"Музыкальное творчество коми – пермяков " для детей 3-7лет
Автор: Чеботкова Марина Леонидовна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №19 "Родничок" Населённый пункт: Пермский край г. Кудымкар Наименование материала: Информационный практико – ориентированный проект Тема: "Музыкальное творчество коми – пермяков " для детей 3-7лет Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
МБДОУ «Детский сад №19 «Родничок» г.Кудымкар
Информационный практико – ориентированный проект
«Музыкальное творчество коми – пермяков »
для детей 3-7лет
Разработала:
Чеботкова Марина Леонидовна
музыкальный руководитель
2016
Введение
Великие русские педагоги, ученые, общественные деятели боролись за
воспитание высокого национального достоинства, привлекали внимание к
содержанию образования - основной частью которого является воспитание
патриотизма.
Великая культура коми-пермяцкого народа складывалась постепенно.
Она богата своими обычаями, традициями и обрядами. Но в наше время, когда
многое утеряно, позабыто, очень мало знаем о своих корнях, о жизни наших
предков. Поэтому родная культура должна стать неотъемлемой частью души
ребенка, началом, продолжающим личность. Музыкальная культура коми-
пермяков - сложный мир смыслов и звучаний обладающий художественной
ценностью. Для реализации эстетического воспитания необходим опыт
общения с прекрасным - это приобщение детей к музыкальному творчеству
родного края. Введение в музыкальную культуру края ( песни, танцы, игры под
музыку) способно увлечь детей, развить их певческие умения, ритмические
движения, музыкальное мышление, расширить кругозор, дать представления о
коми-пермяцкой песне, танце, формировать любовь к родному краю.
Необходимо приобщать к музыке с самого раннего возраста, так как коми-
пермяцкие народные песни ценны в содержательном плане, они несут богатую
информацию об историческом прошлом, эстетических идеалах, психологии
коми-пермяков, дают представление о мировосприятии народа.
Актуальность :
Актуальность проблемы толерантности очевидна для современной
России. Захлестнувшая весь мир волна нетерпимости оказывает негативное
влияние на детей, которые становятся такими же жестокими, равнодушными
как и окружающие их взрослые. И только связь с истоками народной культуры,
искусством способствует нравственному воспитанию подрастающего
поколения.
Детство – это период, когда ребенок активно осваивает достижения
человеческой культуры. Важно, чтобы в дошкольном возрасте дети узнали и
оценили свою «малую родину» - место, где они родились и растут. «Малая
родина» - это родители, дом, родной город, обычаи, которые соблюдаются,
язык, на котором говорят окружающие люди. Дети должны знать, что среди
коми – пермяков много замечательных людей: художников, писателей,
поэтов, ученых, композиторов. Воспитывать к ним чувство признательности и
желание в будущем творить красоту. За годы своего существования коми –
пермяцкий народ создал и сохранил богатейшую культуру. Поэтому
приобщение дошкольников к национальной культуре становится актуальным,
так как каждый народ не просто хранит традиции и обычаи, но и стремится
перенести их в будущее, чтобы не утратить национального лица и
самобытности. Большое значение имеет знакомство детей со знаменитыми
людьми родного края - композиторами, поэтами, поэтому знакомство с коми –
пермяцким фольклором, формировать любовь к музыке, уважение к песенным
традициям коми-пермяцкого народа на основе активного восприятия и
ознакомления с произведениями коми – пермяцких композиторов и
музыкального фольклора; развивать специальные музыкальные способности
(чувство ритма, ладовое чувство, музыкальный слух); закладывать основы
толератного поведения у детей средствами музыкального воспитания - это
важный этап в реализации данного проекта.
Цель:
Формирование у детей нравственно-эстетических и духовных ценностей,
через знакомство с коми – пермяцким фольклором.
