Напоминание

Информационно-коммуникационные технологии в образовательном пространстве


Автор: Спицына Ольга Сергеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ОГАПОУ БИК
Населённый пункт: город Белгород
Наименование материала: статья
Тема: Информационно-коммуникационные технологии в образовательном пространстве
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Информационно-коммуникационные технологии в образовательном

пространстве
Информационно-коммуникационные технологии на сегодняшний день являются наиболее актуальными. Это обусловлено тем, что информационные технологии находят все большее применение на практике, в том числе и в образовательном процессе. Современные информационные и коммуникационные технологии открывают доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, дают совершенно новые возможности для творчества преподавателя и студента, кроме того, позволяют добиться решения основной задачи: развития познавательных навыков студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развития критического и творческого мышления. Основная цель профессионального образования – подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в образовании – это совокупность методов, устройств и процессов, используемых для сбора, обработки и распространения информации и использования их в образовательном процессе. Реализация различных видов занятий с применением ИКТ в обучении позволили сформулировать педагогические условия их использования: до статочный уровень информационной ком п е те н тн о с ти преподавателя и студентов;
умение представить содержание учебного предмета соответственно выбранной форме занятия; наличие соответствующей материально-технической базы; моделирование образовательной среды, адекватно отражающей содержание, и представленной обучающими ресурсами сети Интернет и мультимедийными средствами. П о д средствами информационных и коммуникационных технологий (средства ИКТ) будем понимать программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе средств микропроцессорной вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, накоплению, обработке, хранению, продуцированию, передаче, использованию информации, возможность доступа к информационным ресурсам компьютерных сетей (в том числе и глобальных). Несмотря на то, что стремительное развитие мультимедиа, и Интернет вызвало большой интерес у педагогов к компьютерному обучению, обеспечение качества и эффективность обучения с использованием ИКТ остается на недостаточно высоком уровне. Постоянно идет обновление существующего программного обеспечения; совершенствуется компьютерная техника и информационно- коммуникационные технологии в образовании. Такая ситуация ставит преподавателей в позицию специалистов, постоянно осваивающих новый материал и параллельно адаптирующих эту новую информацию для студентов. Так при проведении занятий по информатике и математике в большей степени я использовала демонстративные презентации. Теперь при оснащении интерактивной доской при изучении новых тем и при закреплении студенты принимают активное участие не только в качестве слушателей, но и при объяснении нового материала, при решении
практических упражнений (Открытый урок на тему «Вычисление определенного интеграла»). В современном образовательном учреждении педагог, который использует в процессе чтения лекций, проведения уроков мультимедиа- проектор, электронную доску и компьютер, имеет выход в Интернет, обладает качественным преимуществом перед коллегами, работающими только в рамках привычной «меловой технологии». При этом необходимо учитывать:  уровень подготовленности и образованность студентов, для которых читается такая лекция;  профессиональную направленность студентов;  специфику учебной дисциплины;  особенности конкретной темы;  технические возможности для использования компьютерной техники в аудитории. Не всякий учебный материал подходит для такой формы проведения учебных занятий, однако ее элементы возможны в любых случаях. Так освещая тему по информатике «История развития ВТ» для студентов I курса, в ходе лекции демонстрирую с помощью презентации пути развития ВТ. Презентация включает в себя имена ученых, связанных с развитием ВТ, изображения ЭВМ на различных этапах развития. Для того чтобы успешно применять ИКТ в методической работе, преподаватель должен быть хорошо осведомлен о различных видах информационно- коммуникационных технологий и уметь практически применять некоторые из них, уметь организовывать учебно-познавательную деятельность студентов в новых условиях. Преподаватель должен иметь определенную систему знаний, умений и опыта творческой деятельности. Знания:  основных видов ИКТ, перспектив их развития и существующих проблем;
 возможностей сети Интернет и образовательных возможностей основных видов телекоммуникаций (E-mail, в том числе рассылок образовательной направленности);  Web-форумов, электронных конференций;  основных образовательных сайтов как отечественных, так и зарубежных;  возможностей использования в образовательных целях пакета программ Microsoft Office. Основные умения:  использования пакета программ Microsoft Office;  использования Internet для коммуникаций и сбора информации, необходимой в образовании; оценивать достоверность информации, приобретенной через ресурсы Сети, синтезировать эти данные, приобретаемые через Internet, в значимое целое;  использование различных поисковых систем и каталогов; работать с различными видами телекоммуникаций. Опыт творческой деятельности, состоящий:  в анализе информации о возможностях различных видов новых информационных технологий, в разработке моделей образовательных сайтов по предмету специализации, сайтов учебного заведения в сети Интернет;  в подготовке докладов к электронным научно-методическим и методическим конференциям в сети Интернет. Повышение уровня методической работы педагога предполагает постоянное повышение квалификации. Повышение квалификации преподавателей осуществляется в различных формах: через систему повышения квалификации преподавателей, осуществляемая Институтами развития образования, через работу методических объединений в учебных заведениях, через дистанционные курсы с использованием сети Интернет.
(Примеры: обучение в Московском государственном университете экономики, статистики и информатики по курсу «Организация электронного обучения на портале Информационного ресурсного центра» и курсы о повышении квалификации по программе «Информационные технологии и мультимедийное оборудование в образовании»). Использование информационно-коммуникационных технологий в различных видах деятельности преподавателя способствует повышению эффективности учебного процесса, повышению уровня их методической и научно- исследовательской работы.


В раздел образования