Социализации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья посредством сенсорного развития
Автор: Салахова Татьяна Александровна Должность: учитель - дефектолог Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №18 г. Челябинска Населённый пункт: г. Челябинск Наименование материала: статья Тема: Социализации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья посредством сенсорного развития Раздел: среднее профессиональное
Социализации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
посредством сенсорного развития
Зарубежный и отечественный опыт свидетельствует о распространенности различных
отклонений в развитии детей. По данным международной организации по образованию
ЮНЕСКО,
в
мире
насчитывается
200
млн.
детей
с
умственными
и
физическими
недостатками.
В
нашем
детском
саду
функционируют
2
специализированные
группы
для
детей
с
задержкой психического развития.
Особенностью детей является задержанное или искажённое развитие, нарушение
системы психической деятельности. У всех детей отмечается отклонение в приеме и
переработке информации. Некоторые дети сильно возбудимы, другие вялые.
В последние годы специальная педагогика выдвигает на первый план инклюзию в
общество, как социализацию данной категории детей.
У
детей
с
особыми
образовательными
потребностями
процесс
социализации
затруднен. У них наблюдаются нарушения развития познавательных процессов (особенно
умственных операций), двигательной сферы, произвольности внимания. Это приводит к
тому, что дети с нарушением интеллекта с первых дней пребывания в детском саду
испытывают серьезные трудности, приводящие к отставанию в усвоении программного
материала
даже
для
детей
данной
категории.
Педагогами
отмечается
быстрая
утомляемость
воспитанников,
соматические
жалобы,
ослабление
иммунитета,
частая
заболеваемость, появление разнообразных трудностей в усвоении учебного материала.
Имея формально сохранные анализаторы как анатомо-физиологические предпосылки для
получения сенсорной информации, такой ребенок «слушает, но не слышит, смотрит, но не
видит».
Кроме
нарушений
в
познавательной
деятельности,
у
детей,
посещающих
специализированную группу, присутствуют вторичные отклонения в развитии (нарушение
зрения, нарушение слуха, опорно-двигательного аппарата). Присутствие детей со сложной
структурой дефекта предполагает, что сенсорные нарушения выражены ярче.
В
связи
с
этим,
к
приоритетным
направлениям
ранней
социализации
детей
дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями, отношу сенсорное
развитие,
так
как
восприятие
ребенком
окружающей
действительности
происходит
в
рамках конкретного анализатора (зрительного, слухового, тактильного).
Для меня, как учителя-дефектолога, проблема социализации дошкольников, имеющих
нарушения в познавательной сфере особо актуальна и чем раньше начать этот процесс,
тем легче дети адаптируются в общество.
Именно в детском саду, мы имеем огромные возможности научить ребенка познавать
мир, себя и окружающих, научить ребенка различным формам общения.
Социализация
будет
успешной
при
условии
интегрированного
подхода,
направленного как на сенсорное развитие, так и на познавательную сферу. Для этого
требуется особое внимание к подбору методов, используемых педагогом. Имея огромный
арсенал методов коррекции, воспитания и обучения, задача учителя-дефектолога выбрать
наиболее
оптимальные
и
эффективные
методы
социализации
детей
с
особыми
образовательными возможностями.
Цель моей работы: обеспечение ранней социализации детей дошкольного возраста через
сенсорное развитие.
Ведущее место в системе работы по обеспечению социализации детей данной категории
отвожу методам, направленным на сенсорное развитие, так как восприятие объектов,
предметов, явлений, действительности является средством познания окружающего мира.
В своей работе использую специальную диагностику Е.А. Стребелевой и Е.А. Екжановой,
которая предполагает обследование уровня сформированности основных линий развития
и детской деятельности у ребенка с умственной недостаточностью в возрасте от 4 до 8 лет.
Целью
психолого-педагогического
обследования
является
изучение
индивидуального
уровня сформированности основных линий развития и всех видов детской деятельности.
Основными
методами
изучения
в
ходе
индивидуального
обследования
являются
экспериментальное
обследование
и
наблюдение
за
ребенком
в
процессе
выполнения
заданий.
Затем
к
диагностике
подключаются
специалисты:
педагог-психолог,
инструктор
по
физкультуре, музыкальный руководитель.