Задачи:
- развивать познавательный интерес детей к культуре своего этноса
- обогатить знания детей о малой родине, опыт детей, через национальный
фольклор (игры, пляски, хороводы, слушание коми-пермяцких песен)
- способствовать формированию любви к музыкальному искусству своего
народа
- расширять представления детей о коми – пермяцком округе, через
ознакомление с бытом, культурой, музыкальным творчеством, искусством
коми края
Тип проекта : Информационный практико – ориентированный,
долгосрочный
Участники проекта : педагоги, дети 3-7лет, музыкальный руководитель,
родители.
Сроки реализации проекта : октябрь 2016 года по февраль 2017год.
Ресурсы
1.
Национально-региональные программы «
2.
Методическое
пособие
Тотьмяниной
Т.Е.«
Поют
и
танцуют
дети
Пармы» к-п книжное изд. 2007год.
3.
Интернет ресурсы
4.
Видеоматериалы
5.
Фонотека музыкальных произведений
Формы реализации проекта
1.
НОД
2.
беседы с детьми
3.
рассматривание иллюстраций, картин
4.
просмотр видео материалов
5.
работа с родителями, детьми, педагогами
Деятельность педагогов
мероприятие
сроки
ответственные
1
Разработка проекта, конспектов
НОД
Ноябрь 2016г
Музыкальный
руководитель
2
Изучение литературу национально-
региональных программ
Октябрь2016г
Музыкальный
руководитель,
педагоги
3
Подбор музыкального репертуара
Октябрь – ноябрь
2016г
Музыкальный
руководитель
4
Пополнение картотеки коми-
пермяцких игр
Ноябрь 2016г-
февраль2017г
Музыкальный
руководитель,
педагоги
5
Разработать сценарии:
1. «В гости к сказке» младшая-
средняя группы
2.посиделок «Коми-пермяцкие
традиции» подг группа
Ноябрь 2016г–
февраль 2017г
Музыкальный
руководитель
6
Составить альбомы:
1. «Настоящее и прошлое коми –
пермяков»
2.«Коми- пермяцкие инструменты»
Ноябрь 2016г
Январь 2017г
Музыкальный
руководитель
7
Составить консультации для
родителей:
1.«Знаменитые люди нашего
города»
2. «Счастливого «Виль во»! Как
отметить Новый год по традициям
коми-пермяков?»
3. «Коми-пермяцкие народные
игры»
4. «Знакомим детей с родным
краем»
Ноябрь 2016г
Декабрь 2016г
Январь 2017г
февраль 2017г
Музыкальный
руководитель
8
Составить книжки-малютки
«Звонко песни мы поем» (по
возрастам)
Ноябрь – декабрь
2016г
Музыкальный
руководитель
9
Пополнение предметно-
развивающей среды в музыкальном
Ноябрь2016г –
февраль 2017г
Музыкальный
руководитель,
зале, в групповых комнатах
педагоги
1
0
Составить презентации:
« Мой город-Кудымкар»
«Коми пермяцкие музыкальные
инструменты»
Октябрь 2016г,
Январь 2017г
Музыкальный
руководитель
Деятельность детей.
мероприятия
сроки
ответственные
1
Слушание рассказов о г. Кудымкаре,
коми –пермяцких композиторах
Ноябрь 2016г
Музыкальный
руководитель,
педагоги,
родители
2
Участие в экскурсиях к
достопримечательностям города
Октябрь 2016-
февраль 2017г
Педагоги,
родители
3
Экскурсия в краеведческий музей
По плану
педагогов
педагоги
4
Рассматривание альбомов:
«Настоящее и прошлое коми-
пермяков»
«Коми-пермяцкие инструменты»
Октябрь2016г,
февраль 2017г
Музыкальный
руководитель,
педагоги
5
Слушание музыкальных произведений
коми-пермяцких композиторов
Октябрь-
ноябрь 2016г,
Январь-
февраль 2017г
Музыкальный
руководитель,
педагоги,
родители
6
Пение песен на родном языке
Октябрь 2016-
февраль 2017г
Музыкальный
руководитель,
педагоги,
родители
7
Игра в оркестр
Февраль 2017
Музыкальный
руководитель,
педагоги
Деятельность родителей.
