а справа должен сесть бегемот, положите 4монетки. Сделайте так что бы они уравновесили друг друга
Станция шестая «Исследовательская» 4 балла Проведем теоретическую исследова- тельскую работу в парах. Оборудование: рисунок.
деть дальше от точ-

ки опоры, а бегемот

ближе.
4. F 2 больше F 1 в 2. раза. 5. l 1 больше l 2 в 2раза. 6. Вставьте слова: во сколько раз F 2 больше. F 1 , во столько раз l 1 больше l 2 Вывод: рычаг нахо- дится в равновесии тогда, когда силы, действующие на него, Оборудование: рисунок Ход работы Подвесили грузики на одно из плеч, и используя другие грузики, уравновесить рычаг (см. рисунок) 2. Считая, что каждый груз 1Н, определите по рисунку и запишите значение сил и плеч (см) F 1 F 2 l 1 l 2 3. Вычислите отношение сил и плеч. 4. F 2 больше F 1 в … раза. 5. l 1 большеl 2 в …. раза. 6. Вставьте слова: во сколько раз F 2 …. F 1, во столько разl 1 ….l 2
Вывод:
рычаг находится в рав- новесии тогда, когда ________,
Седьмая станция «Историческая» 2 балла Инженерный гений Архимеда с особой си- лой проявился во время осады Сиракуз римлянами в 212 году до н. э. в ходе Вто- рой Пунической войны. А ведь в это время ему было уже 75 лет! Архимед создал «Сверхоружие древности» В последние годы были проведены несколько экспери- ментов с целью про-верки правдивости описания этого оружия. Построенная конструкция показала свою полную рабо- тоспособность. Так называемая «Лапа Ар- химеда» представляла собой огромный ры- чаг, выступающий за городскую стену и оснащённый противовесом. Знаменитый историк древности Полибий писал, что, если римский корабль пытался пристать к берегу возле Сиракуз, эта машина, управ- ляемая специально обученным человеком, захватывала нос корабля и переворачивала его. Римляне вынуждены были отказаться от мысли взять город штурмом и перешли к осаде. Полибий писал: «Такова чудесная сила одного человека, одного дарования, умело направленного на какое-либо дело… римляне могли бы быстро овладеть горо- дом, если бы кто-либо изъял из среды си- ракузян одного старца». Вопрос: Прообразом какой современной машины является «Лапа Архимеда»? Вопрос: Зачем у подъёмного крана делают противовес? Восьмая станция «Решение задач» 6 бал- лов обратно пропорцио- нальны плечам этих сил. Подъемный кран. На любой строительной площадке работают башенные подъемные краны – это сочета- ние рычагов, блоков, воротов. действующие на него , обратно пропорциональны ______ этих сил. 1.Пусть первая сила равна 10 Н, а плечо этой силы 100 см. Чему
Девятая станция «Кроссвод» 1. 100Н 2. 200см 3. 0,4м равна вторая сила, если ее плечо равно 10 см? 2. Рабочий с помощью рычага поднимает груз весом 1000 Н, при этом он прилагает силу 500 Н. Каково плечо большой силы, если плечо меньшей силы 100 см? 3. К телу с закрепленной осью вращения приложена сила 40 Н. Момент силы равен 16 Н∙м. Чему равно плечо силы? Рефлек- сия. 5 мин Цель этапа для учителя: мобили- зация учащихся на рефлексию своего поведения. Задачи: - создать условия для осуще- ствления учащимися рефлексии Вы хорошо поработали на уроке. Молод- цы. Урок наш подходит к концу. И я хочу, что-
- стимулировать высказывания личного мнения об уроке и способах работы на нем. Цель этапа для учащихся: осо- знание учениками значимости полученных знаний и умений по изученной теме и готовность ис- пользовать их в дальнейшем для достижения учебных целей. Задачи: - определить сильные и слабые стороны собственного продвиже- ния в изучении темы; -осознать удовлетворенность сво- ей деятельностью на уроке. Методы: словесные (диалог). Результат этапа: открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогно- зирование способов саморегуля- ции и сотрудничества. бы вы продолжили фразы, которые види- те в маршрутном листе. Слушают учителя. Высказывают своё мнение и отношение к материалу на уроке, к уроку. Слушают учителя.
Итог урока. Инфор- мация о домаш- нем за- дании. 2 мин Цель этапа для учителя: подве- сти итоги работы на уроке, со- общить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения. Задачи: - дать анализ и оценку успеш- ности достижения цели и наме- тить перспективу последующей работы; - аргументация выставленных оценок и замечаний по уроку; - обеспечить понимание цели, со- держания и способов выполне- ния домашнего задания; - проверить соответствующие записи. Цель этапа для учащихся: -понять цели, содержание и способы выполнения домашнего задания. Задачи: - внимательно выслушать учите- ля о содержании и способах вы- полнения домашнего задания; - записать задание на дом в днев- ник. Результат этапа: адекватность самооценки учащегося оценке учителя; получение информации о реальных результатах обуче- ния; реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домаш- него задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития. Все цели поставленные нами на урок были достигнуты. Сегодня вы активно поработали. И заслуживаете хороших оце- нок…….. Спасибо за урок! Записывают домаш- нее задание в днев- ник.


В раздел образования