Информационно-коммуникационные технологии в образовательном пространстве
Автор: Спицына Ольга Сергеевна Должность: преподаватель Учебное заведение: ОГАПОУ БИК Населённый пункт: город Белгород Наименование материала: статья Тема: Информационно-коммуникационные технологии в образовательном пространстве Раздел: среднее профессиональное
Информационно-коммуникационные технологии в образовательном
пространстве
Информационно-коммуникационные технологии на сегодняшний день
являются наиболее актуальными. Это обусловлено тем, что информационные
технологии находят все большее применение на практике, в том числе и в
образовательном процессе.
Современные
информационные
и
коммуникационные
технологии
открывают доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают
эффективность
самостоятельной
работы,
дают
совершенно
новые
возможности
для
творчества
преподавателя
и
студента,
кроме
того,
позволяют
добиться
решения
основной
задачи:
развития
познавательных
навыков
студентов,
умений
самостоятельно
конструировать
свои
знания,
ориентироваться в информационном пространстве, развития критического и
творческого мышления.
Основная
цель
профессионального
образования
–
подготовка
квалифицированного
работника
соответствующего
уровня
и
профиля,
конкурентоспособного
на
рынке
труда,
компетентного,
ответственного,
свободно
владеющего
своей
профессией
и
ориентированного
в
смежных
областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности
на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному
росту,
социальной
и
профессиональной
мобильности;
удовлетворение
потребностей личности в получении соответствующего образования.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в образовании
– это совокупность методов, устройств и процессов, используемых для сбора,
обработки
и
распространения
информации
и
использования
их
в
образовательном процессе.
Реализация различных видов занятий с применением ИКТ в обучении
позволили сформулировать педагогические условия их использования:
до статочный
уровень
информационной
ком п е те н тн о с ти
преподавателя и студентов;
умение представить содержание учебного предмета соответственно
выбранной форме занятия;
наличие соответствующей материально-технической базы;
моделирование
образовательной
среды,
адекватно
отражающей
содержание,
и
представленной
обучающими
ресурсами
сети
Интернет и мультимедийными средствами.
П о д средствами
информационных
и
коммуникационных
технологий
(средства ИКТ) будем понимать программные, программно-аппаратные и
технические
средства
и
устройства,
функционирующие
на
базе
средств
микропроцессорной вычислительной техники, а также современных средств
и
систем
транслирования
информации,
информационного
обмена,
обеспечивающие
операции
по
сбору,
накоплению,
обработке,
хранению,
продуцированию,
передаче,
использованию
информации,
возможность
доступа к информационным ресурсам компьютерных сетей (в том числе и
глобальных).
Несмотря на то, что стремительное развитие мультимедиа, и Интернет
вызвало
большой
интерес
у
педагогов
к
компьютерному
обучению,
обеспечение
качества
и
эффективность
обучения
с
использованием
ИКТ
остается на недостаточно высоком уровне.
Постоянно
идет
обновление
существующего
программного
обеспечения; совершенствуется компьютерная техника и информационно-
коммуникационные
технологии
в
образовании.
Такая
ситуация
ставит
преподавателей в позицию специалистов, постоянно осваивающих новый
материал
и
параллельно
адаптирующих
эту
новую
информацию
для
студентов.
Так при проведении занятий по информатике и математике в большей
степени
я
использовала
демонстративные
презентации.
Теперь
при
оснащении
интерактивной
доской
при
изучении
новых
тем
и
при
закреплении студенты принимают активное участие не только в качестве
слушателей,
но
и
при
объяснении
нового
материала,
при
решении
практических
упражнений
(Открытый
урок
на
тему
«Вычисление
определенного интеграла»).
В
современном
образовательном
учреждении
педагог,
который
использует
в
процессе
чтения
лекций,
проведения
уроков
мультимедиа-
проектор, электронную доску и компьютер, имеет выход в Интернет, обладает
качественным
преимуществом
перед
коллегами,
работающими
только
в
рамках привычной «меловой технологии».
При этом необходимо учитывать:
уровень подготовленности и образованность студентов, для которых
читается такая лекция;
профессиональную направленность студентов;
специфику учебной дисциплины;
особенности конкретной темы;
технические возможности для использования компьютерной техники
в аудитории.
Не всякий учебный материал подходит для такой формы проведения
учебных занятий, однако ее элементы возможны в любых случаях.
Так
освещая
тему
по
информатике
«История
развития
ВТ»
для
студентов I курса, в ходе лекции демонстрирую с помощью презентации пути
развития
ВТ.
Презентация
включает
в
себя
имена
ученых,
связанных
с
развитием ВТ, изображения ЭВМ на различных этапах развития.
Для
того
чтобы
успешно
применять
ИКТ
в
методической
работе,
преподаватель
должен
быть
хорошо
осведомлен
о
различных
видах
информационно-
коммуникационных
технологий
и
уметь
практически
применять некоторые из них, уметь организовывать учебно-познавательную
деятельность
студентов
в
новых
условиях.
Преподаватель
должен
иметь
определенную систему знаний, умений и опыта творческой деятельности.
Знания:
основных
видов
ИКТ,
перспектив
их
развития
и
существующих
проблем;
возможностей
сети
Интернет
и
образовательных
возможностей
основных видов телекоммуникаций (E-mail, в том числе рассылок
образовательной направленности);
Web-форумов, электронных конференций;
основных
образовательных
сайтов
как
отечественных,
так
и
зарубежных;
возможностей
использования
в
образовательных
целях
пакета
программ Microsoft Office.
Основные умения:
использования пакета программ Microsoft Office;
использования
Internet
для
коммуникаций
и
сбора
информации,
необходимой в образовании; оценивать достоверность информации,
приобретенной
через
ресурсы
Сети,
синтезировать
эти
данные,
приобретаемые через Internet, в значимое целое;
использование различных поисковых систем и каталогов; работать с
различными видами телекоммуникаций.
Опыт творческой деятельности, состоящий:
в
анализе
информации
о
возможностях
различных
видов
новых
информационных технологий, в разработке моделей образовательных
сайтов по предмету специализации, сайтов учебного заведения в сети
Интернет;
в
подготовке
докладов
к
электронным
научно-методическим
и
методическим конференциям в сети Интернет.
Повышение
уровня
методической
работы
педагога
предполагает
постоянное
повышение
квалификации.
Повышение
квалификации
преподавателей
осуществляется
в
различных
формах:
через
систему
повышения
квалификации
преподавателей,
осуществляемая
Институтами
развития образования, через работу методических объединений в учебных
заведениях, через дистанционные курсы с использованием сети Интернет.
(Примеры:
обучение
в
Московском
государственном
университете
экономики, статистики и информатики по курсу «Организация электронного
обучения
на
портале
Информационного
ресурсного
центра»
и
курсы
о
повышении квалификации по программе «Информационные технологии и
мультимедийное оборудование в образовании»).
Использование информационно-коммуникационных технологий в различных
видах деятельности преподавателя способствует повышению эффективности
учебного процесса, повышению уровня их методической и научно-
исследовательской работы.