мероприятия
сроки
ответственные
1
Посещение достопримечательностей
постоянно
родители
2
Составление фотоальбома «Любимый
город»
Февраль2017г
Родители,
педагоги
3
Чтение детям художественных
произведений коми-пермяцких поэтов,
писателей
постоянно
Родители.
педагоги
4
Совместная подготовка к
выступлениям на концертах, конкурсах
в ДОУ, на город, на край («Акань»,
«Лен вежа лун»)
Октябрь 2016г
–февраль
2017г
Родители,
педагоги,
музыкальный
руководитель
Этапы реализации проекта
1.
Подготовительный этап
срок
задачи
мероприятия
ответственные
Октябрь
2016г
Создание проекта
Сбор информации по
созданию проекта
1.Подбор музыкального
репертуара для
решения основных
задач проекта.
2. Написание сценария
развлечения, НОД,
программу концерта
3. Подбор коми игр.
4. Определение сроков
проведения концерта,
участие в конкурсах,
праздниках (город)
1 Раздать в группу
тексты песен для
разучивания с детьми.
2.Обговаривание
сценария по проекту с
воспитателями,
костюмов, атрибутов.
3. Анализ
методической
литературы.
Музыкальный
руководитель
Музыкальный
руководитель,
педагоги
Музыкальный
руководитель
2.Практический этап
ноябрь-
2016г по
январь
2017г
1.Разучивание
музыкального
репертуара;
2.Проведение НОД по
ознакомлению с коми
музыкальными
инструментами
3.Продолжить
знакомство с
творчеством коми –
пермяцкими
композиторами :
Пахорукова, Клещина,
Тотьмяниной
4.Составление
альбомов, книжки-
малютки
5.Составление
презентаций о городе
1. Наблюдение за
детьми, за уровнем
освоения репертуара.
2. Наблюдение за
детьми, за уровнем
освоения репертуара.
3.Поместить в группах
портреты коми-
пермяцких
композиторов в уголок
музыки
4.Поместить в группы в
уголок музыки или в
родительский уголок
5.Наблюдение за
детьми, их
заинтересованностью
просмотра презентации
Музыкальный
руководитель,п
едагоги
Музыкальный
руководитель
Музыкальный
руководитель,
педагоги
Музыкальный
руководитель
Музыкальный
руководитель
3.Заключительный этап
Февраль
2017г
1.Подготовка
оформления
музыкального
зала
к
м е с я ч н и к у
к о м и -
пермяцкой культуры
2.Подготовка костюмов,
а т р и б у т о в
к
проведению
посиделок
(подготовительная
группа),
развлечений
(средняя-мдадшая
группа),
выступлениям
н а
к о н ц е р т а х ,
праздниках.
3.Анализ
работы
по
проекту.
4.Предоставление
о п ы т а
р а б о т ы
п о
проекту,
презентация
проекта.
1.Оформление
музыкального
зала
к
проведению сценария,
к
месячнику
коми-
пермяцкой
культуры,
пополнение
предметно-
развивающей
среды
музыкального зала.
Подготовка
презентации к
педсовету.
Анализ работы по
презентации проекта
Музыкальный
руководитель,
педагоги
Музыкальный
руководитель
Ожидаемый результат.
1.Дети должны знать о своей малой родине, о своем городе, о творчестве
знаменитых людей нашего края, о традициях коми-пермяков.
2.Пополнится развивающая среда в музыкальном зале:
- альбомы «Настоящее и будущее коми-пермяков», «Коми-пермяцкие
инструменты»,
- фотоальбом «Любимый город»,
- книжки-малютки «Звонко песни мы поем» (по всем возрастам).
