Развитие компетенций в подготовке специалистов гостиничного дела на базе УГНТУ Ключевые слова: Специалист гостиничного сервиса, гостиничный бизнес, компетенции. На сегодняшний день задача гостиничного бизнеса – это квалифицированный специалист. Гостиничный бизнес – это деятельность, которая направлена на получение прибыли за счет предоставляемых услуг, виде отдыха. Специалист гостиничного сервиса – это лицо отеля. С каждым годом выпускников становится все больше. Специалист не только бронирует номера и поселяет гостей, но он также должен решать все проблемы, которые будут возникать у гостя за все время пребывания в отеле. В педагогической литературе уже поднимался вопрос о формировании профессиональных компетенций у специалистов гостиничного дела. Для того, чтобы повысить компетенции нужно выстраивать модульный подход, который позволит спроектировать выпускников специалиста гостиничного сервиса. Такой подход позволит рассмотреть формирование профессиональных компетенций, характеризующих стремлением развить в себе нравственные и деловые качества личности. Компетенции – это способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач. Такой специалист будет пользоваться спросом на рынке труда. Как отмечают практики, профессиональный уровень молодых специалистов низок. Выпускники обладают фундаментальной базой общих теоретических знаний. Работодатели констатируют проблему в языковой подготовке специалистов. На сегодняшнее время работодатель оценивает у специалистов качество образования и, какой подготовкой он обладает, какие развиты профессиональные и общекультурные компетенции, насколько быстро он овладевает новыми способностями и осваивает новое. В вузах, где выпускают специалистов гостиничного сервиса, нет уклона на развитие компетенций. Существующие на сегодняшний день в зарубежной литературе определения профессиональной компетентности как «углубленного знания», «состояния адекватного выполнения задачи», «способности к актуальному выполнению деятельности». Следует отметить, что сущностные характеристики профессиональной компетентности специалиста нельзя рассматривать изолированно, поскольку они носят интегративный, целостный характер, являются продуктом профессиональной подготовки в целом, его востребованностью на рынке труда. Профессиональное становление специалиста охватывает длительный период жизни: от начала формирования профессиональных намерений до профессионального мастерства. В процессе подготовки специалистов необходимо делать упор на компетенциях. Выпускник гостиничного сервиса должен обладать навыками бизнес-планирования деятельности гостиничного предприятия, современными технологиями формирования и продвижения гостиничного продукта, определять перспективные направления и формировать хозяйственную стратегию гостиничного предприятия. Компетентностный подход в образовании предъявляет определенные требования к профессиональной подготовке любого специалиста. Компетентностный подход – это подход, в котором результаты признаются значимыми за пределами системы образования. Для определения превалирующих у студентов ценностных установок, уровня самооценки и оценки сформированности мотивов и ключевых компетенций было использовано несколько методик: «Анкетирование выявления компетенций» и опросник «Общая шкала самооценки». При подборе педагогических методов развития общих компетенций акцент был сделан на методах, стимулирующих обучение посредством действия, обмена опытом, изучения опыта, экспериментирования, сотрудничества, «позитивного» совершения ошибок, творческого разрешения проблем, обратной связи посредством социального взаимодействия, постановки и представления идей и проблем. Результат диагностирования показал, что студенты нуждаются в развитие профессиональных компетенций. Для этого были разработаны рекомендации по совершенствованию процесса обслуживания гостей. Успешное развитие предприятий индустрии гостеприимства предполагает более широкое использование компетенций в управлении человеческими ресурсами. Разработка является одной из основных функций службы персонала. Помимо непосредственного влияния на финансовые результаты компании, профессиональное развитие работников способствует созданию благоприятного климата в организации, повышает стимулирование работников и их преданность организации. Объекты профессиональной деятельности выпускников: организация процесса предоставления услуг; запросы потребителей гостиничного продукта; процесс предоставления услуг; технологии формирования, продвижения и реализации гостиничного продукта; средства труда: оргтехника, правовые, нормативные и учетные документы; первичные трудовые коллективы. Проанализировав педагогическую литературу, можно охарактеризовать деятельность специалиста тем, что профессиональные качества важны для работодателя. Профессиональная культура, нравственность, самореализация в деятельности обеспечивает профессиональные компетенции специалиста гостиничного сервиса. Такой специалист будет пользоваться востребованностью на рынке труда. Литература 1. Белкин, А. С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство [Текст] / А. С. Белкин. Челябинск : Южно-Уральское кн. изд-во, 2012. 176 с. 2. Квартальнов, В. А. Методика и педагогика профессионального обучения и подготовки специалистов для целей туризма в России. Из опыта образовательных учреждений социального туризма. [Текст] / В. А. Квартальнов, И. Д. Солодухин. М. : РМАТ, 2011. 214 с. 3. Третьякова, Т.Н. Теоретические основы управления профессиональной подготовкой специалистов: монография /Т.Н. Третьякова.- Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2013. - 292 с.3 4