После
проведенной
мной
диагностики,
сбора
анамнеза,
бесед
с
родителями,
было
выявлено, что:
дети с ограниченными возможностями здоровья не учитывают внешние признаки
предметов, включенных в деятельность;
у
детей
крайне
недостаточен
уровень
развития
действий,
направленных
на
обследование предметов;
знают название цвета в среднем менее трети детей, при этом наиболее известными
оказались
красный
и
зеленый;
самостоятельное
называние
цвета
доступно
значительно меньшему количеству детей;
не достаточно в сформировано восприятие величины;
с трудом выполняют задания, включающие пространственные отношения;
не дифференцирует большая часть детей звучание музыкальных инструментов.
Обучение
детей
с
интеллектуальной
недостаточностью
осуществляю
по
специальной
программе
дошкольных
образовательных
учреждений
компенсирующего
вида
для
детей
с
нарушениями
интеллекта
Е.А.
Екжановой
и
Е.А.
Стребелевой
“Коррекционно-развивающее
обучение
и
воспитание
детей
дошкольного
возраста
с
нарушением интеллекта”.
Материал в ней распределен по 4 этапам обучения. На основании полученных данных, я
комплектую подгруппы для коррекционных занятий с учетом возраста, диагноза, уровня
познавательной
деятельности
и
выявленных
вторичных
отклонений.
Так,
вновь
поступившие дети, могут по уровню своего развития получать знания сразу по 2 или 3
году обучения. Или наоборот, несколько лет усваивать материал 1 года обучения.
Все
вышесказанное
и
определяет
содержание
и
методы
системного,
дифференцированного педагогического воздействия.
Методика сенсорного воспитания дошкольников предусматривает:
1) обучение детей обследованию предметов;
2) формирование представлений о сенсорных эталонах через
сравнение.В своей работе я
руководствуюсь следующими принципами:
Принцип единства диагностики и коррекции
Принцип взаимосвязи коррекции и компенсации
Принцип учета возрастных психологических и индивидуальных возможностей
Принцип последовательности
Принцип наглядности
Принцип доступности и индивидуализации
Принцип комплексности
Важным фактором в планировании занятий по ознакомлению детей с цветом, формой,
величиной
предметов
является
принцип
последовательности,
предусматривающий
постепенное усложнение
заданий,
на
которых,
знакомлю
детей
вначале
с
вполне
осязаемыми сенсорными свойствами — величиной и формой предметов, которые можно
обследовать путем ощупывания, а уж потом с таким сенсорным свойством, как цвет,
ориентировка на который возможна только в плане зрительного восприятия.
На первом этапе обучения использую способность детей к подражанию (сначала все
действия выполняю совместно с ребенком, затем показываю, как выполнить).
Правильной
ориентировки
детей
достигаю
в
результате
специфических
действий
по
обследованию предметов,
величины,
формы
объекта,
учу
детей
определять
пространственные взаимоотношения.
Для формирования компонентов сенсорного воспитания использую практические
задания и упражнения, которые позволяют сформировать умения удерживать предметы в
руках; совершать элементарные исследовательские действия (сжимать, перекладывать,
катать, поворачивать и т.д).
Тематическое планирование материала согласую со временем года, с сезонными
явлениями,
с
лексической
темой
по
ознакомлению
с
окружающим,
опираясь
на
жизненный опыт детей.
В
дальнейшем
включаю
упражнения
на
распознание
и
умение
различать
форму
и
величину;
упражнения
на
выбор
по
образцу;
выбор
по
словесному
обозначению;
упражнения в форме подвижных и дидактических игр. Один и тот же материал использую
многократно, чтобы дети в своем индивидуальном темпе смогли его усвоить.
Знакомство с геометрическими фигурами происходит путем сравнения с уже знакомыми
формами.
Использую
«геометрические
ориентиры»
при
поиске
предметов
различной
формы в окружающей обстановке.
На занятиях по сенсорному воспитанию каждым заданием предусматриваю решение
сенсорных задач при наличии у детей различных умений и навыков. В свою очередь, на
этих же занятиях дети приобретают новые знания, умения, которые используются ими в
других видах деятельности (изобразительной, трудовой, игровой).
Формирование представлений о цвете требует особого внимания, поскольку цвет
является тем свойством, которое нельзя обследовать рукой. Поэтому на начальном этапе
выделение цвета осуществляю через соотнесение предметов между собой. В дальнейшем
- обучаю группировке без использования образца. При выполнении каждого действия
называю
цвет
предмета,
постепенно
добиваясь
повторения
и
самостоятельного
его
названия ребенком.
Сенсорное
воспитание
планирую
в
тесной
взаимосвязи
со
всеми
остальными
разделами работы. Так, успешная организация занятий по ознакомлению с величиной,
формой, цветом предметов возможна при наличии определенного уровня физического
развития
ребенка.