3.Результатом проекта являются выступления на концертах, конкурсах в ДОУ,
на город, на край («Акань», «Лен вежа лун»),
4.Предоставление опыта работы по проекту, презентация проекта.
5.
Посиделки
«Коми-пермяцкие
традиции»
подготовительная
группа,
развлечение «В гости к сказке» младшая- средняя группа
Литература:
Дровняшина Л.Д. Страницы истории Пармы.- Кудымкар, 2005.
Климов В.В., Чагин Г.Н. Круглый год праздников, обрядов и обычаев коми –
пермяо=ков.- Кудымкар, 2005.
Тотьмянина Т.Е.« Поют и танцуют дети Пармы» методическое пособие» к-п
книжное изд. 2007год.
Меглов Н., Михайлова Л.«Играем и поем» сборник муз игры для детей .
Интернет ресурсы.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Развлечение « В гости к сказке» ( мл-ср группы)
Звучит коми-пермяцкая мелодия « Тупи-тап», в зал входят дети.
М/Р: Ребята, а вы любите сказки? Давайте сегодня отправимся в гости к
сказке.
Ком/игра « По дорожке…»
На дорожке появляется Зайка.
М/р: Здравствуй Заяц-зайчонка, мы идем в гости к сказке.
Заяц: Возьмите меня с собой, а я с вами попляшу.
Танец: « Заяц- зайчонка» Пахоруков
М/Р: Пошли с нами. ( Идут появляется Волк)
- Здравствуй волк-серый бочок.
ВОЛК: Куда это вы идете? (Отвечают дети) А я вас не пущу, если со мной не
поиграете.
ИГРА на колокольчиках: « Сильканок» (Колокольчик) Клещин
ВОЛК: Мне с вами понравилось играть, возьмите меня с собой.
(идут навстречу появляется Медведь)
М/р: Здравствуй Оша- МИША, мы идем в гости к сказке.
МЕДВЕДЬ: А я вас не пущу.
М/Р: А мы для тебя песенку споем и поиграем.
ПЕСНЯ-ИГРА: « Миша- мишутка» Тотьмянина
(Идут дальше появляется ЛИСА)
М/Р: Здравствуй Лисонька-лиса.
ЛИСА: Здравствуйте. Куда путь держите?
М/Р: Идем в гости к сказке.
ЛИСА: Поиграйте со мной, а то вас не пущу.
ИГРА: « Цып-цыплятки» Пахоруков
1 Цып- цыплятки все сюда: пообедать вам пора.
Лапки вымойте водой, клювик вытрите травой.
Ой-ля-ля, ой-ля-ля, будьте чистыми всегда.
2 А теперь клевать начнем, кроши хлеба с молоком.
Дружно, дружно поклюем, после песенку споем.
Тра-та-та, тра-та-та, ах лиса идет сюда.
( лиса ловит цыплят) ( Идут подходят к домику…оттуда выкатывается
колобок)
М/Р : Ребята в какую сказку мы попали?
Сказка « Колобок» на коми- языке ( дети ст группы)
М/Р: Понравилась вам сказка? Но пора нам возвращаться в детский сад.
Под мелодию коми-пермяцкую выходят из зала.
КОНЦЕРТ « Поем и пляшем»
ВЕД: Бур лун, дона ёрттез! Как говорится в народной пословице:
«Рады мы гостям, как добрым вестям!»
«Честь и почтенье всем без исключения!»
17 февраля - день коми пермяцкого языка. Это праздник еще молодой, но он
важен для нас тем, что помогает сохранять и развивать языковые традиции
коми пермяцкого народа.
- Что значит: Родина моя? Ты спросишь. Я отвечу:
Сначала тропочкой земля бежит тебе навстречу.
Потом тебя поманит сад душистой веткой каждой.
Потом увидишь стройный ряд домов многоэтажных.
Потом пшеничные поля от края и до края.
Все это - Родина твоя, Земля твоя родная.
