Автор: Персианинова Елена Юрьевна Должность: учитель физики Учебное заведение: МАОУ СОШ №3 Населённый пункт: г.Новый Уренгой Наименование материала: методическая разработка урока Тема: урок по теме "Простые механизмы" Раздел: среднее образование
Урок «Простые механизмы» 7 класс
Цели:
образовательная
проверить усвоение учащимися знаний о простых механизмах;
определить основные характеристики простых механизмов.
развивающая
продолжать формирование умений определять основные характеристики простых механизмов;
продолжать работу по формированию умений наблюдать, анализировать, делать выводы;
развивать интерес учащихся к физике, используя исторический материал.
воспитательная
содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира;
воспитывать интерес к истории развития физики.
Задачи урока:
1 . Образовательные
- повторить понятие «простые механизмы» и «рычаг»;
- знать виды простых механизмов, условия равновесия рычага;
- знать отличие рычага от других простых механизмов;
продолжить активизацию познавательного интереса школьников на уроках физики через использование информационных технологий, технологий
проблемного обучения и экспериментальных заданий.
2. Развивающие
-развивать навыки обучающихся самостоятельно решать экспериментальные задачи;
- формирование мотивации постановкой познавательных задач, раскрытием связи опыта и теории;
- формирование умения решать поставленную проблему, анализировать факты при наблюдении явлений.
3. Воспитывающие
- показать значение опытных фактов и эксперимента в жизни человека.
- показать связь физики с окружающим миром.
Тип урока : комбинированный
Методы и приемы работы, формы: беседа, эксперимент, работа в парах, самоконтроль, фронтальная и индивидуальная формы работы
Оборудование : линейка, ручка, монетки.
ТСО : компьютер, мультимедийный проектор
Структура урока:
1.
Организационный момент.
2.
Актуализация опорных знаний.
3.
Определение целей урока.
4.
Повторение изученного материала
5.
Рефлексия.
6.
Итоги урока.
7.
Домашнее задание.
Этап
урока
Вре-
мя
про-
ве-
де-
ния
Цели и задачи учителя,
учащихся,
методы
Деятельность учителя
Деятельность учени-
ков
Демонстрация (на доске, на
экране)
1. Орга-
низаци-
онный
момент
(мотива-
ция к
учебной
деятель-
ности).
3
мин
Цель этапа для учителя: способ-
ствовать подготовке учащихся к
продуктивной работе.
Задачи:
- создать положительный эмоци-
ональный настрой;
- организовать внимание обучаю-
щихся;
- помочь принять правильную ра-
бочую позу;
- проверить подготовленность
учащихся к уроку;
- настроить на активную и про-
дуктивную работу на уроке.
-Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке
мы заглянем в мир механики, будем учить-
ся анализировать и оценивать свою работу.
Но прежде выполним ряд заданий, которые
помогут раскрыть таинственную дверь
шире и показать всю красоту науки меха-
ники. Сегодня на вашем рабочем месте
должен быть учебник, тетрадь, ручка, ка-
рандаш, линейка.
Прошу вас сесть правильно. Настройтесь
на активную работу на уроке. Готовы? На-
строились? Прекрасно! А теперь давайте
приступим к работе.
Вокруг нас в природе живут настоящие
Настраиваются на
урок, включаются в
активную работу.
Цель этапа для учащихся: готов-
ность к уроку и быстрое включе-
ние класса в деловой ритм.
Задачи: позитивный и эмоцио-
нальный настрой на урок.
Методы: словесные.
Результат этапа: полная готов-
ность класса и оборудования,
быстрое включение учащихся в
деловой ритм.
богатыри. Например, обыкновенный
муравей. Этот силач обладает огромной
силой и способен поднять груз в 70 раз
тяжелее самого себя. Люди такими
возможностями не обладают. Но человек –
существо разумное. Именно разум всегда
давал ему возможность создавать
ухищрения, делавшие его сильнее или
быстрее. Были созданы различные
простые приспособления, увеличивающие
силу человека. Сегодня мы с вами
совершим путешествие на экспрессе в
страну знаний.
Как вы думаете, о какой стране идет речь?
Цель нашего путешествия закрепить зна-
ния по теме «Простые механизмы» в про-
цессе решения заданий
У вас на рабочем столе находятся марш-
рутные листы, где вы учиться сравнивать,
анализировать и оценивать свою работу.
Высказывают свои
версии.