Прежде
всего
это
относится
к
развитию
движений
руки
при
осуществлении действий по вкладыванию, выниманию предметов, при работе с мозаикой,
рисовании красками.
Так как ведущим видом деятельности и основой становления является игра, с детьми
данной категории использую игры, в которых усвоение материала протекает незаметно, в
практической деятельности. Стараюсь применять многофункциональные дидактические
игрушки,
которые
одновременно
развивают цветовосприятие,
величину,
способность
ориентироваться на плоскости.
При работе с дошкольниками специализированной группы, была разработана система
коррекционно - развивающей деятельности.
Учитель
-
дефектолог,
педагог
-
психолог,
музыкальный
руководитель,
воспитатели
работают в тесном контакте друг с другом. Наш педагогический коллектив стремятся к
тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в
целом.
Избежать
многих
проблем
в
усвоении
программного
материала
для
детей
дошкольного
возраста
с
нарушением
интеллекта
помогает
интегрированная
непосредственно – образовательная деятельность, на которой в процессе изучения темы
применяются знания и умения, полученные в процессе ознакомления с окружающим,
развития речи, музыкального творчества и продуктивной деятельности.
Структура
проведения
интегрированных
занятий
различна
в
смешанных
разновозрастных подгруппах для детей с различными нарушениями. В структуру занятий
включаю
ритмические
разминки,
которые
формируют
навыки
ритмичного
и
координированного движения. Движения с музыкальным сопровождением положительно
влияют на развитие слуха, внимания, памяти, воспитывают временную ориентировку.
Занятия строю таким образом, чтобы в содержание входил комплекс дидактических игр и
упражнений, способствующий развитию таких качеств, как, ориентировка в пространстве,
зрительное,
слуховое,
тактильно
–
двигательное
восприятие.
Все
это
расширяет
практический опыт детей с установкой на интеграцию их знаний и умений действовать с
учетом требований окружающей действительности.
Лексические темы, которые я отрабатываю на своих занятиях, подбираю и сочетаю таким
образом, чтобы материал, усвоенный при изучении одних тем, обогащался и расширялся
при изучении других. Например: темы «Овощи», «Фрукты», «Грибы» находят отражение в
теме «Осень». Выбрав тему, согласую содержание работы на занятиях, подбираю игры,
упражнения, методы обучения со специалистами и воспитателями.
Взаимодействие с музыкальным руководителем в коррекционном процессе позволило в
интересной
форме
научить
дошкольников
с
нарушением
интеллекта
сформировать
представление о многообразии окружающего мира. Проведение интегрированных занятий
дает
возможность
параллельно
закрепить
коммуникативные,
музыкальные
навыки
и
освоить сенсорные эталоны.
Как
показывает
мой
опыт,
всем
семьям,
имеющим
ребенка
с
ограниченными
возможностями здоровья, требуется педагогическая поддержка. Как правило, родители не
имеют
представления
о
целях,
методах
коррекционно
–
развивающего
обучения,
перекладывают заботу о воспитании на образовательное учреждение, стесняются своего
неполноценного ребенка, прячут его от людей, не посещают общественные места, лишая
его жизненных впечатлений.
Для
того,
чтобы
развить
детско-родительские
отношения,
провожу
индивидуальные
занятия с участием родителей, на которых они могут не только увидеть способности и
возможности
своего
ребенка,
но
и
принять
участие
в
коррекционно-развивающем
процессе.
Консультирую родителей, какие игры и игрушки лучше приобретать для сенсорного
развития ребенка.
На родительских собраниях даю рекомендации, как можно закрепить материал, изученный
в детском саду, в игровой, непринужденной, домашней обстановке.
Таким образом, в результате проведенной работы дети используют представления о
цвете, форме, величине в дидактических играх, упражнениях, в процессе повседневной
жизни (различают цвет светофора, могут выбрать форму по названию, находят самого
высокого,
низкого
ребенка,
умеют
выполнять
простые
постройки
из
строительного
материала,
используя
детали
различной
формы).
У
детей
сформировались
умения
использовать сенсорную информацию в процессе хозяйственно – бытового труда (следить
за своим внешним видом и замечать неполадки в одежде, поливать комнатные растения
при сухой почве). Научились выделять из фона и узнавать объекты на слух: звонок
телефона, шум холодильника, работающего пылесоса, звук закипающей воды в чайнике. В
процессе
умывания
могут
определить
холодную/теплую
воду,
сухие/мокрые
руки.
Определяют направление звука (справа, слева, впереди, сзади).