Чем старше станешь и сильней, тем больше пред тобой
Она заманчивых путей доверчиво раскроет.
стихотворение «Родина- горт»
ТАНЕЦ: «О, моя Россия!»
Россия……Родина… Это край, где мы родились, где живем, это наш дом, это
все то, что нас окружает. И где бы ты ни был, куда - бы не ездил, всегда
будешь вспоминать о своей малой Родине, о своем родном Пермском крае, о
своем городе.
На западном склоне Уральских гор,
где Иньва идет на широкий простор,
стоит величаво всему вопреки,
красавец Кудымкар, у самой реки.
стихотворение «Кудымкар»
ПЕСНЯ: «Кудымкар»
стихотворение «Иньва дорын - эм керэс»
По красоте своей и силе
мне не с чем мой Урал сравнить.
Иной здесь видеться Россия –
суровей, строже, может быть.
все дорого мне и любимо
в уральской родной стороне
с задумчивой березкой
я давнюю дружбу веду.
стихотворение «Катя»
стихотворение «Ме любита спорт»
ПЕСНЯ: «Ош – тракторист»
Как красивы песни наших коми пермяцких композиторов - это и Николай
Васильевич Пахоруков, и Людмила Ивановна Тотьмянина, и Александр
Иванович Клещин.
В их песнях не только воспевалась природа родного края , но и девичья
красота . Об этом расскажут нам дети группы «Колобок».
ПЕСНЯ: « Басок нывка»
А сколько песен написано о наших родителях, давайте вспомним о них
песнями, ведь наши родители это бабушки, прабабушки, наших маленьких
дошколят.
стихотворение «Семьяэ чуннезам»
ПЕСНЯ: « Бабушка- баба» Пахоруков
Наш народ славится не только песнями, танцами, но и веселыми , задорными
частушками.
коми-пермяцкие« Частушки»
А у каждого народа есть свои традиции, свои наряды.
Давайте будем дружить друг с другом
Как птица с небом, как поле - с плугом,
Как ветер - с морем, трава - с морями.
Как дружит солнце со всеми нами!
Давайте будем к тому стремиться,
Чтоб нас любили и звери, и птица,
И доверяли повсюду нам,
Как самым верным своим друзьям!
Спасибо за внимание!
Коми – пермяцкие посиделки «Коми – пермяцкие традиции»
подготовительная группа
Цель: формирование у дошкольников чувств патриотизма к родному краю.
Задачи:
1.
закрепить знания детей о родном крае ;
2.
развивать познавательный интерес к коми – пермяцкому фольклору,
умение выразительно рассказывать стихи, исполнять песни и хороводы
коми – пермяцких композиторов;
3.
воспитывать дружеские взаимоотношения , любовь к родному краю;
ХОД:
Дети входят под коми-пермяцкую мелодию «Ленок» Пахорукова.
Все:
Бур лун, дона ёрттез!
Взрослый:
Коми край тэ менам!
Тэ примит сьоломсянь пым привет поклонон!
К нам приехали гости, Гости славные, важные, именитые.
Мальчики:
Вдоль по улице красавицы идут,
Вдоль по улице девицы идут,
Сарафаны-то нарядные, а сапожки-то сафьяновы.
Девочки:
Вдоль по улице молодчики идут,
Вдоль по улице удаленьки идут.
Вот идут, идут поглядывают
Красным девицам подмаргивают.
Взрослый:
Мы сегодня будем петь да плясать,
да гостей вокруг забавлять.
А откуда наши гости?
ВСЕ:
С Кудымкара!
Мальчик:
Родился я в Кудымкаре, в прекрасном коми-крае,
Где все народы дружно живут одной семьёй.
Здесь улицы широкие, дома стоят высокие
Берёзы белоствольные мелькают за окном.
Здесь театры, парки, скверы
Школы, улицы, цветы - ну, а знаешь его ты?
ПЕСНЯ: «Кудымкар» Пахорукова
Девочка: Ой, ребята, а я что видела?