«Простые механиз-
мы»
«Экспресс в сртану знаний
«Простые механизмы»
2. Акту-
ализа-
ция зна-
ний и
создание
затруд-
нения.
35
мин
Цель этапа для учителя: способ-
ствовать созданию условий для
выявления
опорных
знаний
по
теме «Простые механизмы»; со-
зданию
проблемной
ситуации
(мотивация)
для
подведения
к
теме урока, определения целей
изученного материала.
Задачи:
- актуализировать опорные зна-
Первая наша станция «Блиц – опрос» рабо-
таем устно
1.Что называют простыми механизма-
ми?
2. Какие простые механизмы вы знаете?
3. Что собой представляет рычаг?
4. Что такое блок?
5.Какой выигрыш в силе дает подвиж-
ный блок?
6. Для каких целей применяется непо-
Отвечают на постав-
ленные вопросы.
Приспособления, слу-
жащие для преоб-
разования силы.
Рычаг, блок, ворот,
наклонная плос-
кость, клин и винт.
1.Что называют простыми ме-
ханизмами?
2. Какие простые механизмы
вы знаете?
3. Что собой представляет
рычаг?
4. Что такое блок?
5.Какой выигрыш в силе дает
ния учащихся, полученные ранее
по теме «Простые механизмы»,
необходимые для закрепления
изученного материала;
- создать проблемную ситуацию
для привлечения внимания и вы-
зова интереса к изучению
темы;
- сформировать познавательные
мотивы;
- при необходимости корректиро-
вать ответы, предположения уча-
щихся;
- мотивировать учащихся к даль-
нейшей работе на уроке.
Цель этапа для учащихся: пока-
зать глубину знаний по теме
«Простые механизмы»; сформу-
лировать тему и цель урока.
Задачи:
- активно отвечать на постав-
ленные вопросы, показать глуби-
ну знаний по изученному мате-
риалу по теме
«Простые меха-
низмы»;
- пытаться решить поставленную
учителем
проблему (затрудне-
ние), высказывая свои предполо-
жения;
- организовать и направить к
цели познавательную деятель-
ность учащихся;
- создать условия для учащихся,
способствующих
их
активной
самостоятельной работе по при-
обретению
знаний
по
теме
движный блок?
7.Какой выигрыш дает в силе наклон-
ная плоскость?
8. Правило равновесия рычага?
Вторая наша станция «Веришь не веришь»
заполняем маршрутный лист всего можно
набрать 8 баллов
1.В большинстве случаев простые меха-
низмы применяют для того, чтобы полу-
чить выигрыш в силе, т.е. увеличить силу,
действующую на тело в несколько раз.
Твердое тело, кото-
рое может вращать-
ся вокруг своей оси.
Блок представляет
собой колесо, способ-
ное вращаться во-
круг своей оси и име-
ющее по краю желоб.
Дает выигрыш в
силе в 2 раза.
Позволяет менять
направление дей-
ствия силы
Дает выигрыш в
силе во столько во
сколько раз проигры-
ваем в пути.
Рычаг находится в
равновесии, если от-
ношение прилагае-
мых сил обратно
пропорционально
отношению плеч.
Высказывают свои
предположения.
Да
подвижный блок?
6. Для каких целей применя-
ется неподвижный блок?
7.Какой выигрыш дает в силе
наклонная плоскость?
8. Правило равновесия рыча-
га?
1.В большинстве случаев про-
стые механизмы применяют для
того, чтобы получить выигрыш
в силе, т.е. увеличить силу, дей-
ствующую на тело в несколько
раз.
2. Кратчайшее расстояние меж-
«Простые механизмы».
- поддерживать интерес к повто-
рению изученного материала
через использование на уроке
мультимедийных технологий.
- при необходимости корректиро-
вать ответы, предположения, вы-
воды учащихся.
Методы: эвристическая беседа,
проблемно-поисковый.
Результат этапа: готовность уча-
щихся к активной учебно-позна-
вательной деятельности на
основе опорных знаний.
2. Кратчайшее расстояние между точкой
опоры и прямой , вдоль которой действует
на рычаг сила, называется точкой прило-
жения силы.
3. Момент силы характеризует действие
силы и показывает, что оно зависит од-
новременно и от модуля силы, и от её пле-
ча.
4. Ножницы – это рычаг.
5. Неподвижный блок это блок ось которо-
го поднимается и опускается вместе с гру-
зом.
6. Подвижный блок не даёт выигрыша в
силе.