Дети: Что?
Девочка:
Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из подворотни лают ворота.
Мальчик:
Лошадь ела кашу , а мужик- овёс,
Лошадь села в сани, а мужик повёз.
Девочка:
Стучит- бренчит по улице,
Фома еде на курице,
А Тимошка на кошке,
По кривой дорожке.
Мальчик:
Катя, Катя - Катюха,
оседлала петуха.
Петух заржал,
на базар побежал!
Взрослый:
Ну, потеха, так потеха,
здесь никак нельзя без смеха,
музыканты хоть куда, с инструментами беда:
и ложки, и колотушки, и трещотки.
Игра на детских музыкальных инструментах: « Оркестр»
Взрослый:
Эй, глядите, воробушек летит, хвостиком вертит,
а вы скорее вставайте, дружно поиграйте
Коми пермяцкая игра: « Мыр» (пень)
На болоте стоит пень, шевелиться ему лень. Ждет,
кто пощекочет, он смеяться хочет
(щекочут Хозяйку - разбегаются, строятся полукругом)
Взрослый:
Давным – давно, на Руси, на уральской стороне , живет коми- пермяцкий
приветливый народ, хлеб – соль водит, хозяюшки припасы готовят – гостей
угощают. А не подскажите - ли, гости дорогие, чем хозяюшки гостей
подчуют? Какие коми – пермяцкие блюда знаете?
Презентация: «Коми – пермяцкие блюда».
(хлеб, челпаны, сочни, шаньги с различными начинками. Каши из
ячменной крупы, гороховой муки, калеги, а так же кисели разные – молочный,
из сусла, клюквы, брусники. Пироги - с рыбой, рябиной, редькой, грибами,
пистиками).
Взрослый: Наши посиделки без пляски, хоровода не получаются. Дети в
круг скорей вставайте хороводить начинайте.
Коми-пермяцкий хоровод: « Кудрявая березка» Клещин
Взрослый:
А еще из давно коми – пермяки угощали гостей квасом. Расскажем вам
сейчас с огромным желанием про наш коми - пермяцкий квас, который
готовят из бражна с добавлением солода.
ЧАСТУШКИ ПРО КВАС.
1.
Мы частушек много знаем.
и споем сейчас для вас,
А в частушках прославляем
коми-пермяцкий пенный квас!
2.
Квас не пьешь, какая сила,
говорили на Руси,
квас хозяйка выносила,
пей и снова попроси.
3.
В нашем округе и ныне
квас от веку водится,
а попить его до сыта
не всегда приходится.
4.
Началося красно лето
жарко солнышко печет,
как подвозят бочку с квасом
сразу очередь встает.
5.
Квас готовила, варила,
делала, старалася,
стала квасом угощать-
бочка разорвалася.
6.
Я поставлю нынче квас,
приглашаю в гости вас.
Сделаю окрошечку –
ешьте понемножечку!
7.
Мы частушки вам пропели
все про квас, да все про квас,
и большое всем спасибо,
что послушали вы нас!
Взрослый:
А еще один из самых важных блюд в коми пермяцкой кухне являются
пельмени. Пельмени настолько полюбились всем, что стали в нашей стороне
общепринятым кушанием.
- Ах, эти вкусные пельмени!
По нраву всем – и нам, и вам.
Из редьки, мяса и капусты
готовить будем мы для вас.
(Приготовление пельменей, по ходу идет рассказ о пельменях, звучат коми –
пермяцкие песни.)
Ребенок:
«Пельнянь»- слово коми пермяцкое. «Пель» -ухо, «нянь» -хлеб , в переводе
хлебное ухо.
Для наших предков пельмени были не просто любимым кушаньем, пельмени
были символом приносимого в жертву скота.
К настоящим уральским пельменям можно отнести лишь мясную, грибную и
редечную начинку. Раньше пельмени подавали не в посуде, а в горшочках и
ели руками.