7. Во сколько раз выигрываем в силе, во
столько раз проигрываем в расстоянии. Это
«золотое правило» механики.
8. На любой строительной площадке рабо-
тают башенные подъёмные краны- это со-
четание рычагов, блоков, воротов.
Третья станция «Простые механизмы»
максимум 6 баллов
Блок-
Ворот-
Наклонная плоскость-
Клин-
Винт-
Рычаг-
Нет
Да
Да
Нет
Нет
Да
Да
Блок- 3
Ворот- 4
Наклонная
плоскость- 5
Клин- 6
Винт- 2
Рычаг-1
ду точкой опоры и прямой ,
вдоль которой действует на ры-
чаг сила, называется точкой
приложения силы.
3. Момент силы характеризует
действие силы и показывает, что
оно зависит одновременно и от
модуля силы, и от её плеча.
4. Ножницы – это рычаг.
5. Неподвижный блок это блок
ось которого поднимается и
опускается вместе с грузом.
6. Подвижный блок не даёт вы-
игрыша в силе.
7. Во сколько раз выигрываем в
силе, во столько раз проигрыва-
ем в расстоянии. Это «золотое
правило» механики.
8. На любой строительной пло-
щадке работают башенные
подъёмные краны- это сочета-
ние рычагов, блоков, воротов.
1 2
3 4
Четвертая станция «Рычаги». Определите
тип рычага на данных рисунках. Макси-
мум 4 балла.
Прочитать и записать с доски определения
в тетрадь.
рычаг 1 рода неподвижная точка опоры О
располагается между линиями действия
приложенных сил
рычаг 2 рода - неподвижная точка опоры О
располагается по одну сторону от линий
действия приложенных сил
2
1
5 6
Укажите какое определение к
какому рисунку относится:
рычаг 1 рода - неподвижная
точка опоры О располагается
между линиями действия
приложенных сил
рычаг 2 рода - неподвижная
точка опоры О располагается по
одну сторону от линий действия
приложенных сил
Пятая станция «Экспериментальная» 3
балла.
Фронтальный эксперимент
Оборудование: линейка, ручка, монетки
Цель: Давайте убедимся на практике ,что с
помощью рычага большую силу можно
уравновесить меньшей силой
Ход
Положите линейку на ручку, чтобы полу-
чились качели. Уравновесьте линейку. Сле-
ва села птичка, положите 1монетку, а спра-
ва должен сесть бегемот, положите 4 мо-
нетки. Сделайте так что бы они уравнове-
сили друг друга
Вывод: Для того чтобы качели находились
в равновесии птичка должна сидеть
_________от точки опоры, а бегемот
________
2
1
Вывод: Для того
чтобы качели нахо-
дились в равновесии
птичка должна си-
Экспериментальная
Оборудование: линейка, ручка,
монетки
Цель: Давайте убедимся на
практике ,что с помощью рыча-
га большую силу можно урав-
новесить меньшей силой
Ход работы:
Положите линейку на ручку,
чтобы получились качели. Урав-
новесьте линейку. Слева села
птичка, положите 1 монетку, а
справа должен сесть бегемот,
положите 4монетки. Сделайте
так что бы они уравновесили
друг друга
Станция шестая «Исследовательская» 4
балла Проведем теоретическую исследова-
тельскую работу в парах.
Оборудование: рисунок.
деть дальше от точ-
ки опоры, а бегемот
ближе.
4. F
2
больше F
1
в 2.
раза.
5. l
1
больше l
2
в 2раза.
6. Вставьте слова:
во сколько раз F
2
больше. F
1
, во столько
раз l
1
больше l
2
Вывод: рычаг нахо-
дится в равновесии
тогда, когда силы,
действующие на него,
Оборудование: рисунок
Ход работы
Подвесили грузики на одно из
плеч, и используя другие
грузики, уравновесить рычаг
(см. рисунок)
2. Считая, что каждый груз 1Н,
определите по рисунку и
запишите значение сил и плеч
(см)
F
1
F
2
l
1
l
2
3. Вычислите отношение сил и
плеч.
4. F
2
больше F
1
в … раза.
5. l
1
большеl
2
в …. раза.
6. Вставьте слова: во сколько
раз F
2
…. F
1,
во столько разl
1
….l
2
Вывод: рычаг находится в рав-
новесии тогда, когда ________,
Седьмая станция «Историческая» 2 балла
Инженерный гений Архимеда с особой си-
лой проявился во время осады Сиракуз
римлянами в 212 году до н. э. в ходе Вто-
рой Пунической войны. А ведь в это время
ему было уже 75 лет! Архимед создал
«Сверхоружие древности» В последние
годы были проведены несколько экспери-
ментов с целью про-верки правдивости
описания этого оружия. Построенная
конструкция показала свою полную рабо-
тоспособность. Так называемая «Лапа Ар-
химеда» представляла собой огромный ры-
чаг, выступающий за городскую стену и
оснащённый противовесом. Знаменитый
историк древности Полибий писал, что,
если римский корабль пытался пристать к
берегу возле Сиракуз, эта машина, управ-
ляемая специально обученным человеком,
захватывала нос корабля и переворачивала
его. Римляне вынуждены были отказаться
от мысли взять город штурмом и перешли
к осаде. Полибий писал: «Такова чудесная
сила одного человека, одного дарования,
умело направленного на какое-либо дело…
римляне могли бы быстро овладеть горо-
дом, если бы кто-либо изъял из среды си-
ракузян одного старца».
Вопрос: Прообразом какой современной
машины является «Лапа Архимеда»?
Вопрос: Зачем у подъёмного крана делают
противовес?
Восьмая станция «Решение задач» 6 бал-
лов
обратно пропорцио-
нальны плечам этих
сил.
Подъемный кран. На
любой строительной
площадке работают
башенные подъемные
краны – это сочета-
ние рычагов, блоков,
воротов.
действующие на него , обратно
пропорциональны ______ этих
сил.
1.Пусть первая сила равна 10 Н,
а плечо этой силы 100 см. Чему
Девятая станция «Кроссвод»
1. 100Н
2. 200см
3. 0,4м
равна вторая сила, если ее плечо
равно 10 см?
2. Рабочий с помощью рычага
поднимает груз весом 1000 Н,
при этом он прилагает силу 500
Н. Каково плечо большой силы,
если плечо меньшей силы 100
см?
3. К телу с закрепленной осью
вращения приложена сила 40 Н.
Момент силы равен 16 Н∙м.
Чему равно плечо силы?
Рефлек-
сия.
5
мин
Цель этапа для учителя: мобили-
зация учащихся на рефлексию
своего поведения.
Задачи:
-
создать
условия
для
осуще-
ствления учащимися рефлексии
Вы хорошо поработали на уроке. Молод-
цы.
Урок наш подходит к концу. И я хочу, что-
- стимулировать высказывания
личного мнения об уроке и
способах работы на нем.
Цель этапа для учащихся: осо-
знание учениками значимости
полученных знаний и умений по
изученной теме и готовность ис-
пользовать их в дальнейшем для
достижения учебных целей.
Задачи:
- определить сильные и слабые
стороны собственного продвиже-
ния в изучении темы;
-осознать удовлетворенность сво-
ей деятельностью на уроке.
Методы: словесные (диалог).
Результат этапа: открытость
учащихся в осмыслении своих
действий и самооценке. Прогно-
зирование способов саморегуля-
ции и сотрудничества.
бы вы продолжили фразы, которые види-
те в маршрутном листе.
Слушают учителя.
Высказывают своё
мнение и отношение к
материалу на уроке, к
уроку.
Слушают учителя.
Итог
урока.
Инфор-
мация о
домаш-
нем за-
дании.
2
мин
Цель этапа для учителя: подве-
сти итоги работы на уроке, со-
общить учащимся о домашнем
задании, разъяснить методику
его выполнения.
Задачи:
- дать анализ и оценку успеш-
ности достижения цели и наме-
тить перспективу последующей
работы;
- аргументация выставленных
оценок и замечаний по уроку;
- обеспечить понимание цели, со-
держания и способов выполне-
ния домашнего задания;
- проверить соответствующие
записи.
Цель этапа для учащихся:
-понять цели, содержание и
способы выполнения домашнего
задания.
Задачи:
- внимательно выслушать учите-
ля о содержании и способах вы-
полнения домашнего задания;
- записать задание на дом в днев-
ник.
Результат этапа: адекватность
самооценки учащегося оценке
учителя; получение информации
о реальных результатах обуче-
ния; реализация необходимых и
достаточных условий для
успешного выполнения домаш-
него задания всеми учащимися
в соответствии с актуальным
уровнем их развития.
Все цели поставленные нами на урок
были достигнуты. Сегодня вы активно
поработали. И заслуживаете хороших оце-
нок……..
Спасибо за урок!
Записывают домаш-
нее задание в днев-
ник.