Приготовление пельменей всегда было настоящим праздником. Женщины
разных возрастов собирались в избе, одетые в лучшие наряды. Пожилые
женщины готовили фарш, замужние женщины – тесто, молодые девушки
делали сочник. Ну, а младшие девочки начинали их фаршем. Все это
сопровождалось распеванием любимых песен.
(после приготовления пельменей, всех угощают ими. Затем встают
полукругом.)
Взрослый:
Коми – пермяки любят принимать гостей, ходить друг другу в гости, угощать
всем самым лучшим, что у них есть.
И мы будем очень рады, если вам понравилось у нас в гостях.
Час прошел в веселом гаме, как же короток был он,
Хорошо нам было с вами – вот прощальный вам поклон.
Все кланяются и под коми – пермяцкую песню «Ленок» Пахорукова , выходят
из – зала.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ .
Развлечение:
« Поют и пляшут дети Пармы» подг гр
Дети входят под коми-пермяцкий хоровод: « Кудрявая березка»
Клещин
Все: Бур лун, дона ёрттез!
Взрослый: Коми край тэ менам! Тэ примит сьоломсянь
Пым привет поклонон! К нам приехали гости,
Гости славные, важные, именитые.
Мальчики: вдоль по улице красавицы идут,
Вдоль по улице девицы идут,
Сарафаны-то нарядные, а сапожки-то сафьяновы.
Девочки: вдоль по улице молодчики идут,
Вдоль по улице удаленьки идут.
Вот идут, идут поглядывают
Красным девицам подмаргивают.
Взрос: мы сегодня будем петь да плясать, да гостей вокруг забавлять.
А откуда наши гости?
ВСЕ: С Кудымкара!
ПЕСНЯ:
« Кудымкар» сл. В Климов муз Н Пахоруков
1 Быд асыв горало
Тулысон ыбшар:
« Бур асыв,Кудымкар,
Миян гажа кар!»
Кудымкар, Кудымкар,
Миян коми кар.
2 Сё вильмоз горало.
Годiсь год ыбшар.
Сё вильмо, зорало
Миян гажа кар.
Кудымкар,Кудымкар.
Миян коми кар.
Девочка: Ой, ребята, а я что видела?
Дети: Что?
Девочка: Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из подворотни лают ворота.
Мальчик: Лошадь ела кашу , а мужик- овёс,
Лошадь села в сани, а мужик повёз.
Девочка: Стучит- бренчит по улице,
Фома еде на курице,
А Тимошка на кошке,
По кривой дорожке.
Мальчик: Катя, Катя - Катюха, оседлала петуха.
Петух заржал, на базар побежал!
Взрослый: Ну, потеха, так потеха,
здесь никак нельзя без смеха,
музыканты хоть куда, с инструментами беда:
и ложки, и колотушки, и трещотки.
« Оркестр»
Девочка поет песню « Кукла Луша»:
Кукла Луша у меня
Прямо девица- краса!
Луша- Лушенька,
Кукла- душенька!
Взрослый: Эй, глядите, воробушек летит, хвостиком вертит,
а вы скорее вставайте, дружно поиграйте.
ИГРА: « Лёли-лели чики- чок»
1.
Лёли- лели чики-чок
Сьылэ, йэктэ аканёк,
Талун праздник- чажа кад
Аканёкыс эдьден рад.
2.
Ну-ка, Луша, кругэ пет
Кин гляничас – кисэ сет.
Сыйэ кругэ тэ петкэт
Да гаженжика йэктэт.
3.
Ну-ка, Ксюша………
4.
Повтор 1 куплета.
Взрослый: Мы частушек много знаем , на прощание споем….
Поют частушки:
-По кудымкарской дорожке,
катятся арбузики,
Это не арбузики,
а детки- карапузики.
- шел деревней девки спали,
Заиграл в гармошку- встали
Встали, пробудилися,
окна отворилися
-Я девчонка боевая,
боевой остануся
Плохо будет тому парню,
кому я достануся
-Мы кончаем петь частушки,
и садимся в решето.
Уезжаем в город Пермь
за частушками еще.
( кланяются уходят)
Литература : - « Подвижные игры с песнями в детском саду»
Сост. Н.Н.Доломанова Изд. Творческий центр « Сфера» Москва 2002 год
- « Поют и танцуют дети Пармы» методическое пособие
Сост. Т.Е. Тотьмянина к-п книжное изд. 2007год
-«Играем и поем» сборник муз игры для детей сост. Н. Меглов,
Л. Михайлова
-« Музыка в детском саду» сборник Н. Ветлугиной
- Журналы: « Музыкальный руководитель» « Музыкальная палитра»
« Воспитатель ДОУ»
Музыкально-литературная композиция« Милый мой хоровод»
Подготовительная группа
Под коми –пермяцкую музыку Хозяюшка с детьми входит в зал:
Хозяюшка: - На заваленках , в светелке иль на брёвнышках каких
Собирались посиделки молодых и пожилых.
Эй, девчонки- веселушки, озорные- хохотушки,
Приходите поплясать, долгий вечер скоротать.
ДЕТИ. - Здравствуйте, люди добрые, что Вы сидите, грустите.
Друг на друга не глядите, из-за леса, из-за гор.
Еде дедушка Егор.
Ехал дед на хуторок- потерял свой коробок.
(въезжает ребенок-дед, оставляет короб)
Эй, заглянем в короб тот, может сказка тут живет. (заглядывает в короб)
РЕБЕНОК: Ой, глядите- чудеса, тут такая красота. ( вытаскивает
инструменты)
ХОЗЯЙКА: В старину , да так бывало инструментов не хватало.
Наши деды и отцы мастерили , что могли.
« ОРКЕСТР»
Мальчик: Что-то пляска не видна?
Девочка: Нет, не правда- вот она.
Мальчик: Плясуны не хороши
Девочка: Сам поди, да попляши.
Мальчик: Мы просили вас 100 раз,
Девочка: Ладно уж, пойдем сейчас.
ПЛЯСКА « Ой, как ты мне нравишься»рнп
Девочка: Ой, ребята, а я что видела?
Дети: Что?
Девочка: Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из подворотни лают ворота.
Мальчик: Лошадь ела кашу , а мужик- овёс,
Лошадь села в сани, а мужик повёз.
Девочка: Стучит- бренчит по улице,
Фома еде на курице,
А Тимошка на кошке,
По кривой дорожке.
Мальчик: Катя, Катя - Катюха, оседлала петуха.
Петух заржал, на базар побежал!
ХОЗЯЮШКА: Ну, ребята, вы загнули,
Чуть не до смерти пугнули.
Да и где же это видано?
Да и где же это слыхано?
Разойдитеся, расшатайтеся,
Дайте, дайте ходику Веселому народику!
Танец: « Лёли-лели чики- чок»
1.
Лёли- лели чики-чок
Сьылэ, йэктэ аканёк,
Талун праздник- чажа кад
Аканёкыс эдьден рад.
2.
Ну-ка, Луша, кругэ пет
Кин гляничас – кисэ сет.
Сыйэ кругэ тэ петкэт
Да гаженжика йэктэт.
3.
Ну-ка, Ксюша………
4.
Повтор 1 куплета. ( Хозяйка встает в центр круга, дети вокруг
нее)
ИГРА: « Пень»
На болоте стоит пень, шевелиться ему лень.
Ждет, кто пощекочет, он смеяться хочет.
(щекочут Хозяйку- разбегаются, строятся полукругом)
ВСЕ: В саду яблонька стоит, соловей под ней сидит.
Громко песенки поет, вам покоя не дает.
Где сойдемся- поклонимся,
Разойдемся- распростимся!. ( Кланяются и уходят)